Раздел III.Участники политического процесса, их взаимодействие.
1. В современном российском обществе распространена точка зрения, что «политика - дело заведомо аморальное, грязное и нечестное». Для суждений подобного рода есть масса частных и серьезных поводов. Значит ли это, что политикой должны и могут заниматься только нечистые на руку люди? Какими опасными последствиями для общества и государства могут обернуться апатия и отчужденность порядочных людей от участия в политическом процессе? Опасна ли и в какой степени ситуация, при которой депутатами Государственной Думы могут быть избраны:
- криминальные элементы (уголовники-рецидивисты);
политические проходимцы и авантюристы, удовлетворяющие свои личные амбиции;
- втянутые в подпольный бизнес дельцы и посредники, легализующие нечестно нажитые капиталы;
- люди, имеющие психические отклонения по объективным медицинским - показателям.
2. Дайте позитивно-критический анализ проблемы чести и морали в политике на современном этапе политического процесса в России. Насколько она актуальна и важна?
3. Неизбежно ли появление новых политических элит? Насколько этот процесс противоречит демократическим общественным идеалам? Какие социальные и национальные факторы определяют процесс формирования политических элит? Как соотносятся теория политических элит и классовый подход к пониманию природы власти в современном обществе? Рассмотрите эти вопросы по отношению к актуальным событиям текущей внутриполитической жизни России. Аргументируйте свое отношение к проблеме элитарности в обществе.
4. Справедливо ли говорить о процессе формирования контрэлит в современном российском обществе на основании жесткого политического противостояния и отрицания «непримиримой оппозицией» социокультурных ценностей общества, создаваемых в ходе реформ? В чем принципиальные отличия организационного строения, типологии лидерства, требований к рядовым партийным активистам, способов и методов партийной борьбы и агитации:
- ультрарадикальных партий и движений левого и правого толка (коммунисты, неокоммунисты, монархисты);
- движений демократической ориентации;
- национал-патриотических партий и движений;
- политическх движений «новой волны», провозглашающих нестандартные приоритеты в системе общественных ценностей.
5. Проанализируйте содержательные аспекты и природу сложившейся за годы советской власти партийно-номенклатурной правящей элиты в СССР. Обратите внимание на систему ценностей, превалировавшую в ней. Какими личными качествами нужно было обладать (в большей или меньшей степени) для того, чтобы сделать политическую карьеру в:
- годы революции и гражданской войны 1917-1920 гг.;
- годы НЭПа;
- годы сталинского правления;
- при Брежневе;
- при Горбачеве;
- при Ельцине;
- при Путине;
6. Сравните основные характеристики, которые Вы выявили, с теми, которые, на Ваш взгляд, необходимо иметь политику как личности, участвующей в современном политическом процессе России.
7. Какова роль государства в социальной политике в современной России?
8. Ключевым социальным фактором является научно-образовательный потенциал
народа, его культурный уровень. Определите бюджетную динамику России в области образования за последние пять лет. Сделайте выводы. Почему российский рынок, как правило, не предъявляет спроса на научную продукцию и высококвалифицированных специалистов?
9. Социальная справедливость предполагает распределение материальных благ между членами общества на основе их личного вклада, а также социальную поддержку всех нуждающихся слоев населения и социальное обеспечение ветеранов. Насколько ощутимо такое проявление социальной справедливости в обществе либо ее трансформация в антисправедливость (примеры, факты, жизненные ситуации)?
10. Попробуйте объяснить, при каких условиях государство все в меньшей степени способно гарантировать не только права и безопасность личности, но и свою собственную безопасность.
11. Рассмотрите соотношение понятий «политическая культура» и «национальный характер». В какой степени последний влияет на содержание и качество политической культуры общества? Как работает это соотношение в многонациональном государстве?
12. В какой степени справедливо говорить о наличии политических стереотипов общества, основываясь на его национальной, культурной и социо-экономической специфике?
13. Корректно ли рассматривать политическую культуру субъекта (личности, группы, этноса, сословия, класса) исключительно как систему «позитивных» (общественно значимых и разделяемых) ценностей по отношению к данной политической системе? Если нет, то в какой степени и как влияет на государство и общество оппозиционный «негативный» потенциал политической культуры? Аргументируйте свой ответ на конкретных примерах современной политической жизни России, для которой характерно сочетание взаимоисключающих (радикально-экстремистского, демократического, тоталитарного, авторитарного) типов политической культуры.
14. Лоусон в работе «Государство людей» писал: «Если граница между религиозной и политической сферами жизни не установлена и не находится под постоянным контролем, общество рискует быть вовлеченным, с одной стороны, в процесс ускоренной «фанатизации» и, с другой, в такой же быстрый процесс общественного осуждения и критики».
15. Насколько ясно и четко разграничены церковь и государство в современной России? Какие группы населения и политические партии заинтересованы в усилении роли церкви в политической жизни общества, ее прямом участии в принятии политических решений, а какие - нет? Каковы возможные последствия потенциального усиления религиозного фанатизма для политической стабильности общества? Определите свою точку зрения на эту проблему.
16. Среди многочисленных потенциальных кандидатов на пост президента России, США и многих других стран мира в последние годы практически не было и нет женщин. Обсудите проблему неравенства полов в современной политической жизни. Каким образом неравенство характеризует состояние политической культуры общества? Насколько актуально и необходимо соблюдение равенства между мужчинами и женщинами в политической деятельности? Что мешает достижению этого равенства на практике? Аргументируйте свою позицию.
17. В политической жизни США в 90-е годы заметно усилилось влияние независимых кандидатов (Росс Перро на выборах 1992 г. получил несколько миллионов голосов). Каковы, на Ваш взгляд, перспективы сохранения классической двухпартийной системы и сложившейся вокруг нее политической культуры США? Определите уровень реальной возможности быть избранным в Государственную Думу России для независимого кандидата-одиночки. Поддержки со стороны, каких групп избирателей он должен искать в первую очередь?
18. Сделайте сравнительный анализ программ трех – четырех политических партий. Результаты сведите в таблицу.
№ | Название партии | Лидер | Время Образ. | численность | Программные требования |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. |