Общая характеристика системы информирования населения о социально - экономических и культурных процессах в современной России
В современных условиях динамично меняющаяся социально-политическая и финансово-экономическая ситуация требует от органов власти осуществления повседневной деятельности по анализу и оценке складывающейся ситуации во всех сферах и отраслях жизнедеятельности общества, принятию соответствующих нормативных и распорядительных актов и решений на федеральном уровне, доведению этих решений до исполнителей регионального и местного уровней управления, контролю полноты, точности и своевременности их исполнения.
Процесс информатизации должен рассматриваться в качестве неотъемлемой части процессов развития во всех областях жизнедеятельности государства.
Информирование населения исполнительными органами власти - это предоставление населению органами власти посредством информационно-телекоммуникационных средств и технологий информации о своей деятельности с целью повышения эффективности выполнения своих функций по повышению качества жизни населения.
Информирование населения о деятельности власти решает такие задачи как:
- способствует развитию демократии;
- повышает степень участия граждан в управлении;
- создает возможности всем членам сообщества более эффективно управлять собственной жизнью.
Классический подход к информированию населения о деятельности органов власти состоит из доведения до населения через СМИ, собственную печатную продукцию, а также через интернет - сайты органов власти программ и проектов деятельности, отчетов о ходе их исполнения, промежуточных и конечных результатов. Также данный процесс происходит через непосредственные встречи руководителей с населением.
В современном обществе одним из признаков демократичности государства является информационная открытость государственного управления.
Информационная открытость состоит из двух компонентов: права на информацию и обязанности ее предоставлять. Право на информацию является одним из основных прав человека. В соответствии с ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, воспроизводить и распространять информацию любыми законными способами . Исключение составляет лишь информация, которая в силу закона ограничена в обороте.
Вторым элементом информационной открытости выступает обязанность предоставить информацию.
Информация подразделяется на общедоступную и ограниченную в обращении.
Таким образом, информационная открытость -это организационно-правовой режим деятельности физических и юридических лиц, связанный с обеспечением доступа к информации и предоставлением информации, неограниченной в обороте, в том числе с помощью средств массовой информации, личного присутствия при принятии решения и иными способами, не запрещенными законодательством для удовлетворения своих нужд.
В обязанности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и администрации организаций входит оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Одна из важнейших обязанностей государства - обеспечить информацией о законодательстве и других нормативных правовых актах всех граждан России. Информатизация как раз призвана обеспечить процесс эффективной организации и использования информационных ресурсов с целью правового информирования граждан, общества и государства в целом.
В Российской Федерации созданы все необходимые предпосылки для совершенствования деятельности органов власти на основе широкого использования информационных технологий. Успешно реализуются программы и проекты по созданию государственных информационных систем, обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку и хранение информации. Решаются задачи, связанные с формированием современной информационно-технологической инфраструктуры, формируются территориально-распределенные ведомственные компьютерные сети. В нашей стране все более актуальной становится возможность обмена данными в электронном виде между государственными органами, населением и организациями. Это подкрепляется комплексной системой электронного документооборота.
В условиях глобализации и формированием глобального информационного общества Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 7 февраля 2008 г. № Пр-212 был утвержден важный политический документ Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации [ Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации // Рос.газ. 2008. 16 февр. ], в которой основными целями формирования и развития информационного общества в Российской Федерации определены повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. А в качестве одного из основных принципов информационного общества определено обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.
Необходимо отметить, что создание информационного общества в России рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня – модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития и это отражено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.]. В качестве целей государственной политики в области развития информационных технологий признаётся создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Таким образом, цели государственной политики определяют необходимость решения задач не только в сфере информационных технологий, но и во всех областях жизни, включая экономику, науку и технику, социальную сферу (образование, культура и т.д.) и, как уже отмечалось, государственное управление.
Наличие и динамическое повышение уровня открытости и прозрачности органов государственной власти перед общественностью являются качественными признаками демократических преобразований общества в контексте электронного правительства. Важно, чтобы открытость стала действенным инструментом обеспечения взаимодействия общества и органов власти, привлечения граждан и общественных институтов к решению местных вопросов, к принятию политических решений и формированию возможностей полного оценивания качества их реализации, общественного контроля [5, c. 22Мельниченко В.И. Прозрачность или открытость ? / В.И. Мельничен- ко // Вече 3 (144). – М., 2004. – С. 31-35.].
8 февраля 2012 г. по Указу Президента была создана рабочая группа по формированию в России системы «Открытое правительство».
Это система механизмов и принципов, обеспечивающих открытость
и подотчетность органов власти; экспертизу, вовлечение общества
и бизнеса в принятие решений; прозрачность государственных расходов, закупок и инвестиций; эффективный общественный контроль.
Открытое правительство – это не новая властная структура, а система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и гражданского общества. Результатом такого взаимодействия должно стать повышение качества принимаемых решений и качества работы государственного аппарата в целом, и как следствие, рост качества жизни граждан и формирование новой для России культуры взаимодействия.
