Вопрос 82.Объективная необходимость и основные этапы «перестройки»
Перестройка – попытка “сверху” реформировать экономическую и политическую систему советского общества. Связана с именем ее инициатора М,С, Горбачева. Хронологические рамки перестройки – 1985-1991 гг. После смерти Л.И. Брежнева (10 ноября 1982 года) наступает период острой борьбы за власть. Во главе коммунистической партии становится Ю.В. Андропов, затем К.У. Черненко. После смерти К.У. Черненко к власти пришла группировка относительно молодых политиков, готовых в большей степени к обновлению системы. В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦККПСС стал Горбачев. Началась перестройка. Перестройка должна была осуществляться в рамках социалистической системы, социалистического выбора, сделанного народом в 1917 году. В апреле 1985 года на пленуме ЦККПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации “человеческого фактора”. Для контроля за качеством продукции была введена госприемка. Позднее директивный государственный план сменился госзаказом, предприятиям предоставлялась значительно большая самостоятельность. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования – совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств. Экономическая стратегия партии и основные направления экономического развития СССР на период 1986-1990 гг. и до 2000 г. стали предметом обсуждения XXVII съезда КПСС, состоявшегося в феврале 1986 года. Первый этап реформы вызвал на короткое время оживление в экономике, но уже с 1988 года начинается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а затем в промышленности. На октябрьском (1987 г.) пленуме ЦККПС с критикой нерешительности в проведении политики реформ и методов преобразования выступил первый секретарь Московского горкома Б.Н. Ельцин. К 1990 году идея перестройки практически исчерпала себя. Не удалось остановить падения производства. Центр все больше утрачивает инициативу, назревает политический кризис. Тем не менее была сделана еще одна попытка экономических преобразований. 24 мая 1990 года Н.И. Рыжков выступил на третьей сессии Верховного Совета СССР с концепцией регулируемой рыночной экономики. Предполагалось с 1 июня 1990 года поднять цены на хлеб, а на другие потребительские товары поднимать цены постепенно, начиная с 1 января 1991 года. Предусматривались также последующие денежная и налоговая реформы. Программа была рассчитана на 6 лет. Против программы решительно выступил Б.Н. Ельцин. В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР “О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике”. В свою очередь. Верховный Совет РСФСР 11 сентября 1990 года принял для Российской Федерации другую экономическую программу – “500 дней”, выработанную Г.А. Явлинским и С.С Шаталиным. Переход к рынку в соответствии с этой программой должен был произойти без централизованного повышения цен. 21 сентября на заседании Верховного Совета СССР было принято решение на основе двух программ подготовить одну объединенную. В результате в октябре 1990 года были выработаны “Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономик”. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства. Середина 1988 года отмечена попытками администрации придать новый импульс начавшей тормозить перестройке. Ставка была сделана на политическую реформу. В соответствии с решением XIX Всесоюзной конференции КПСС проходившей в июне 1988 года учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989-1990 гг. на альтернативной основе. Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост председателя Совета. Председателем Верховного Совета СССР стал Генеральный секретарь ЦККПСС М.С. Горбачев в марте 1989 года. Председателем Верховного Совета РСФСР – Б.Н. Ельцин. Отменена статья в конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС. В условиях горбачевской “перестройки” на рубеже 1987-1988 гг. начался процесс формирования новых политических партий с очень широкой ориентацией: от монархистов до анархистов. Возникло значительное количество партий и движений в основном антикоммунистической и антисоциальной направленности. Кризис охватил КПСС в 1989-1990 гг. из КПСС выходят компартии Латвии, Литвы, Эстонии. Слабость горбачевского правительства, его неспособность обеспечить интересы номенклатуры в целом и подавить сепаратистские тенденции в национальных районах привели к усилению стремления отдельных республик выйти из состава СССР, добиться суверенитета со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Весной-летом 1990 года Латвия, Литва, Эстония, а затем Российская федерация и другие союзные республики добились суверенитета. В некоторых регионах вспыхнули межнациональные конфликты: в нагорном Карабахе (1988-1990 гг.), в Фергане (1989г.), в Омской области Киргизии (1990 г.) и других. С весны 1990 года горбачевская администрация, заметно теряя инициативу, приступает ко второму этапу реформ. Вынужденная постфактум принимать произошедшие изменения, она начинает их законодательное оформление. Вводится новая государственная должность – Президент СССР. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 года избрал Президентом М.С. Горбачева. С середины 1991 г. начинается официальная регистрация партий Министерством юстиций России. Президент СССР вступает в прямые переговоры с руководством республик о заключении нового Союзного договора. В марте 1991 года был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. Большинство принявших в нем участие высказались за сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик. В апреле 1991 года начались переговоры Президента СССР с руководством республик в Ново-Огареве. Из 15 союзных республик только 9 согласились на участие в переговорах, но почти все они выступили против позиции М.