Крестьянская реформа 1861 г. и пореформенное развитие России
Вначале 50-х гг. XIX в. Россия представлялась современникам мощной в военно-политическом отношении державой. Высшие правительственные чиновники рассчитывали на якобы неограниченные военно-экономические ресурсы страны. Однако глубокий кризис крепостнической системы оказывал губительное воздействие на экономику страны и её военный потенциал. Поражение в Крымской войне обнаружило в глазах общества несостоятельность не только политики Николая I, но и всего режима в целом.
Между тем убеждения нового царя Александра II (на престоле с февраля 1855 г.)не предвещали преобразований: по ряду вопросов Александр был ещё большим консерватором, чем его отец. Однако ход вещей фактически заставил Александра проводить реформы. Уже через год после воцарения он произнёс знаменитую фразу: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнёт отменяться снизу».
В 1857 г. в лучших традициях прошлого царствования очередной Секретный комитет приступил к разработке освобождения 35 % подданных империи из рабского состояния. Однако многие высшие сановники и бюрократия всячески тормозили этот проект. Тогда дворянам было предложено избрать комитеты по губерниям для обсуждения условий отмены крепостного состояния крестьян. Александр преобразовал Секретный комитет в Главный губернский комитет, придав ему гласный характер, и он стал рассматривать проекты и предложения местных комитетов дворянства. Деятельное участие в разработке крестьянской и других реформ приняли братья Д.А. и Н.А. Милютины, Я.И. Ростовцев, С.С. Ланской и др. Большую роль в проведении либеральных преобразований сыграли великий князь Константин Николаевич и великая княгиня Елена Павловна, оказавшие сильное влияние на императора и на сам ход реформ.
Различия условий хозяйствования в губерниях нашли своё отражение в проектах дворян. Дворяне нечернозёмной полосы получали основной доход в виде денежного оброка с крестьян. Земля в таких губерниях давала небогатые урожаи, и большинство крестьян там занимались торговлей и разнообразными промыслами, с которых и платили оброк. Поэтому дворянство нечернозёмной полосы готово было освободить своих крестьян с большими земельными наделами, но с таким выкупом, чтобы он компенсировал утрату помещиками высоких оброков.
В чернозёмных губерниях, где земля давала богатые урожаи и была широко распространена барщина, помещики получали основной доход с земли. В этих губерниях дворянство было готово освободить своих крестьян даже без выкупа, но и без земельных наделов, чтобы сохранить основное богатство – землю – за собой.
Наконец, в степной полосе было много земли, но она была относительно слабозаселённой. Здесь помещики стремились удержать за собой рабочую силу. Поэтому дворянство степной полосы предлагало установить после отмены крепостного права длительный (10–12 лет) переходный период, во время которого сохранялись бы феодальные повинности крестьян.
Следует иметь в виду, что довольно значительная часть помещиков вообще выступала против отмены крепостного права, и это также повлияло на окончательный вариант крестьянской реформы, которая носила характер компромисса между правительством и землевладельцами (отметим, что освобождение рабов в США в это же время привело к длительной и ожесточённой Гражданской войне).
Осенью 1860 г. редакционные комиссии закончили составление проекта по крестьянской реформе, в основном отразив пожелания дворянства различных губерний. 19 февраля 1861 г.Александр подписал «Положения» и Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. По Манифесту крестьяне сразу же получали личную свободу и ряд гражданских прав. Они могли заключать имущественные и гражданские сделки, переходить в другие сословия, открывать промышленные и торговые предприятия. В «Положениях» были детально разработаны условия освобождения крестьян в различных губерниях России.
Следует учитывать, что отмена крепостного права не являлась единовременным актом 1861 г. Это был процесс, который растянулся на десятилетия. В течение двух лет после опубликования Манифеста (до 1863 г.) крестьяне должны были оставаться на положении «временообязанных» (см. «Временнообязаданные крестьяне.») и выполнять те же самые повинности, хотя и в несколько ограниченном виде.
Закон исходил из того, что вся земля, в том числе и крестьянские наделы, принадлежала помещику. Крестьяне считались лишь пользователями этой земли. Чтобы стать собственником своего надела, крестьянин должен был выкупить его у помещика. Причём наделение землёй носило принудительный характер. Финансовые условия выкупа были для крестьян крайне тяжёлыми. Сумму выкупа составлял доход от феодальных повинностей, а не рыночная цена земли. Так как у крестьян денег на выкуп не было, государство выплачивало помещику 80 % выкупной суммы сразу, а остальную часть суммы крестьяне платили помещику, как правило, в рассрочку. Выкупная сумма, выплаченная помещикам государством, затем взыскивалась с крестьян в казну в течение 49 лет (в 1905 г. это условие было отменено).
Размеры крестьянского надела учитывали природные и экономические условия губерний, и вся территория Европейской России была разделена на три полосы: чернозёмную, нечернозёмную и степную. В первых двух полосах устанавливались «высшая» и «низшая» нормы крестьянских наделов, в степной – «указная». Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела в пользу помещика, если надел превышал установленную в данной местности норму. И наоборот, если крестьянский надел не дотягивал до минимальной нормы, закон предусматривал прирезку земли. В большинстве случаев действовала практика отрезков земли от крестьянских наделов. В итоге помещики сохранили огромные земельные владения, а крестьяне получили в своё распоряжение наделы, размеры которых не позволяли зачастую вести хозяйство, обеспечивающее прожиточный минимум. Следует отметить, что реформа не затронула организацию крестьянского общества – общину, которая сохранила свой порядок землепользования и круговую поруку.
