Раздел 1: Основные тенденции развития средневековой Руси.
К теме 1:
1. Роль норманнов в образовании Древнерусского государства.
2. Социальный строй Киевской Руси.
3. Отношения Киевской Руси с соседями.
4. Язычество на Руси.
5. Принятие христианства на Руси.
6. «Двоеверие» в средневековой Руси.
7. Взаимоотношения Руси со степными народами.
8. Женщины Древней Руси.
9. Держава и завоевания Чингисхана.
К теме 2:
1. Взаимоотношения Руси и Золотой Орды.
2.Борьба за политическое лидерство на Руси (XIV- XV вв.).
3.Иван III как государственный деятель.
4. Иван IV как государственный деятель.
5.Опричнина Ивана Грозного: ее предпосылки и последствия.
6.Феномен самозванства.
7.Становление абсолютизма в России: правление первых Романовых.
8.Церковная реформа и раскол середины XVII в.
9.Восстание Степана Разина.
10.Восприятие средневековой России иностранцами.
II. Раздел 2. Россия в Новое время.
К теме 3.
1.Реформы Петра I как первая попытка модернизации России.
2.Петр I как государственный деятель.
3.Северная война: причины и следствия.
4.Санкт-Петербург – новая столица.
5.Временщики в эпоху дворцовых переворотов.
6.Внутренняя политика России в период дворцовых переворотов.
К теме 4.
1.Особенности “просвещенного абсолютизма” в России.
2.Екатерина II и Просвещение в России.
3.Внешняя политика Екатерины II.
4.Генералиссимус А.В.Суворов и русское военное искусство.
5.Павел I как государственный деятель.
К теме5:
1.Реформы Александра I.
2.Государственная деятельность М.М. Сперанского.
3.Государственная деятельность А.А. Аракчеева.
4.Отечественная война 1812 г.
5.Движение декабристов в России.
6.Внутренняя политика России в период царствования Николая I.
7.Споры о судьбах России: славянофилы и западники в 30-е - 50-е гг. XIX в.
8.Россия в Кавказской войне.
9.Крымская война: причины и следствия.
К теме 6:
1. Александр II как государственный деятель.
2. Подготовка и проведение реформ 60-х –70-х гг. XIX в.
3. Влияние реформ Александра II на развитие России.
4. Революционное народничество и истоки русского террора.
5. Особенности социально-экономического и политического развития России в 80-е –90-е гг. XIX в.
6. Государственная деятельность С.Ю.Витте.
7. Политический портрет Александра III.
8. Политика России в Средней Азии.
9. Русско-турецкая война (1877-1878 гг.): причины и итоги.
К теме 7:
1. Революционное движение в России в конце XIX – начале XX вв.: неонародники.
2. Левый террор в России в начале XX в.
3. Революционное движение в России в конце XIX – начале XX вв.:марксисты.
4. Либеральное движение в России в конце XIX – начале XX вв.: возникновение партий кадетов и октябристов.
5. Консервативное движение в России в конце XIX – начале XX вв.: монархисты.
Раздел 3. Россия в XX-XXI вв.
К теме 8:
1.Политический портрет Николая II.
2.Русско-японская война начала ХХ в.: причины и последствия.
3.Революционная модернизация в России: причины и итоги революции 1905-1907 гг.
К теме 9:
1.Истоки российского парламентаризма: Государственная дума в 1906-1917 гг.
2.П.А.Столыпин как государственный деятель.
3.Аграрная проблема в России в начале ХХ в. и проекты ее решения.
4.Причины и предпосылки I мировой войны.
5.Восточный фронт I мировой войны.
6.Влияние I мировой войны на внутреннее положение России.
К теме 10:
1.Начало второй революции в России: Февраль 1917 гг.
2.Место Октября 1917 г. в революционном процессе.
3.В.И.Ленин как политический лидер большевизма.
4.Политический портрет Л.Д.Троцкого.
5.Первые мероприятия большевиков после Октября 1917 г.: планы и реальность.
К теме11:
1.Гражданская война в России: причины, сущность и последствия.
2.Лидеры «белого» движения.
3.Лидеры «красных» в Гражданской войне.
4. Интервенция в России в период Гражданской войны.
4.«Военный коммунизм»: причины, сущность, роль в гражданской войне.
К теме 12:
1. НЭП: сущность и уроки.
2. Борьба за власть в большевистской партии после смерти В.И.Ленина. Причины прихода к власти И.В.Сталина.
3. И.В.Сталин как государственный деятель.
4. Индустриализация в СССР: цели, методы и цена.
5. Коллективизация в СССР: цели, методы и цена.
6. Культурная революция в СССР.
К теме 13:
1. Международная ситуация в Европе в 1930-е годы.
