Тема 17. Мировая политика и международные отношения.
В результате изучения темы студенты должны:
Знать:
- особенности развития мирового политического процесса в XXI веке;
- формы и типы международных отношений, специфику международного взаимодействия государств;
Уметь:
- показать роль и место России в мировом политическом процессе;
Дидактические категории и основные проблемы:
Особенности мирового политического процесса в XXI веке.
Новый этап во внешней политике России: преемственность и обновление.
Многообразие субъектов современных международных отношений и мировой политики. Международные организации как активные участники мирового политического процесса.
Современные международные отношения. Рост взаимозависимости народов и государств и ее влияние на международные отношения. Нарастание интеграционных процессов в мировой политике и экономике и формирование новых региональных объединений.
Глобальный, региональный и субрегиональный уровни международных отношений. Формы и типы международных отношений. Проблемы международного взаимодействия государств в современных условиях.
5. Анализ выполнения требований обязательного минимума содержания учебной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста согласно ГОС по дисциплине "Политология" (Специальность 030501.65 "Юриспруденция").
№ п/п | Дисциплина "Политология" | |
030501.65 “Юриспруденция ” | Место отработки дидактических единиц по тематическому плану | |
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. | Тема 1,2,4. | |
История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. | Тема 3. | |
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. | Тема 7. | |
Институциональные аспекты политики. Политическая власть. | Тема 5,8,9. | |
Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. | Тема 6,11. | |
Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. | Тема 15,16. | |
Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.Политические технологии. Политический менеджмент. | Тема 2,14. | |
Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. | Тема 10,12,15. | |
Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. | Тема 13,17. |
6. Методические рекомендации по проведению лекций по дисциплине «Политология».
Лекция является одним из наиболее важных видов учебных занятий. Основа теоретической подготовки по дисциплине «Политология» закладывается в систематизированном лекционном курсе, который призван раскрыть наиболее сложные, узловые теоретические вопросы учебной программы, состояние и перспективы развития соответствующей области науки, стимулировать активную познавательную деятельность студентов и способствовать формированию творческого мышления.
Лекции составляют основу теоретического обучения и дают систематизированные основы научных знаний по дисциплине «Политология». Они позволяют концентрировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых вопросах учебной дисциплины, стимулировать их активную познавательную деятельность.
В лекции содержаться теоретические положения, раскрывающие содержание конкретных тем. В этом смысле, она является теоретико-методическим руководством для дальнейшей работы студента. Прочное усвоение учебных вопросов тематического плана требует от обучаемых активной и целеустремленной самостоятельной работы с рекомендованной преподавателем литературой.
Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей и использованием других методических средств.
Основными требованиями к лекции являются:научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий и с практикой повседневной жизни.
С учетом этих требований каждая лекция должна:
- иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
- иметь необходимую идейно-теоретическую направленность, твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;
- иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;
- быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;
- быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед студентами вопросы для размышления;
- обладать внутренней убежденностью, силой логической ар-гументации и вызывать у студентов необходимый интерес к познанию, давать направление для самостоятельной работы;
- быть на современном уровне науки и техники и содержать прогноз развития на ближайшие годы;
- отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);
- быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
- излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;
- быть доступной для восприятия данной аудиторией.
Лекционный курс должны отличать высокий научно-методологический уровень и активное воспитательное воздействие на студентов.
Научно-методологический уровень лекционного курса характеризуется и достигается:
- использованием методологических основ педагогики,
- положений фундаментальных и естественных наук,
- глубиной анализа и научного обобщения,
- полнотой рассмотрения и использования теории и результатов достижений в современной науке при изучении и анализе современных социальных и политических проблем,
- постановкой и раскрытием профессиональных проблем в тесной связи с рассматриваемой темой,
- раскрытием современных научных взглядов, понятий, идей на перспективы исследования законов и закономерностей развития человеческого общества.
Воспитательное воздействие лекционного курса характеризуется и осуществляется:
- решением задач нравственного, правового и эстетического воспитания,
- формированием высоких гражданских качеств и гордости за свою профессию,
- расширением общего кругозора и формированием профессиональных качеств (быстроты и гибкости ума, глубины, широты и логичности мышления, активности, критичности, самостоятельности и смелости в принятии решений, творческого подхода к делу).