С. Горбачева, стремившегося сохранит многонациональное государство на основе реальной федерации субъектов. К августу 1991 года удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора, согласно которому республики получали значительно большую самостоятельность. В руках Центра оставались лишь вопросы обороны, финансов, внутренних дел. Часть вопросов находилась в совместном ведении. Остальные полномочия передавались исключительно республикам. Главы их правительств получили возможность участвовать в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса. Русский язык, оставаясь языком межнационального общения, утрачивал функцию государственного языка. Подписание договора было намечено на 22 августа. В ночь с 18 на 19 августа 1991 года произошло выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР. Его не устраивал проект Союзного договора, ослаблявшей власть Центра, утрата действенного контроля за республиканскими Верховными Советами и Правительствами. ГКИП мотивировал свое выступление необходимостью защиты СССР и его конституции, видя в подготовительном проекте договора угрозу целостности союзного государства. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах СССР, о расформировании структур власти, действовавших вопреки конституции 1977 г., о приостановлении деятельности оппозиционных партий, о запрете митингов и демонстрации, о контроле над средствами массовой информации. В Москву вошли войска. В ответ на это Президент Р.Ф. Б.Н.Ельцин, Председатель Совета Министров И.С. Силаев и и.о. Председателя Верховного совета РСФСР Р.И. Хасбулатов охарактеризовали действия ГКЧП как реакционный, антиконституционный переворот с насильственным отстранением от власти законно избранного Президента страны, сам ГКЧП был объявлен неконституционным, а все его указы не имеющими юридической силы на территории РСФСР. М.С. Горбачев вернулся в Москву. Б.Н. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. Запретил ее. 25 декабря Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.
Вопрос 83.дальнейшее углубление соц-эконм кризиса в стране в эпоху «перестройки»С середины 80-х годов начинается новый этап в общественной жизни нашей страны. Постепенно начали обрисовываться контуры глубокого экономического и политического кризиса, кризиса доверия к власти и даже к сложившейся общественно-политической системе. В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС становится М.С. Горбачев. А уже в апреле этого же года на Пленуме ЦК КПСС в качестве стратегической цели нового советского руководства и общества в целом был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главным его двигателем виделся научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация "человеческого фактора". На первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегося за последние десятилетия общества и выправление отдельных деформаций. Комплекс намеченных преобразований касался прежде всего сферы экономики. Решению этой первоочередной задачи были подчинены меры по наведению порядка, укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров, подтягивание отстающих участков и др. Предпринятые шаги не могли не дать определенной отдачи. Выросли капиталовложения на развитие социальной сферы. На ускорение социально-экономического развития страны были нацелены и решения XXVII съезда КПСС, состоявшегося в 1986 году и принявшего новую редакцию Программы партии. Начало практической перестройке экономических и политических отношений положили решения январского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС. Подготовленная в это время программа преобразований в экономической системе страны была крупнейшей и самой радикальной после введения НЭПа в 1921 году. В основу ее было положено резкое расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на полный хозрасчет и самофинансирование, наделение трудовых коллективов необходимыми правами, развитие кооперации. Была провозглашена и реформа политической системы, направленная на достижение полновластия Советов, формирование механизмов гражданского общества и правового государства. Однако очень скоро стало ясно, что и этот радикализм не приносит должного эффекта. Выявились и некоторые иллюзии перестройки. Принятие прогрессивных решений по самостоятельности предприятий, развитию кооперативов не нашло верного продолжения в определении конкретных мер, обеспечивающих эффективное функционирование их в интересах личности, коллектива и общества. В итоге повышения эффективности производства не произошло, а средняя зарплата заметно выросла, в результате чего трудная ситуация на потребительском рынке еще более обострилась. В 1987 г. решено было сменить провалившуюся "концепцию ускорения" на "концепцию перестройки". Ускорение оставалось целью, перестройка же рассматривалась как' широкомасштабное средство ее достижения. В 1987-1988 гг. перестройка сводилась главным образом к "радикальной экономической реформе", затем в нее включили реформу политической системы и курс на "обновление" идеологии. В итоге по истечении пяти лет перестройка не дала ощутимых социально-экономических результатов, так как все предпринятые меры разрабатывались в рамках общего жесткого планирования. Реальные процессы, происходившие в экономике и связанные с возникновением новых видов предприятий (кооперативов, совместных предприятий, акционерных обществ и др.), повлияли и на гос. сектор. Госпредприятия стали преобразовываться в арендные и акционерные, хотя зачастую контроль над ними сохранялся н руках прежнего руководства. В 1990 г. было принято постановление нового Верховного Совета СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике и соответствующее этой концепции законодательство. Несмотря на