Территориальное устройство государства.
Это элемент формы государства. Он отражает то, как территориально устроено государство, каковы взаимоотношения центральной и местной власти, каким способом организована (устроена) территория государства.
Ключевым является понятие «территория государства» – пространство (суша, водное и воздушное пространство), на которое распространяется государственная власть. Принято выделять три разновидности форм государственного (территориального) устройства: унитарное государство; федеративное и конфедеративное (конфедерация).
Унитарным является государство, составные части которого не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Составные части унитарного государства (области, или губернии, графства) обладают статусом административных территориальных единиц (т.е. не обладают признаками государственного суверенитета). Для унитарного государства характерно единое гражданство (административно–территориальные единицы не устанавливают своего гражданства); одноканальная система налогов.Виды унитарных государств: 1)Простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).2)Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на: 2.1)Территориальная автономия — определённой части унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившегося в силу исторических, географических или иных особенностей, передаётся право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай). 2.2)Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).
Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют: 1)Централизованное унитарное государство — строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия). 2)Децентрализованное унитарное государство — органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).
Федеративное государство – это сложное государство, составные части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета).
Федерация как форма территориального устройства государства зарождается в индустриальную эпоху. Она менее распространена в сравнении с унитарной формой. В современном мире федеративным является 21 государство (1/9 часть). При этом в федеративных государствах проживает 1/3 населения Земли. Среди федераций есть крупные (Бразилия) и сравнительно небольшие по территории и населению (Союзная Республика Югославии); занимающие значительный удельный вес в мировой экономике (США) и не относящиеся к числу таковых (Бельгия); насчитывающие в своем составе свыше 100 наций и народностей (Россия) и отличающиеся малонациональным составом населения (Германия).
Вне зависимости от этих особенностей все федеративные государства характеризуются:
- двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации);
- наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации;
- двухпалатным парламентом, где одна из палат, как правило верхняя, представляет интересы субъектов федерации;
- отсутствием у субъектов федерации права выхода из ее состава;
- верховенством федерального права;
- непризнанием за субъектом федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми суверенными признаками);
- финансовой зависимостью субъектов федерации от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти, права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и др. денежных знаков). Таким образом, создается механизм подчинения центральной властью субъектов федерации; принцип двойного гражданства и др.
Виды федераций:
1.По способу образования субъектов федерации выделяют:
Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).
2. По способу образования самой федерации выделяют:
Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).
Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).
3. В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:
Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.
Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.
Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований.
4. В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:
Централизованные — федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты.
Децентрализованные — определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.
5. В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:
Дуалистические — в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов
Кооперативные — кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.
Своеобразную форму государственного устройства представляет конфедерация – союз суверенных государств, созданных для достижения определенных целей (политических, военных, экономических).
Конфедерация, имея сходство с федерацией, вместе с тем существенно отличается от нее. Эти отличия состоят в следующем:
- конфедерация – это временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено;
- государства – члены конфедерации в полном объеме сохраняют за собой суверенитет, субъекты конфедерации обладают правом сецессии; нуллификации или отказа в признании, а равно применении актов союзной власти; устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов);
в конфедерации создаются национальные государственные органы. Однако образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных в договорных актах. Отсутствуют судебные органы, ограничен круг исполнительных структур власти. Парламент конфедерации формируется представительными органами государств–членов. Создаваемые на постоянной основе, государственные органы конфедерации лишены властных полномочий. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресуются не гражданам, а органам власти государств – членов конфедерации; механизм их обеспечения сходен с механизмом действия международно–правовых норм.