Занятие 2: Россия в условиях I мировой войны.
1. Предпосылки и причины I мировой войны.
2. Причины присоединения России к Антанте. Российская империя в системе военно-политических союзов мира.
3. Подготовка России к войне. Начало I мировой войны. Отношение различных политических сил России к войне.
4. Влияние I мировой войны на социально- экономическую и политическую ситуацию в России.
Литература:
1. Хрестоматия по истории России...С.357-385.
2. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991
3. Бок М. Г.А.Столыпин. Воспоминания о моем отце. - М., 1992.
4. Демин В.А. Государственная Дума России (1906 – 1917 ): механизм функционирования. – М.,1996.
5. Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907 – 1911 гг. – Л.,1978.
6. Зайцева Л.И. Аграрная реформа П.А. Столыпина в документах и публикациях конца XIX - начала ХХ вв. - М., 1995.
7. Зырянов П.Н. Петр Столыпин: политический портрет. - М.,1992.
8. Первая мировая война. Пролог ХХ века/Отв. ред. В.Л.Мальков.--М.,1998.
9. Уткин А.И. Забытая трагедия. Россия в первой мировой войне.- Смоленск, 2000.
10. Уткин А.И. Первая мировая война. – М.,2002.
Практическое задание № 1 (Занятие 1):
Указ правительствующему сенату о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования;
Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении//Хрестоматия по истории России ...С. 365-368;
Предложения фракций кадетов по аграрному вопросу, внесенные в I Государственную Думу (проект 42-х);
Основные положения по аграрному вопросу, принятые I съездом уполномоченных дворянских обществ; Проект 104-х //Хрестоматия по истории России ...С. 362-365.
Вопросы к текстам.
1. Прочтите документы, выявите суть правительственной программы аграрной реформы; проектов аграрных преобразований кадетов, дворян, трудовиков.
2. Чьи интересы выражал проект 104-х. С программой какой партии он имеет наибольшее сходство?
3. Выделите достоинства и недостатки проектов кадетов, дворянских обществ, трудовиков, а также правительственной программы.
4. Какой из этих проектов и программ, на Ваш взгляд, был наилучшим для России? Почему?
5. Могли ли проекты кадетов и трудовиков быть осуществлены в той политической ситуации в России?
Практическое задание № 2 (Занятие 2):
Из воспоминаний С.Д.Сазонова о начале первой мировой войны//Хрестоматия по истории России..С. 378-379.
Вопросы к тексту:
1. Кто, с точки зрения С.Д.Сазонова, являлся инициатором войны?
2. Как С.Д.Сазонов оценивал действия Антанты?
3. Как автор оценивал отношения внутри Тройственного союза?
Практическое задание № 3 (Занятие 2):
Из воспоминаний А.А.Брусилова о состоянии русской армии накануне Первой мировой войны//Хрестоматия по истории России...С. 379-380.
Вопросы к тексту:
1. Какие положительные стороны подготовки русской армии к войне выделяет А.А.Брусилов?
2. Какие отрицательные стороны подготовки русской армии к войне выделяет А.А.Брусилов?
Практическое задание № 4 (Занятие 2):
Из воспоминаний М.Палеолога о программе России в случае победы Ан- танты в Первой мировой войне// Хрестоматия по истории России...С. 380-381.
Вопросы к тексту:
1. Какие планы были у России в отношении Германии?
2. На какие территориальные приобретения надеялась Россия?
3. Дайте обоснованную оценку этой программы: ее положительных и отрицательных сторон?
4. Была ли эта программа жизненно важной для России?
Методические рекомендации:
После 3 июня 1907 г. в России изменилась политическая ситуация - наметился явный крен вправо. Тем не менее, остались и завоевания революции - Государственная дума, оппозиционная печать, действовали политические партии, началась аграрная реформа. С 1909 г. страна вступила в стадию промышленного подъема, однако за внешним благополучием скрывались серьезны проблемы. Прежде всего, следует обратить внимание на взаимоотношение Государственной думы и власти. Власть расценивала Думу как свой послушный придаток, часто пользовалась ст. 87 Основных законов, по которой любая положительная мера могла быть проведена императорским указом, не дожидаясь одобрения Думы (из 612 законодательных актов, изданных III и IV Государственной думой, 609 обсуждались задним числом). В свою очередь Дума требовала, чтобы к ней относились как к парламенту. Даже партия октябристов, после убийства П.А.Столыпина ушла в оппозицию правительству, в явной оппозиции правительству стояла и кадетская партия. Эсеры вообще проигнорировали выборы в Думу и готовились к новой революции. Все это, вместе с половинчатой аграрной реформой П.А.Столыпина, подталкивало страну к новому социально- политическому кризису.
Прежде чем анализировать аграрную реформу П.А.Столыпина, следует разобраться в том, что из себя представляла крестьянская община в России, какие у нее были функции, устройство, насколько она обуславливала крестьянское мировоззрение, была ли она жизнеспособной или к началу ХХ века уже изжила себя. Найдите материал о том, какие еще модели развития деревни предлагала в начале ХХ века российские ученые, общественные и политические деятели. Какая из них, на ваш взгляд, была самой лучшей, дайте оценку реформе П.А.Столыпина. Удалась ли она или нет.
При подготовке ко второму занятию следует вспомнить особенности мирового развития, вызванные второй промышленной революцией, вспомнить внешнеполитический курс европейских государств и России в конце XIX в. Нужно проанализировать внешнеполитическую ситуацию в Европе в начале ХХ в. и подумать - могла ли Россия не вступать в первую мировую войну. Что обусловило присоединение России именно к Антанте, когда в стране началась интенсивная подготовка к войне, и какова была степень ее готовности. Мешало ли России то, что она вступила в войну, не закончив модернизации.
При анализе событий 1914- 1917 гг. в России следует обратить внимание на то, что до лета 1915 г. Дума и общество в целом поддерживали правительство, наблюдался патриотический подъем. Когда же стало ясно, что правительство упускает ситуацию из- под своего контроля, начались антиправительственные выступления, как в Думе, так и в широких массах. Правда, если либеральные партии критиковали правительство за неспособность вести победоносную войну, то в массах были сильны антивоенные настроения. Выявите политические позиции всех ведущих российских политических партий в отношении правительства и войны: монархистов, кадетов, октябристов, эсеров, меньшевиков. Особое внимание обратите на позицию большевиков, чем она была вызвана. Оказала ли война влияние на социально-экономическое развитие страны, на начало революционного процесса в России.