сохранение высоких налогов на прибыль (от 35 до 45 %), законы 1990 г. создали условия для еще большего развития коммерческих структур. Но сохранение государственного регулирования цен, не менявшихся в стране с 1961 г., при появлении товаров и услуг, производимых новыми, коммерческими структурами, объективно вело к усилению товарного голода - дефицита промышленных и продовольственных товаров. Карточная система была введена даже в Москве. В этих условиях катастрофически падал уровень жизни советских граждан, которые во всех экономических проблемах обвиняли руководство страны. В промышленных регионах, особенно в угольных бассейнах, с 1989 г. начало расти забастовочное движение, которое к лету 1991 г. приобрело огромный размах. Вокруг планов экономических преобразований возникла острая политическая борьба, которая усиливала противостояние между центром и республиками. Непоследовательность в проведении преобразований в период перестройки не только не позволила преодолеть кризис советской социально-экономической системы, но еще больше его углубила. В 1988 г. союзное руководство во главе с Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает политическая система и переключило свое главное внимание на политические преобразования.
Вопрос 84.Рост демократического движения в СССР в конце 80-х-начале 90-х г.Первые выборы с выбором.Зарождение многопартийности.В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю. В. Андроповым. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н. И. Рыжков. М. С. Горбачев и поддерживавшие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления общества» его инициатор М. С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в установлении «лучшего социализма». В состав Политбюро ЦК партии были включены новые члены—лица, разделявшие идеи Генерального секретаря (Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б. Н. Ельцин и А. Н. Яковлев. Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни. Были намечены направления развития народного хозяйства и социальной сферы. Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформированной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный. Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку «перестройки». Широкое обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых митингах граждан. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии «обновления» разъяснял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных городов М. С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были заменены председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компартий большинства союзных республик и т. д. XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи совершенствования социалистического общества.В 1985—1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30-е—начале 50-х годов граждан. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 30-х годов. В числе реабилитированных находились Н. И. Бухарин и А. И. Рыков, группа профессоров-экономистов (А. В. Чаянов и др.). Демократизации общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей в партийных организациях. В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников «перестройки» по вопросу о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества. Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества. Учреждался новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках. Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на Ш Съезде народных депутатов был избран М. С. Горбачев). В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе — Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев, Ю. Д. Черниченко. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М. С. Горбачев.В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стимулом возникновения новых партий и движений. Видное место среди них занимали организации демократической ориентации—Крестьянская, Аграрная, Народная партии России, Республиканская партия Российской Федерации, Демократическая партия России и др. В своих программах они выступали за демократическое государство, за проведение экономических и политических реформ. Многие партии признавали необходимость создания смешанной экономики, но расходились в выборе путей для ее формирования. Руководители большинства новых организаций полагали необходимым для выхода из кризиса осуществить требуемые реорганизации сверху. Раскол в рядах КПСС привел к возникновению нескольких партий социалистической (коммунистической) ориентации. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия коммунистов (РПК). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). На начальном этапе деятельности все они видели свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологии (с учетом происшедших в стране перемен), а также в усилении роли государства в экономической жизни. Начали действовать партии социал-демократического направления. За возрождение национального самосознания и сильного государства—но в разных формах—выступали партии и движения национально-патриотической ориентации (Республиканская народная партия России и др.). Время существования многих партий оказалось кратким, они распадались, сливались с другими организациями. Возникали новые политические группы и блоки, и все они активно участвовали в общественной жизни СССР. В центре политической борьбы за власть на рубеже 80—90-х годов оказались партии коммунистической и либеральной ориентации. К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М. С. Горбачева. В значительной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР. Группа политических радикалов выступила с требованием углубления политической реформы, активного проведения в жизнь идей частной собственности и многопартийности.