2. Фашизм в Германии.
3. Внешняя политика СССР в 1933-1939 гг.: попытка создания системы коллективной безопасности в Европе.
4. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг.: взаимоотношения с Германией.
5. Война с Финляндией: причины и последствия.
6. Степень подготовленности СССР к войне с Германией.
7. Начало Великой Отечественной войны: лето-зима 1941 г.
8. Битва под Москвой.
9. Сталинградская битва.
10. Курская битва.
11. Берлинская операция.
12. Создание антигитлеровской коалиции.
13. Малоизученные битвы Великой Отечественной войны.
14. Партизанское движение в годы войны.
15. Блокада Ленинграда.
16. Война с Японией.
17. Проблемы изучения Великой Отечественной войны в отечественной и западной историографии.
К теме 14:
1. Н.С.Хрущев как государственный деятель.
2. Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.
3. Социально-политическая ситуация в СССР в 1953-1964 гг.
4. Карибский кризис 1962 г.: причины и следствия.
5. Советско-американские отношения в 1950-80-е гг.
6. Л.И.Брежнев как государственный деятель.
7. Реформы в СССР в середине 1960-х гг.ХХ в.: причины и последствия.
8. Внешняя политика СССР в середине 1960-х –начале 1980-х гг.
9. Афганская война.
10. Взаимоотношения между СССР и странами социалистического лагеря в середине 1960-х –начале 1980-х гг.
11. Социалистическая экономика в 60-е – 80-е ХХ в.
К теме 15:
1. Политический портрет М.С.Горбачева.
2. «Перестройка» в СССР: цели, сущность и следствия.
3. Особенности проведения реформ в СССР в 1985– 1991 гг.
4. Политический портрет Б.Н. Ельцина.
5. Россия в системе международных отношений: 1991-2000 гг.
6. Продвижение НАТО на восток.
7. Национальная политика России в 1991 –2000 гг.
8. Война в Чечне: причины и последствия.
9. Терроризм в современной России и борьба с ним.
10. Современное социально-экономическое и политическое положение в России
Методические рекомендации по написанию рефератов
Одной из форм самостоятельной работы студента является написание реферата. Реферат предполагает связное и логичное изложение прочитанной и проанализированной студентом научной литературы по выбранной теме. При этом студент должен не механически переписать прочитанные монографии и научные статьи, но творчески их переработать, переосмыслить и постараться выработать свой стиль для изложения материала. Студент может выбрать тему реферата из предложенного списка, а может предложить свою, но согласовав ее с преподавателем. Написание реферата – сложный процесс, в котором можно выделить несколько этапов.
1. На подготовительном этапе работы выбирается тема, подбирается и изучается необходимая литература и источники.
После выбора темы необходимо вначале составить общее представление о проблеме. Для этого следует изучить материалы лекций, учебников, учебных пособий. После этого необходимо обратиться к изучению источников и специальной литературы. Определенная подборка источников дается в хрестоматиях.
При подборке специальной научной литературы рекомендуется опираться на список литературы, данный к каждой теме в программе курса, но его можно и дополнить, обратившись в каталоги городских библиотек.
При изучении литературы следует делать выписки на карточки или отдельные листы бумаги, при этом точно ссылаясь на источник, с указанием автора, названия работы, места издания, года и страницы. Эти отдельные карточки можно будет объединить по проблемам, что существенно облегчит Вам работу над текстом реферата.
Основные мысли из текста можно выписывать как дословно, так и перелагая их своими словами.
При чтении литературы умейте выделять альтернативные оценки авторов на ту или иную проблему, сформулируйте свое отношение к данной проблеме.
Перед написанием реферата составьте вначале его план.
Структура реферата.
Реферат состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, формулируются цели и задачи работы, дается краткая характеристика источников и историографии.
Содержание помещается на второй странице реферата и представляет собой перечень глав и параграфов и указанием номеров страниц, на которых они размещаются.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два – три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным, аргументированным. Свои мысли и выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу. Каждая глава должна завершатся краткими выводами.
В заключении делаются выводы по всей работе, оно является общим итогом изложения вопросов плана реферата.
В списке использованных источников и литературы помещаются все прочитанные автором исторические источники и научная литература, он составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг.
В «Приложение» помещаются схемы, таблицы, иллюстрации и т.д, если таковые имеются. Автор должен указать на происхождение данной информации. Наличие приложения не обязательно.
3. Оформление реферата:
Если есть возможность, реферат следует отпечатать. Если работа пишется от руки, необходимо это делать аккуратно и разборчиво, разбивая текст на абзацы. Все страницы должны быть пронумерованы.