Открытое правительство представляет собой комплекс средств осуществления гражданами властных полномочий и является элементом системы государственного управления, обеспечивающим высокий уровень прозрачности деятельности органов власти, свободный обмен информацией между органами власти и гражданским обществом, а также активное участие гражданского общества в подготовке и реализации решений органов власти.
Система «Открытое правительство» предоставляет гражданам возможность получать актуальную и полную информацию о деятельности органов государственной власти и ее итогах,участвовать в управлении делами государства, получить информацию о разрабатываемых органами исполнительной власти законопроектах, результатах их антикоррупционной экспертизы и направить свои предложения. Такие возможности помогают организовать общественный контроль за выполнением государственными и местными органами своих задач.
В современном обществе стремительно развивается тенденция использования гражданами государственных услуг в электронной форме, предоставление которых производится с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и универсальных электронных карт.
Информационная открытость органов власти и гарантированный доступ граждан к государственным информационным ресурсам, в том числе посредством ведомственных сайтов, делают власть прозрачной по отношению к обществу, повышают социальную ответственность чиновников, что неминуемо сказывается на эффективности их работы и, следовательно, на качестве жизни граждан.
Создаваемые органами государственной власти официальные сайты становятся самым эффективным средством реализации взаимодействия с населением, поскольку обеспечивают быстрый и экономичный способ распространения информации о деятельности государственных органов и доведения официальной точки зрения государства до сведения общественности. Кроме того, сайты обеспечивают гражданам и организациям, независимо от их мест проживания и нахождения, равный доступ к информации об их деятельности.
В информационном праве существует несколько определений такого явления современности, как официальный сайт организации или учреждения. Официальный сайт организации это место публикации всех новостей и сообщений, которые данная организация хочет донести до общественности5 .
В соответствии с ФЗ №8 от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления – это сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления6 .
На официальном сайте должны размещаться следующие сведения: касающиеся обновления законодательства, режима работы государственного органа, кадровые перестановки в данном государственном органе, а также должны публиковаться внутренние нормативно-правовые акты и иные документы.
За работой официального сайта должны следить и отвечать специалист и обеспечивающий специалист. Кроме того, контроль за надлежащей работой официального сайта должны обеспечивать: руководитель органа, его заместители или же иные должностные лица данного органа по поручению руководителя или его заместителя.
Также в государственных органах должны проводится обобщения по результатам работы официального сайта за отчетный период. Данные обобщения должны делать сотрудники государственного органа по поручению руководителя данного органа. В обобщении должно быть указано: за какой период рассматривались результаты работы сайта; количество обращений пользователей к сайту; замечания, сделанные пользователями; были ли внеплановые остановки работы сайта.
Эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценивают на основе официальных данных, содержащихся в ежегодных докладах о достигнутых значениях показателей оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации, представляемых руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации в соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации". В докладах содержатся официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, ведомственной статистики и результаты социологических опросов населения.
Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации создает предпосылку для системного мониторинга результативности управления регионами, принятия решений и мер по дальнейшему совершенствованию государственного управления, а также для поощрения субъектов Российской Федерации, достигших наилучших значений показателей.
В нашем современном мире, право на информацию о деятельности органов публичной власти является одним из основных и неотъемлемых прав человека. Следует заметить что, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации и информационная открытость органов публичной власти являются важнейшими условиями функционирования правового государства. Без доступа к информации об органах управления граждане не смогут участвовать в обсуждении общегосударственных решений и принимать какие-либо осмысленные решения, например, когда приходит время голосовать на выборах. Тем самым, информация в первую очередь, необходима для становления демократического правления, она позволяет гражданам и власти открыто взаимодействовать, и приводит к доверию друг другу(2.Дзялошинский И.М. СМИ и гражданское общество / И.М. Дзялошин-ский // Актуальные проблемы Европы. – 2008.)
Открытость и доступность информации о деятельности органов власти способствуют росту доверия населения к власти, позитивному настрою в обществе, предотвращению фактов коррупции, активизации участия граждан в общественной и экономической жизни, росту ответственности людей. Это в целом является основой и обязательным условием реализации приоритетов социально-экономического развития
Можно утверждать, что соблюдение требований к формированию и реализации политики информационной открытости органов власти позволяет предвидеть тенденции развития информационной сферы общества, отслеживать и понимать взаимовлияние самой информационной среды и субъектов, воздействующих на нее, адекватно оценивать и ранжировать виды своей деятельности, фокусируя внимание на насущных проблемах, обеспечивая в долгосрочной перспективе устойчивое сбалансированное развитие общества. Функционирование власти как демократического, открытого механизма политического управления, обеспечение ею постоянного сбалансированного диалога с обществом является необходимым условием создания более широких возможностей для адекватного восприятия гражданами деятельности властных структур, а следовательно – поддержки принимаемых управленческих решений.