Учебная лекция должна иметь четкую и строгую структуру.
Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, в нем излагается предмет лекции и ее актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь данной лекции с предыдущими и последующими занятиями, ее основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.
Изложение - основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, её главные узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. Вбирая в себя весь фактический материал, его анализ и оценки, основная часть лекции воплощает ее идеи и раскрывает теоретические положения. В ходе изложения используются все формы и способы суждения, аргументации и доказательств.
Каждое теоретическое положение должно быть обосновано и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщены глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направляются на достижение поставленной цели, на раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Именно в ходе изложения основной части лекции, в рассмотрении вопросов плана лекции сказывается стиль лектора, т. е. умение говорить содержательно и убедительно, интересно и целеустремленно. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими слушателей к следующему вопросу лекции.
Число вопросов в лекции, как правило, колеблется от двух до четырёх. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно малое деление на части нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Важно избегать абстрактного схематизма в разбивке лекции. Длительность ее частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.
Заключение имеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творение. В заключении могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературe. Все это и составляет предмет обдумывания при разработке лекции. Эта кропотливая и скрупулезная работа совершается на основе накопленных знаний и опыта, на основе изучения новейшей литературы, посредством сбора, анализа и обобщения всего фактического материала.
Содержание разрабатываемых лекций должно соответствовать учебной программе, тематическому плану и фондовым лекциям. При этом за преподавателем сохраняется право выбора наиболее рациональных, эффективных методов и методических приемов, способов изложения и познания обучающимися учебного материала, которые кратчайшим путем должны привести к достижению поставленных учебных и воспитательных целей.
Решение на оптимальное сочетание методов, методических приемов, современных и перспективных технологий обучения требует со стороны лектора творческого подхода.
В зависимости от выбранного метода обучения, лекции по дисциплине «Политология» могут читаться традиционным методом, с элементами проблемного обучения, проблемным методом, с применением опорных конспектов, методом модульного дозированного обучения и контроля и другими методами прогрессивной технологии обучения.
При выборе метода обучения необходимо учитывать степень сложности учебного материала лекции, уровень подготовленности обучаемых по вопросам, выносимым на лекцию, необходимую глубину проработки данных вопросов, обеспеченность выбираемого метода необходимыми учебно-методическими разработками.
Распределение времени по основным вопросам лекции производится в зависимости от объема и сложности излагаемого материала, уровня подготовки студентов, используемых средств наглядности и технических средств обучения. Проведение пробного чтения лекции позволяет уточнить как ее содержание, так и расчет времени на отдельные вопросы.
Так как на лекцию рекомендуется выносить не более 3-х вопросов, то продолжительность изложения каждого из них составит в среднем 20-30 минут. Это не исключает и большего времени, отводимого на вопрос лекции.
Не рекомендуется постановка вопросов продолжительностью менее 15 минут. Вопросы продолжительностью более 40 минут рекомендуется разбивать на подвопросы.
Перечень учебной литературы должен быть по возможности максимальным и в наибольшей мере соответствовать целевой установке лекции.
Следует отличать общий перечень литературы по теме лекции от литературы, выдаваемой студентам как задание на самостоятельные занятия в соответствии с тематическим планом.
Количество дидактического материала, его виды (слайд, демонстрационная схема и т. д.) должны выбираться из условия оптимальности усвоения учебного материала.
Важным моментом лекции является достижение учебных и воспитательных целей. Учебные цели должны соответствовать требуемым уровням подготовленности студентов, а лекционные вопросы построены таким образом, чтобы оптимальным образом достичь этих уровней.
Воспитательные цели определяются местом и значимостью дисциплины «Политология» в общей системе подготовки специалиста. Это может быть развитие творческой инициативы и самостоятельности, стремления в совершенстве овладеть новой предметной областью, развитие желания стать высококвалифицированным специалистом и полноправным гражданином общества. Усилия лектора должны быть направлены на формирование у студентов, синтезированных научных знаний по специальности, широкого профессионального кругозора, общей и правовой культуры.
