Тема 10. 1917 год и проблемы развития России.
Время: 2 часа.
Основные вопросы:
1. Обострение общенационального кризиса в стране. Февральские события в Петрограде – начало революции.
2. Первые мероприятия Временного правительства и Петросовета.
3. Развитие революционного процесса в России (февраль-октябрь 1917 г.). Приход большевиков к власти.
4. Планы большевиков в отношении государственности в России до Октября 1917 г. и их реальная политика в конце 1917 г. – первой половине 1918 г.(Практическое задание №3)
Литература:
1. Хрестоматия по истории России... С.385-447.
2. Октябрь 1917 г.: величайшее событие века или социальная катастрофа.- М., 1991.
3. Трухановский В.Г., Шахиров В.С. Декрет и мире: история и современность.- М., 1987.
4. Жуковский Н.П. Дипломаты нового мира.- М., 1986.
5. Булдаков В.П. Красная смута: природа и последствия революционного насилия. - М.,1998.
6. Кара – Мурза С. Советская цивилизация. От начала до Великой Победы. Т.1. -М.,2004.
7. Курлов П.Г. Гибель императорской России. - М., 1991.
8.17 год в истории России и мира. Февральская революция: от новых источников к новому осмыслению.Сб. ст./Под ред. П.В.Волобуева.- М.,1998.
9.17 год в истории России и мира. Октябрьская революция: от новых источников к новому осмыслению. Сб. ст./Под ред. С.В.Тютюкина.- М.,1998.
Практическое задание № 1:
Приказ №1 Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов о демократизации армии //Хрестоматия по истории России ...С. 389-390.
Вопросы к тексту:
1. Как, в соответствии с этим приказом, менялось положение солдат? Какими правами они наделялись?
2. Как армии следовало относиться к распоряжениям Госдумы?
3. Как, на Ваш взгляд, этот приказ повлиял на политическую ситуацию в стране?
Практическое задание № 2:
Из статьи В.И. Ленина “О задачах пролетариата в данной революции” (“Апрельские тезисы”) //Хрестоматия по истории России ...С. 394-395.
Вопросы к тексту:
1. Каково было отношение Ленина к войне.
2. Каково было отношение Ленина к Временному правительству.
3. Какую цель Ленин ставил перед социал-демократией.
4. За какую форму власти выступал Ленин.
5. Какие черты будущей государственности он обозначал.
6. Как Ленин предполагал решить аграрный вопрос.
7. Какова была его экономическая программа.
8. Насколько, на Ваш взгляд, реалистична программа Ленина.
9. Согласуются ли “Апрельские тезисы” Ленина с марксизмом.
10. Поддержали ли их меньшевики и большинство большевиков. Почему?
11. Как “Апрельские тезисы” повлияли на политическую ситуацию в России.
Практическое задание № 3:
Из декрета о земле; Из декрета СНК о печати; Из декрета СНК о 8 ч. рабочем дне; Из декларации прав народов России; Из декрета о рабочем контроле; Из декрета №1 СНК о суде; Из декрета СНК об учреждении ВСНХ; Из протокола №21 СНК о создании ВЧК; Декрет СНК о национализации банков; Декрет СНК об организации РККА ; Постановление 3 Всероссийского съезда Советов об основных положениях конституции РСФСР//Хрестоматия по истории России с древнейших времен...С. 411 – 413; 417- 427.
Проанализируйте первые постановления Советской власти и сравните планы большевиков в отношении государственности в России, которые существовали у них до Октября 1917 г. и их реальную политику. Заполните таблицу. Графу «Планы большевиков…» заполняйте на основании «Апрельских тезисов» В.И.Ленина и текста: Из программы РСДРП//Хрестоматия по истории России ...С. 345-347.
Сделайте вывод: совпали ли планы большевиков с их реальной политикой и прокомментируйте его.
Планы большевиков в отношении государственности до Октября 1917 г. | Реальная политика большевиков в октябре 1917 - первой половине 1918 гг. | |
Государственная власть | ||
Судебная система | ||
Политические и гражданские права | ||
Рабочий вопрос | ||
Национальный вопрос | ||
Аграрная программа | ||
Создание армии и полиции | ||
Экономическая программа |
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию особое внимание рекомендуется обратить на изучение работ ведущих российских историков, занимающихся проблемами революции 1917 года, П.В. Волобуева и В.П.Булдакова. Обобщение конкретного исторического материала, накопленного к сегодняшнему дню, уровень знаний, исследования большинства современных специалистов требуют рассматривать российские революции начала XX столетия, формирование предпосылок Октября 1917 г., последующие драматические эпизоды развития страны вплоть до начала 20-х гг. как проявление и часть системного кризиса Российской империи. Степень обострения традиционных российских и мировых антагонизмов вынудила большевиков сделать ставку на осознанное “забегание вперед”- революционный тип модернизации страны, основанной на использовании высвободившейся энергии народа.
События Февраля 1917 г., Октября 1917 г., гражданскую войну мы будем рассматривать как этапы единого революционного процесса в России. На его начальном этапе к власти пришла буржуазия, но не смогла удержать ее, власть захватила левая революционная партия – большевики, однако, для того, чтобы удержаться у власти им понадобилось выиграть гражданскую войну, ставшую заключительным этапом нашей революции.
Ваша задача заключается в том, чтобы выявить все основные причины революции 1917 г., проанализировать политику Временного правительства и понять, почему ему не удалось удержать власть, что в его действиях было ошибочным.
При изучении Февральских событий, первых мероприятий Временного правительства, “двоевластия” следует особое внимание уделить анализу взглядов и действий большевистской партии с марта по октябрь 1917 г. Это поможет понять как из сравнительно немногочисленной и не слишком популярной партии она стала одной из самых влиятельных сил в России, как ей удалось захватить власть в Октябре 1917 г.
Приход к власти большевиков еще не означал конец революции в России, более того, они своими действиями способствовали началу гражданской войны. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы проанализировать все первые мероприятия большевиков в социально-экономической, политической, внешнеполитической и национальной сферах и дать им оценку. Мы должны сравнить их реальную политику с их ранней моделью государственности и сделать вывод – удалось им полностью реализовать свою модель государственности или пришлось ее как-то корректировать.