С тех пор как началась подготовка к реформе, крестьяне терпеливо ждали воли, надеясь, что получат «полную волю», т. е. сразу же падёт власть помещиков, они безвозмездно получат свои наделы, а может, и землю помещиков. Тем сильнее было разочарование, повсеместное недовольство крестьян. В ряде губерний правительство применило силу, чтобы усмирить крестьян. Самый известный и самый кровавый случай подобного рода произошел в селе Бездна Пензенской губернии, где солдаты стали стрелять в крестьян. По официальным, явно заниженным данным, погибли 55 человек.
События в Бездне вызвали резкий протест демократических слоёв общества. В Казани студенты во главе с профессором А.П. Щаповым демонстративно отслужили панихиду. С 1861 г. стали появляться антиправительственные прокламации. В центре прокламационной кампании стоял Н.Г. Чернышевский. Летом и осенью 1861 г. в Санкт-Петербурге и Москве распространялись три номера нелегального листка «Великорусс». Авторы листовок критиковали крестьянскую реформу, требовали введения конституции, суда присяжных, свободы слова и печати. Затем в Санкт-Петербурге появилась прокламация «К молодому поколению», написанная Н.В. Шелгуновым и напечатанная в лондонской типографии А.И. Герцена. Ещё раньше, в мае 1861 г., большое впечатление на современников произвела прокламация «Молодая Россия». Её автором был московский студент П.Г. Заичневский. В прокламации он утверждал неизбежность «кровавой и неумолимой» революции. Правительство ответило репрессиями: в 1862 г. были закрыты журналы радикального направления «Современник» и «Русское слово», арестованы Н.Г. Чернышевский, Н.А. Серно-Соловьёвич, Д.И. Писарев.
Реформы 1860–1870 гг.
О тмена крепостного права вызвала необходимость проведения ряда других социально-экономических реформ. Земская реформа. С 1864 г.в европейской части России вводились земства – бессословные органы местного самоуправления. В компетенцию земств входили вопросы местного здравоохранения, образования, местных путей сообщения, торговли и промышленности. Политические права земств были ограничены, они могли обращаться к правительству только с ходатайствами, но не обладали законодательной инициативой. В 1870 г. подверглось реорганизации и городское самоуправление. Судебная реформа. Наиболее последовательной и продуманной была реформа судопроизводства (1864).Судебная реформа ввела в действие бессословный, открытый, гласный, состязательный процесс. Появился также институт присяжных заседателей, избираемых из представителей всех сословий. Предварительное следствие изымалось из ведения полиции и передавалось специальным судебным следователям. Финансовая реформа. Ещё в 1860 г. был учреждён Государственный банк, упорядочен государственный бюджет. Единственным распорядителем доходов и расходов стал министр финансов. Начались публикации для всеобщего сведения росписи доходов и расходов государства. Была отменена система откупов. Во всех губерниях учреждались независимые от местных властей контрольные палаты, следившие за доходами и расходами всех губернских учреждений. Военные реформы (1864–1874).Поражение в Крымской войне показало военно-техническую отсталость России от ведущих европейских стран. Реорганизация армии во многом зависела от уровня развития промышленности и транспорта. Поэтому военные реформы растянулись на длительное время. Главным идеологом и организатором реформ был военный министр Д.А. Милютин – высокообразованный и прогрессивный государственный деятель. Под его руководством была реорганизована система военного управления, расширена сеть военно-учебных заведений, изменена структура управления войсками. Центральное место в реформах заняла новая система комплектования армии и флота – замена рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью. Введение всеобщей воинской повинности давало эффект лишь при быстрой мобилизации находившихся в запасе резервистов. Однако только рост железнодорожного строительства в 60—70-е гг. XIX в. позволил перейти в 1874 г.на новую систему комплектования армии. Воинская повинность распространялась на всё мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. От действительной службы освобождались лица, имевшие льготы (единственный сын, единственный кормилец в семье и т. п.). Значительно сокращался срок службы в зависимости от образовательного ценза. Так, полный срок срочной службы в армии составлял 6 лет, а для лиц, имевших высшее образование, – всего полгода.
Были также проведены реформы в области среднего и высшего образования, печати.
Значение реформ
О тмена крепостного права и другие реформы значительно изменили социальный и экономический уклад России. Реформирование страны, её модернизация вели к устранению сословных перегородок. Постепенно падало экономическое и культурное значение землевладельческого дворянства, и одновременно увеличивались численность и влияние в обществе представителей средних классов, которых называли разночинцами. Только после ликвидации крепостного права началось медленное, но неуклонное превращение России в страну с современной капиталистической промышленностью. Безусловно, реформы носили противоречивый, непоследовательный характер, особенно крестьянская. Во всех сферах жизни сохранялись крепостнические черты. Самодержавие как основа политического строя изменений не претерпело. Незавершённый характер реформ 60-70-х годов во многом способствовал революционному взрыву в начале ХХ столетия.