При изложении учебного материала необходимо постоянно опираться на структурно-логическую схему учебной дисциплины, делая ссылки на ранее изученный материал.
Хорошие результаты в усвоении учебного материала дает практическая аргументация тех или иных положений лекции из личного практического опыта работы или данных, полученных в ходе анализа результатов деятельности юристов-выпускников.
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНТРОЛЬНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ».
Семинарское занятие по темам № 1-3:
«Место политологии в системе социально – гуманитарного знания».
(Время – 4 часа)
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
При подготовке к занятию студентам необходимо:
1. Отработать материал лекций по темам 1-3.
2. Решить тестовые задания и задачи, ответить на вопросы разделов № 2 в фонде контрольных заданий (п.п.7.1 и 7.2) УМК.
3. Ознакомиться с планом семинарского занятия.
4. Изучить рекомендованную учебную литературу.
5. Подготовить научное сообщение.
В ходе занятия:
Заслушивание и обсуждение научного сообщения:
«Политология как наука, этапы её оформления в систему научного знания»
Вопросы для обсуждения:
1. Объект, предмет, функции и методы политической науки.
2. Связь политологии с социологией, политической экономией, психологией с историческими правовыми науками.
3. История становления и развития политической мысли:
- политические учения Древнего Востока, Греции и Рима;
- политические идеи средневековья;
- политические учения эпох Возрождения, Просвещения;
- политическая мысль Нового времени, ХIХ века.
4. Становление и развитие политической мысли в России:
- содержание основных политических течений в России (либерализм, консерватизм, социал-реформизм, радикализм);
- особенности и черты современной политической мысли России.
5. Основные этапы эволюции современной политической науки.
6. Общая характеристика политических концепций и теорий ХХ века.
Литература:
Основная.
Конституция Российская Федерации.
Гаджиев К. С. Политология: Учебник. М: Логос, 2002.
Кривогуз И. М. Политология: Учебник. М.: Владос, 2003.
Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных
факультетов. М.: ПРИОР, 2002.
Политология: Учебник для студентов вузов / Под ред. М. А. Васи-лика. М.: Гардарики, 2003.
Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
Сирота Н. М. Политология: Курс лекций. СПб.: Паритет, 2000.
Дополнительная.
Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. — М., 1997.
Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. — 1997. —№6.
Бойцова О. Политическая наука в XX веке // Вестник МГУ. Политические науки. 2001. № 1.
Боттомар Т.Б. Политическая социология // Антология мировой политической мысли. Т. 2. — М., 1997.
Василенко И.А. О возможностях политической герменевтики // Вопросы философии. — 1999. — №6.
Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. — М., 1990.
Зарубежная политология. — М., 1998.
Гаджиев К.С. Политическая философия. — М., 1999.
Гумплович Л. Социология и политика// Антология мировой политической мысли. Т. 1.
Доган М. Политическая наука и другие социальные науки // Политическая наука: новые направления. — М., 1999.
Краснов Б.И. Политология как наука и учебная дисциплина // Социально-политический журнал. — 1995. — № 1.
Кто есть кто в политической науке России. — М., 1996.
Кривогуз И. О предмете политологии // Общественные науки и современность. — 1994. — № 3.
Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994.
Макаренко В.П. Политическая социология: Нормативный подход// Государство и право. — 1992. —№7.
Аристотель. Политика. Афинская полития. — М., 1997.
Берк Э. Размышления о революции во Франции. — М., 1993.
Гегель Г.В.Ф. Философия права. — М., 1993.
Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. — М., 1978.
Гоббс Т. Левиафан... // Соч. в 2-х томах. Т. 2. — М., 1989.
Гумбольдт В. Опыт установления пределов государственной деятельности // Антология мировой политической мысли. Т. 1.
История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. — М., 1997.
Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч.: В 3-х т. т.З. М.,1988.
Макиавелли Н. Государь. М., 1990.
Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс ф. Соч.-2-е изд. т-Т.1.