Коммуникационный потенциал государственной власти заключается не только в наличии эффективных информационных каналов, с помощью которых власть может объяснять обществу свои решения, но и в установлении обратной связи с обществом, которая позволяет слышать запросы различных социальных групп, анализировать и корректировать государственную информационную политику.
Федеральным Законом №8 от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» фактически впервые в отечественном законодательстве было закреплено право граждан не только «получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», но и «не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен», а также «обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации». Немаловажное значение для формирования механизмов обратной связи имеет также предусмотренное Законом обеспечение присутствия граждан, представителей организаций и общественных объединений на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления.
Муниципальная власть по своей природе, в отличие от государственной, наиболее приближена к населению и непосредственно с ним связана. Осознанные интересы побуждают людей к действию, которое наиболее полно может быть реализовано в рамках местного самоуправления.
Степень взаимодействия местного самоуправления с населением характеризует эффективность деятельности органов местного самоуправления, вовлеченность населения в решение местных вопросов, а также социально- политическую активность местного сообщества проживающего на определенной территории.
В свою очередь она зависит от информированности населения о тех или иных аспектах деятельности органов местного самоуправления и конкретных муниципальных менеджеров. Немаловажным является соответствие информации, поступающей населению от муниципальной власти требованиям актуальности, достаточности, доступности и аутентичности.
Основной способ информирования населения о деятельности органов местного самоуправления – это газеты. Муниципальные СМИ, бесспорно, содержат самую полную и достоверную информацию о работе муниципальных советов, местных администраций и иных органов и должностных лиц. Но подобным образом оформленные сведения, как правило, не доходит до всей целевой аудитории, так как такая форма получения информации характерна преимущественно для лиц пожилого возраста.
Органы местного самоуправления большинства муниципальных образований имеют свои официальные сайты в сети Internet, где представляется возможным получить информацию о структуре органов местного самоуправления, должностных лицах, их полномочиях, функциях, компетенции, оформить личное обращение. Некоторые муниципальные образования предоставляют на своих сайтах услуги электронной приемной.
Личные встречи с депутатами муниципальных советов являются в большей степени средством создания известности депутата, формирования его имиджа, чем формой информационного взаимодействия с населением, поэтому, как правило, проводятся преимущественно перед предстоящими выборами.
Особое место в этом контексте занимает должность пресс-секретаря, или представителя, а также организация деятельности пресс-служб органов власти. Основные функции информационных служб органов власти относительно форм взаимодействия со СМИ могут быть сведены к следующим: проведение регулярных или специальных брифингов; помощь органу власти в разработке его мероприятий и выработке стратегии донесения сведений об этих мероприятиях в СМИ и общественности; планирование информационных кампаний для обеспечения систематического и долгосрочного информирования по тем или иным вопросам, а также управление этими кампаниями; работа с информационными запросами; устройства интервью должностных лиц органов власти для прессы предоставление советов чиновникам органов власти по работе с прессой и возможной реакции средств массовой информации; подготовка пресс-релизов, памятных записок и других материалов; работа по обеспечению обмена информацией с другими информационными и пресс-службами органов власти; мониторинг внутренних и внешних публикаций .
В гражданском обществе создаются условия для интенсивного взаимодействия населения и органов законодательной и исполнительной власти и, как следствие, встает вопрос о создании наиболее перспективных каналов коммуникации, позволяющих обеспечить не только прямую, но и обратную связь при подобном общении.
Интернет-коммуникации способствуют развитию гражданского общества, формируя тренд о необходимости становления публичными и более открытыми социально-политические процессы. Интернет-коммуникации подпитывают процесс формирования эффективного диалога между органами власти и общественным сектором, позволяя осуществлять взаимодействие чиновников непосредственно с целевой аудиторией и там самым, получать обратную реакцию.
В России происходит развитие всех сфер жизни общества: политики, экономики, культуры, информационной сферы. Это развитие носит как положительный характер, так и отрицательный, противоречивый. Не исключением являются взаимоотношения средств массовой информации и органов государственной власти. Суть конфликтной формы их отношений заключается в наличии между СМИ и органами государственной власти разногласий по поводу принимаемых решений и попыток убедить общество в своей правоте. СМИ могут представлять интересы государства либо выражать мнение политических кругов, стремящихся к власти. При этом противостояние может выглядеть не как борьба власти и оппозиции, а как конфликт органов государственной власти и СМИ, которые стремятся к отображению истинной ситуации
Таким образом, следует развивать и поддерживать позитивное взаимодействие органов власти и средств массовой информации, потому что СМИ являются посредником между обществом и государством. Посредническая роль СМИ заключается, прежде всего, в том, что они представляют интересы общества перед властью, помогают обществу их формулировать и защищать, сами являются важнейшим институтом гражданского общества, не уклоняясь при этом от роли своего рода передаточного механизма импульсов, идущих от государства к обществу и обратно. Для власти в данных отношениях приоритетным интересом является поддержка общества, благополучие государства и собственное благополучие, а для СМИ стремление максимально полезно для аудитории осуществлять свою деятельность и быть при этом контролером и посредником между государством и обществом.