Взаимосвязь содержания права на свободу совести и правоспособности религиозных объединений
ДОЗОРЦЕВ П.Н.,
доктор юридических наук,
профессор кафедры теории, истории и философии права Московского психолого-социального университета. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье говорится о взаимосвязи содержания права на свободу совести и правоспособности религиозных объединений.
The article speaks of the relationship of the content of the right to freedom of conscience and religious associations, legal capacity.
Ключевые слова: право; свобода совести; правоспособность; религиозные объединения.
Right; freedom of conscience; legal capacity; religious associations.
Нормативно-правовое закрепление
права на свободу совести, определение объема этого права зависит от многих факторов культурной и социально-политической жизни общества: уровня его культурно-нравственного развития, характера политического режима, исторического опыта конкретной страны, содержания учения религий, имеющих наибольшее число последователей на ее территории, а в конечном итоге модели государственно-конфессиональных отношений. Развитие транспорта, средств массовой коммуникации и провозглашение свободы передвижения приводит к повышению интенсивности информационного обмена, который, в свою очередь, способствует формированию религиозной разнородности общества. Совместное компактное проживание последователей различных религиозных учений/ наряду с гражданами, не являющимися последователями таких учений (в том числе атеистов), при наличии неоправданных ограничений и запретов в религиозной сфере повышает вероятность возникновения конфликтных ситуаций. В условиях многоконфессионального государства провозглашение права на свободу совести приобретает важное значение для общественной стабильности и безопасности страны.
Право на свободу совести в субъективном смысле - гарантированная государством мера возможного поведения гражданина, которая выражается в недопустимости вмешательства государства, юридических или физических лиц в определение гражданином своего отношения к религиозным или иным ценностям. Это субъективное право, будучи основой правового статуса религиозных объединений, наряду с иными субъективными правами, включает в себя несколько правомочий:
- право на положительные действия -
возможность управомоченного лица совершать
юридически значимые действия по реализации
права на свободу совести, которые могут выра
жаться, например, в учреждении религиозного
объединения, совершении религиозных обря
дов, осуществлении образовательной и изда
тельской деятельности;
- право-требование - возможность
управомоченного лица требовать исполнения
или соблюдения юридической обязанности по
соблюдению права на свободу совести. Напри
мер, право религиозной общины требовать от
регистрирующих органов выполнения обязан
ности по регистрации общины при .условии со
блюдения последней законодательства Россий
ской Федерации;
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2013. № 4(100)
ми отправления религиозных обрядов. Сегодня нормы и принципы международного права получили воплощение в нормах действующего российского законодательства. После распада СССР началось реформирование законодательства, регулирующего права и свободы человека и гражданина.
Первым нормативным актом, закрепившим и обеспечившим механизм реализации права на свободу совести и вероисповедания в постсоветский период, стал Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. № 267-1. Статья 3 этого закона провозглашала свободу вероисповедания, включавшую в себя «право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства». Здесь ошибочно смешивались два различных понятия. Формально давая определение понятию «свобода вероисповедания», в действительности закон раскрывал содержание понятия «свобода совести». Хотя этот закон в целом был прогрессивен для своего времени, тем не менее, он был весьма далек от совершенства, не отражая всего многообразия религиозной жизни страны.
деятельность осуществляется в нарушение национального законодательства и противоречит международным нормам.
Лица, принадлежащие к меньшинствам, могут осуществлять свои права, в том числе право на развитие своей религиозной самобытности, как индивидуально, так и совместно с другими членами своей группы без какой бы то ни было дискриминации (п. 1 ст. 3), что обеспечивает право этих лиц на коллективную форму реализации свободы совести посредством создания религиозных объединений.
В СССР понимание свободы совести было обусловлено господствующей идеологией и соответствовало генеральной линии ЦК КПСС. Закрепление и охрана свободы совести законодательством виделась, прежде всего, как юридический фактор, способствующий освобождению совести от религии. Так, конституционное положение о свободе совести, по мнению М.Е. Бабия, означало равную возможность для каждого члена общества без внешнего принуждения исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Аналогичное определение свободы совести закреплялось и в Конституции СССР. Расхождение с нормами международного права заключалось в стремлении государства замкнуть деятельность религиозных объединений рамка-
Научные доклады и сообщения