Монтескье Ш.Л. Избранные произведения (О духе законов). М., 1956.
Милль Д. О свободе // Антология мировой политической мысли. Т. 1.
Никитин Е.П. Загадка «Государя» // Вопросы философии. — 1997. —№1.
Платон. Государство. Политик. Законы. М.,1998.
Политология: хрестоматия // под ред. Проф. М.А. Василика. М., 1999.
Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. — М., 1998.
Токвиль А. Демократия в Америке. — М., 1992.
Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. — М., 1990.
Цицерон. О государстве. — М., 1999.
Семинарское занятие по темам 4-8:
«Политическая жизнь и властные отношения: Российская специфика».
(Время 4 часа)
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
При подготовке к занятию студентам необходимо:
1) Отработать материал лекций по темам 4-8.
2) Решить тестовые задания и задачи, ответить на вопросы разделов № 2 в фонде контрольных заданий (п.п.7.1 и 7.2) УМК.
3) Ознакомиться с планом семинарского занятия.
4) Изучить рекомендованную учебную литературу.
5) Подготовить научное сообщение.
В ходе занятия:
Заслушивание и обсуждение научного сообщения:
«Политическая власть в России: сущность, специфика организации, тенденции развития».
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, содержание, уровни и источники политической жизни общества.
2. Основные теории власти и властных отношений.
3. Политическая власть как социальная система.
4. Основные типы политической власти и их характеристика:
- авторитаризм;
- тоталитаризм;
- демократия.
5. Особенности и характерные черты современных политических режимов.
При обсуждении первого вопроса целесообразно заслушать фиксированное выступление на тему:Основные типы избирательных систем и принципы выборов органов политической власти.
Литература:
Основная.
Конституция Российская Федерации.
Политология: Учебник/Под ред. В.И.Буренко, В.В.Журавлёва.- М.:Изд-во Экзамен»,2005.
Гаджиев К. С. Политология: Учебник. М: Логос, 2002.
Кривогуз И. М. Политология: Учебник. М.: Владос, 2003.
Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М.: ПРИОР, 2002.
Политология: Учебник для студентов вузов / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2003.
Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
Сирота Н. М. Политология: Курс лекций. СПб.: Паритет, 2000.
Дополнительная.
Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебн. для вузов. -М., 1997.
Гельман В.Я. Создавая правила игры: российское избирательное законодательство переходного периода /7 Полис.-1997.- №4.
Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Полис. - 1997. - № 4.
Голосов Г.В. Пределы электронной инженерии: «смешанные, несвязанные»избирательные системы в новых демократиях//Полис. - 1997. - №3.
Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. -1996. - № 3.
Ильин И.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Демократия и демократизация // Полис. - 1996. - № 5.
Ильин И.В., Мельвиль А.Ю. Власть // Полис.- 1997.- № 6.
Мирский Г.И. Авторитаризм и демократия: две модели? // Полис. -1996.- №6.
Общая и прикладная политология. Учебн. пособие / Под общ. ред. Жукова В.И., Краснова Б.И. - М.,1997.
Основы политической науки: Учебн. пособие/ Под ред. проф. Пугачева В.П. – М., 1993., ч. 1,2.
Политология : Учебн. пособие для вузов/ Сост. и отв. ред. Радугин А.А. –
М.,1997.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 1995.
Федеральный закон. «О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации». 1995.
Индивидуальное контрольное собеседование по темам № 9-14:
«Современный российский политический процесс: социокультурные основания, историческая динамика».
(Время 4 часа)
Индивидуальные контрольные собеседования (ИКС)являются одной из форм текущего контроля и выполняются в виде устных ответов на вопросы. Содержание заданий на ИКС, порядок его проведения устанавливается кафедрой.
Текущий контроль предназначен для проверки хода качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он может проводиться в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или предусмотренной тематическим планом. Результаты текущего контроля отражаются в журнале учета учебных занятий и используются учебно – методическим управлением и кафедрами для оперативного управления образовательным процессом.