Объем реферата составляет 15 - 20 машинописных страниц. Размер шрифта – 12. Поля: верхнее, нижнее, левое – по 2 см., правое – 1 см. Реферат должен быть подписан студентом с указанием даты, что подтверждает его авторство.
Реферат должен быть сдан в срок, предусмотренный учебным планом, без сдачи реферата студент не допускается к экзамену.
4. Оформление цитат:
1.Каждую цитату нужно заключать в кавычки и давать ссылки на источники. Для этого существуют сноски. Наиболее удобный вариант оформления сносок – это помещение ее в тексте работы, сразу после цитируемого источника: …..(I. 2. С.7.) Первая цифра – это указание на то, что вы цитируете исторический источник, вторая- указание на порядковый номер данного источника в списке использованных источников, третья – номер страницы. Соответственно, если вы ссылаетесь на научную литературу, первой должна стоять цифра II. Источники и литература должны размещаться в списке в алфавитном порядке. Наличие ссылок в реферате обязательно, иначе вся информация в вашем тексте может быть подвергнута сомнению.
Образец оформления списка использованных источников и литературы
I. Источники:
1.Положение о губернских и уездных земских учреждениях// Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Авторы-составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М., 2002. – С. 293 – 299.
2. Положение о земских участковых начальниках Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Авторы-составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М., 2002. – С. 309 – 311.
II. Литература:
1. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти тт. - Т.V. - М., 1989.
2. Римский С.В. Церковная реформа Александра II //Вопросы истории. - 1996.- №4. -С.23 -34.
Образец титульного листа
Государственная полярная академия
Кафедра философии, культурологии и истории
Реферат
по дисциплине
«Отечественная история»
Реформы Петра I как первая попытка модернизации в России.
Выполнил: студент 342 гр.
Петров В.В..
Научный руководитель:
канд. ист. наук., доц. Портнягина Н.А..
Санкт-Петербург
Примерный список вопросов к экзамену.
1. Подходы к изучению истории, методы исторической науки.
2. Функции истории в обществе.
3. Типы цивилизаций и их характерные черты.
4. Проблема возникновения феодализма в России.
5. Влияние восточной и западной цивилизации на русское средневековое общество.
6. Образование государства Киевская Русь: предпосылки, причины, точки зрения на данный процесс в историографии.
7. Особенности объединительного процесса на Руси.
8. Становление самодержавия в России.
9. Внутренняя политика Московской Руси во 2-й половине XVI в.
10. Причины, сущность и последствия Смуты. Проблема царской власти в период Смуты.
11. Особенности политического развития России во второй половине XVII в. Становление абсолютизма.
12. Сущность и последствия церковной реформы и раскола в России в XVII в.
13. Особенности “просвещенного абсолютизма” в Западной Европе и в России.
14. Основные направления и влияние на развитие страны реформ Петра I.
15. Начало модернизации в России и ее особенности.
16. Основные направления внутренней политики России при Екатерине II.
17. Особенности социально-экономического и политического развития России в 1-й половине XIX в. Сущность “правительственного либерализма”.
18. Основные события войны 1812 г., заграничных походов российской армии, их влияние на развитие страны.
19. Декабристы и их влияние на развитые страны. Сущность «дворянского либерализма».
20. Основные направления развития общественной мысли в 30-50-е годы XIX в.
21. Сущность 2-й промышленной революции и ее влияние на мировое развитие.
22. Содержание “Великих реформ” в России. Соотношение либерального и консервативного курсов в правительственной политике Александра II.
23. Народническое движение.
24. С.Ю.Витте и его программа модернизации России. .
25. Особенности внутренней политики правительства Александра III.
26. Причины и следствия революции 1905-1907 гг. в России.
27. Особенности российского парламентаризма.
28. Крестьянская община и ее эволюция в XIX – XX вв.
29. Цели и содержание реформ П.Столыпина.
30. Предпосылки и итоги I мировой войны. Влияние войны на внутреннее положение России.
31. Особенности российского либерализма. Либеральные партии в России.
32. Цели и программные положения революционных партий России.
33. Цели и программные положения консервативных партий в России.
34. Причины и особенности революции 1917 г в России.
35. Представления о будущей государственности у большевиков до 1917 и их реальная политика в 1917-1918 гг.
36. Причины и следствия гражданской войны в России.
37. Основные черты политики “военного коммунизма”.
38. Новая экономическая политика: причины, сущность, следствия.
39. Основные тенденции мирового развития и развития СССР в 20 - 30-е гг.
40. Причины зарождения фашизма в Европе.
41. Особенности международной ситуации в 30-40-х гг. ХХ в. и внешняя политика СССР.
42. Великая Отечественная война, ее основные этапы, итоги и уроки. Проблемы изучения Второй мировой войны в историографии.