Вопрос 85.Августовский путч.Его причины и последствия.Запрет КПСС.Обострение межнациональных проблем. Распад СССР образование независимых гос-в.Создание СНГ.В апреле—мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г. Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписании временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства. В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева—в связи с состоянием его здоровья—исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП—Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. ГКЧП объявил своей задачей преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г. Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти. 22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры. События 19—22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств — России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности гос. структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ—Содружества Независимых Государств. СССР перестал существовать. В декабре того же года к СНГ присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение). В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность. Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения. Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках. В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов. В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха—территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Появление тысяч беженцев—таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население. Перестройка, задуманная и осуществлённая частью партийно-гос. лидеров с целью демократич. перемен во всех сферах жизни общ-ва, закончилась. Её главным итогом стали распад некогда могучего многонац. гос-ва и завершение советского периода в истории Отечества.
Вопрос 86.Россия как суверенное гос-во.Проблемы ее развития.С конца 1991г. на международной политич. арене появилось новое гос-во – Россия. В его составе находилось 89 субъектов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократич. преобразование общ-ва и создание правового гос-ва. Политич. сис-ма России в начале 90-хгг. базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти – Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнит. власти являлся избранный всенародным голосованием Президент Б.Н. Ельцин. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ. Главенствующую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Состоявшийся в ноябре 1991г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономич. реформ. В конце 1991г. правительство, возглавляемое учёным-экономистом Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хоз-ва. Предлагавшиеся программой меры «шоковой терапии» были нацелены на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования. Важное место в программе реформирования экономики занимала либерализация цен — освобождение их из-под контроля государства. Переход на свободные (рыночные) цены и тарифы был начат с января 1992 г. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации собственности. Ее результатом должно было стать превращение частого сектора в преобладающий сектор экономики. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. Ваучерная приватизация 1992—1994 гг. и последующие приватизационные акты привели к потере государственным сектором ведущей роли в экономике. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. Свыше половины товаров российского рынка приходилось на долю импортной продукции. Во второй половине 90-х годов большинство крупных и средних предприятий России превратились в частные, коммерческие и акционерные общества. Это привело к окончательной потере государством возможности управлять новыми производственными и финансовыми структурами с помощью прежних административных методов. Программа экономических реформ включала серьезные преобразования в сельском хозяйстве. 90-е годы стали временем интенсивного развития новых форм хозяйствования. В агросекторе экономики преобладающую роль играли открытые и закрытые акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы. Экономический кризис тяжело отражался на состоянии аграрного сектора. Радикальные преобразования в российской экономике обернулись значительными потерями. После распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. 21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Россию. С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов — с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти — законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б. Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу». Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров стал В. С. Черномырдин, ранее находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б. Н. Ельцина и парламента. В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую политику. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис. Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент — А. В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ. В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2—3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения. С установлением единовластия президента начался слом действовавшей до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты несколько указов о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум. Российская Конституция 1993 г. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. На укрепление и необратимость происходящих перемен было направлено российское законодательство. Осуществлялись работы по совершенствованию налоговой сис-мы. Был введён налог на недвижимость, узаконены платежи за пользование природными ресурсами, снижены налоги на прибыль. Утверждались новые антимонопольные законы. В конце 2008г. был принят закон «О противодействии коррупции», заложивший правовую основу в борьбе со злоупотреблениями служебным положением, взяточничеством. Приоритетную роль в экономике играл нефтегазовый комплекс. Внедрение рыночных реформ в аграрном секторе выявило недостатки и сложности в его развитии. Сохранялось от советского периода отставание технологий произв-ва с/х продукции. Не был отрегулирован рынок сбыта продукции, создаваемой на гос. и муниципальных предприятиях. Нуждались в поддержке фермерские хоз-ва и сельские потребительские кооперативы. Для преодоления этих и др. трудностей была разработана гос. программа развития сельского хоз-ва на 2008-2012гг. Кроме того, принимались меры, направленные на создание благоприятных условий развития отдельных отраслей агросферы.