По дисциплине "Политология" согласно учебного плана и учебной программы предусмотрено 1 ИКС.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
При подготовке к индивидуальному контрольному собеседованию студенты должны изучить лекционный материал по темам № 9-14 и рекомендованную литературу. Решить тестовые задания и задачи, ответить на вопросы разделов № 3 в фонде контрольных заданий (п.п.7.1 и 7.2) УМК. Продумать порядок ответов на предложенные в плане собеседования вопросы, составить краткий план ответов, дополнив при необходимости лекционный материал.
Вопросы для собеседования:
1. Специфика содержания и функции политических институтов.
2. Государство как институт политической системы, орудие публичной власти.
3. Президентская и парламентская республики, структура и организационная система.
4. Теории элиты, основные концепции элит в истории политической мысли.
5. Новая элита в России, ее интересы, средства и методы утверждения.
6. Политическое лидерство: факторы формирования.
7. Особенности возникновения и функционирования политических партий в России.
8. Типология партий и их классификация.
6. Взаимоотношения государства и политических партий.
7. Личность как субъект и объект политики. Политическая социализация личности.
8. Свобода и ответственность личности в политике.
9. Личность в политике в тоталитарном, авторитарном, либеральном, демократическом обществе.
10. Политическая культура как органическая часть общей культуры.
11. Модели развития отечественной политической культуры.
12. Типология политических культур. Нормативное и функциональное измерение политической культуры.
13. Прикладная политология: основные проблемы, направления исследования.
14. Сущность, содержание и задачи политического прогнозирования.
15. Объективные основы, условия и организация научного прогнозирования политических событий.
16. Политический менеджмент, его основные характеристики.
Литература:
Основная.
Конституция Российская Федерации.
Политология: Учебник/Под ред. В.И.Буренко, В.В.Журавлёва.- М.:Изд-во «Экзамен»,2005.
Пилипенко А. А. Методология анализа и проблемы российской государственности. // Общественные науки и современность, 2000, №5.
Дюверже М. Политические партии. – М., 2000.
Острогорский М.Я. Демократия и политические партии – М., 1997
Парламентские выборы в России: год 1999. Избирательные объединения и блоки, их лидеры и программные документы, результаты выборов. / Авт.-сост.: Грачев М.Н. – М., 2000.
Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях» – М., 2001.
Дурдин Д. М. «Образ политического лидера и возможность его изменения. //
Полис,2000, №2.
Кретов Б. И. Политологическая теория лидерства. // Социально-гуманитарные знания,
2000, №2,3,4
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. – М., 2001 (глава «Политическая
культура»)
Политическая культура: теория и национальные модели. / Под ред. К. С. Гаджиева. –
М., 1994.
Анализ, прогноз, технологии в современной политике – М., РАГС, 2001
Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. – М.,
1997.
Соловьев А. И. Политология. Политическая теория и политические
технологии. – М., 2000, гл. 20.
Дополнительная:
Клямкин И. Н. Какой авторитарный режим возможен сегодня в России? // Полис, 1993. №5.
Матузов Н. И., Мазуров А. В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты. // Общественные науки и современность, 1997, №1.
Новиков А. В. Проблемы отечественного авторитаризма. // Вестник МГУ, Серия 12. Социально-политические науки, 1992, №4.
Сорокин А. К. От авторитаризма к демократии: к истории несостоявшегося перехода. // Полис, 1993, №1.
Трофимов Е. Постоянное взаимодействие с обществом важнейшия функция партии // Власть, 2000, №12.
Холодковский К.Г. Парламентские выборы 1999 года и партийное структурирование российского общества // Полис, 2000, №2
Грачев Г. В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях. // Полис, 2000, №3.
Методология анализа политической традиции в России. «Круглый стол» ученых. // Общественные науки и современность, 2000, №2.
Михайловский Н. Герой и толпа. Соч., т. 2. СПб, 1896.
Методика организации и проведения ИКС:
Индивидуальное контрольное собеседование является итоговым занятием по темам № 9-14 раздела «Участники политического процесса и их взаимодействие». ИКС проводится с целью проверки качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Задание на ИКС с перечнем вопросов выдается за неделю до проведения занятия по основному расписанию. Время, отводимое на подготовку к ИКС по тематическому плану – 4 часа. Форма проведения – устный опрос.