43. Основные тенденции развития СССР в 1950-1980-е гг.
44. Сущность третьей научно-технической революции, постиндустриальной цивилизации.
45. Основные тенденции мирового развития на современном этапе.
46. Особенности развития СССР в период “перестройки”.
47. Распад СССР и его последствия.
48. Внутренняя политика России в 1991-2008 гг.
49. Внешняя политика СССР и РФ в 1985-2008 гг.
4. Образец теста
1. Характерная черта западного типа цивилизации:
а) коллективизм
б) рационализм
в) традиционализм
2. Одна из основных черт феодализма:
а) частная собственность на землю
б) иерархические отношения, связывающие высших членов общества
в) полюдье
3. Одна из предпосылок образования государства Киевская Русь:
а) наличие публичной власти у славян
б) наличие народных собраний
в) наличие народных ополчений
4. Принятие христианства на Руси способствовало:
а) появлению феодальных отношений
б) развитию феодальных отношений
в) возникновению феодальной раздробленности.
5. Начало возникновения абсолютизма в России:
а) XV в.
б) XVII в.
в) XVIII в.
6. Одна из причин раскола русской церкви в XVII в.:
а) постепенное прекращение созыва Земских Соборов
б) присоединение к России Украины
в) отказ от древнерусских образцов при проведении церковной реформы
7. Модернизация - это:
а) усовершенствование процесса производства промышленных товаров
б) процесс перехода от аграрного общества к индустриальному
в) процесс создания правового государства
8. Реформы Петра I привели к:
а) ослаблению крепостного права
б) усилению крепостного права
в) отказу от сословного строя
9.Екатерина II выступала:
а) за отмену крепостного права в России
б) против отмены крепостного права в России
10. Носителем идеологии Просвещения в России был класс:
а) дворян
б) крестьян
в) буржуазии
11.Александр I не отменил крепостное право в России, потому что:
а) не нашел социальной опоры для этого
б) не хотел его отменять, так как считал его опорой трона
в) не успел из-за ранней смерти
12. Реформы Александра II не затронули:
а) судебную систему
б) самодержавие
в) аграрную сферу
13. Одна из характерных черт российского либерализма:
а) отсутствие широкой социальной опоры
б) раннее возникновение
в) формирование в условиях гражданского общества
14. Лидером партии кадетов был:
а) В.Ленин
б) В. Пуришкевич
в) П.Милюков
15.Эсеры в России выступали за:
а) единую и неделимую Россию
б) культурно-национальное самоопределение наций
в) право наций на самоопределение
16. В результате революции 1905 – 1907 гг. в России возникла:
а) парламентарная монархия
б) дуалистическая монархия
в) абсолютная монархия
17. Столыпинская реформа способствовала:
а) консервации крестьянской общины
б) прекращению временнообязанного состояния крестьян
в) разрушению крестьянской общины
18. Одна из причин первой мировой войны:
А) борьба ведущих стран мира за рынки сбыта и колонии
Б) начало модернизации стран Западной Европы
В) начало модернизации России
19. Одна из причин начала революции 1917 г.:
А) Столыпинская реформа
Б) Первая мировая война
В) Убийство Г.Распутина
20. В комитеты общественной безопасности в 1917 г. входили представители:
А) буржуазных партий
Б) буржуазных и социалистических партий
В) социалистических партий
21. Одна из причин прихода большевиков к власти в октябре 1917 г.:
а) поддержка их программы всех слоев населения
б) непопулярность действий Временного правительства
в) окончание первой мировой войны
22. Одна из причин поражения белого движения:
а) популярность политики «военного коммунизма» большевиков
б) отсутствие поддержки крестьян
в) образование СССР
23. Советское общество в 20-е годы было:
а) традиционным
б) индустриальным
в) постиндустриальным
24. Начало новой экономической политики:
а) 1921 г. б) 1922 г. в) 1923 г. г) 1924 г.
25. Одна из задач коллективизации:
А) достижение СССР экономической независимости
Б) построение социалистического общества
В) ликвидация середняцких хозяйств
26. Начало II мировой войны:
А) 1 сентября 1939 г. б) 1 января 1940 г. в) 22 июня 1941 г.
27. Реформы Н.С.Хрущева привели к:
А) созданию постиндустриального общества
Б) демократизации советского общества
В) формированию тоталитаризма
28. Реформы 60-х – 70-х гг. ХХ в. в СССР были направлены на модернизацию:
А) экономической системы
Б) политической системы
В) социальной системы
29. М.С.Горбачев пришел к власти в:
А) 1985 г. б) 1987 г. В)1988 г.
30. Распад СССР произошел в:
А) 1985 г. б) 1991 г. В) 1993 г.