Необходимо помнить, что предварительная подготовка к ИКС начинается в период проработки материалов лекционных занятий и в период проведения семинарских и практических занятий. Основная подготовка проводится в классных помещениях в часы изучения тем, включённых в план ИКС. Рекомендуемый справочный и учебный материал получается студентами в библиотеке. По наиболее сложным вопросам проводятся консультации.
В ходе проведения ИКС каждому студенту назначается 1 вопрос. В течение 5-7 минут студент обдумывает и структурирует ответ. После этого он приступает к изложению материала. Ответ должен быть содержательным, лаконичным, по существу вопроса. В случае необходимости, преподаватель задаёт уточняющие вопросы с целью определения глубины усвоения студентом материала. После ответа студента преподаватель делает краткий анализ ответа и выставляет оценку по 4-х бальной системе. Результаты ИКС выставляются в журнал учета успеваемости. Пересдача оценок производится установленным порядком.
Семинарское занятие по темам № 15-17:
«Россия и мир в XXI веке».
(Время – 4 часа, для студентов вечерней и заочной форм обучения – 2 часа)
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
При подготовке к занятию студентам необходимо:
1) Отработать материал лекций по темам 15-17.
2) Решить тестовые задания и задачи, ответить на вопросы разделов № 4 в фонде контрольных заданий (п.п.7.1 и 7.2) УМК.
3) Ознакомиться с планом семинарского занятия.
4) Изучить рекомендованную учебную литературу.
5) Подготовить научное сообщение.
В ходе занятия:
Заслушивание и обсуждение научного сообщения: «Россия в мировой политике: основные тенденции и перспективы».
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие политического процесса и его характеристика: уровни, содержание, фазы развития.
1. Теории политической модернизации и ее основные направления.
2. Содержание, структура и фазы развития политического конфликта.
3. Современная специфика международных конфликтов и кризисов.
4. Особенности мирового политического процесса в XXI веке.
5. Проблемы международного взаимодействия государств в современных условиях.
Литература:
Основная.
Конституция Российская Федерации.
Политология: Учебник/Под ред. В.И.Буренко, В.В.Журавлёва.- М.: Изд-во «Экзамен»,2005.
Гаджиев К. С. Политология: Учебник. М: Логос, 2002.
Кривогуз И. М. Политология: Учебник. М.: Владос, 2003.
Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных
факультетов. М.: ПРИОР, 2002.
Политология: Учебник для студентов вузов / Под ред. М. А. Васи-лика. М.: Гардарики, 2003.
Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
Сирота Н. М. Политология: Курс лекций. СПб.: Паритет, 2000.
Федосеев А. А., Сирота Н. М. Политология: Пособие для подготовки к экзаменам. СПб.:
Знание, 2003.
Дополнительная:
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.
Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. – М.:Эдиториал УРСС, 2000. – 280 с
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - Новгород, 1994, Вып. 1.
Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. - М.: Владос, 1999
Митрошенков О. А. Эффективные переговоры. – М., 2000
Соловьев А. И. Политология. Политическая теория и политические технологии. – М., 2000, гл. 15.
Абалкин Л. И. О национально-государственных интересах России / В его кн.: К самопознанию России. – М., 1995.
Гаджиев К. С. Введение в геополитику. – М., 2000.
Ланцов С. А. Мировая политика и международные отношения. – Спб., 2000.
Цыганков П.А. Международные отношения. – М., 1996.
Федотова В. Г. Типология модернизаций и способов их изучения. // Вопросы философии, 2000, №3.
Сорокин Питирим. Социокультурная динамика / В его кн.: Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
Зарубежная политология. Словарь-справочник. – М., Социально-политический журнал, 1998, ст.: Модернизации теория.
Редель А. И. Российский менталитет: от политико-идеологических спекуляций к социологическому дискурсу. // Социально-гуманитарные знания, 2000, №5.
Щербина Н. Г. Архаика в Российской политической культуре. // Полис, 1997, №5.