Тема 4. Россия во второй половине XVIII в. Особенности русского Просвещения и «просвещенного абсолютизма».
Время: 2 часа.
Основные вопросы:
1. Просвещение и «просвещенный абсолютизм» в Западной Европе и особенности русского Просвещения и «просвещенного абсолютизма».
2. Правительственная политика Екатерины II до середины 70-х гг.
3. Правительственная политика Екатерины II с середины 70-х гг.
Литература:
1.Хрестоматия по истории России... С.200-220.
2. Кострыкин М.И. История Нового времени стран Европы и Америки. - Курск, 1996.
3. Васецкий Н. Женщины российской короны. - М.,1994.
4. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.) Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 –х томах. - СПб.,2003.
5. Павленко Н.И. Екатерина Великая.- М.,2000.
Практическое задание № 1:
Наказ Екатерины II комиссии по составлению проекта нового уложения//Хрестоматия по истории России ...С.203-207.
Вопросы к тексту
1. Какая форма власти, с точки зрения Екатерины II, является наилучшей для России? Почему?
2. Какова цель самодержавной власти?
3. Что Екатерина II думает о крепостном праве? Выпишите все прямые и косвенные высказывания Екатерины II о крепостном праве.
4. Какие идеи Екатерина II высказывает в отношении торговли? Какова, с ее точки зрения, роль торговли в государстве?
5. Какова роль земледелия в государстве, с точки зрения Екатерины II?
6. Какими качествами должен обладать дворянин? За какие поступки можно лишиться дворянства?
7. Под чьим влиянием написан “Наказ” Екатерины II?
8. Как можно охарактеризовать взгляды Екатерины II?
Практическое задание № 2:
Жалованная грамота дворянству, 21 апреля 1785г.// Хрестоматия по истории России ... С.214-217.
Вопросы к тексту:
1. На какие категории можно разделить права дворян?
2. Какие из прав, упоминаемых в документе, дворяне уже имели ранее? Выпишите привилегии дворянства.
3. Какие функции были у Дворянских собраний?
4. Все ли дворяне могли избираться на выборные должности в Дворянском собрании?
5. Какие обязанности были у дворян, судя по документу?
6. Как изменилось положение дворянства после этой грамоты Екатерины II?
Методические рекомендации:
Конец XVII в. - конец XVIII в. в Европе – это эпоха Просвещения и «просвещенного абсолютизма», связанная с развитием и усилением нового класса – класса буржуазии. Обратите внимание на то, что Просвещение и “просвещенный абсолютизм” суть явления разные, на особенности “просвещенного абсолютизма” в разных странах Европы. Проследите за тем, как идеи Просвещения изменили мировоззрение европейского человека, повлияли на политику монархов, на становление либерализма. Необходимо также проследить связь между идеологией Просвещения, “просвещенным абсолютизмом” и событиями Великой Французской революцией, посмотреть, как изменилась политика европейских монархов после революции во Франции.
В России идеи Просвещения связаны с именем Екатерины II. Ее реформы продолжили модернизацию России. Екатерины II, как и Петр I, брала за образец развитие западноевропейских государств, используя идеологию просветителей в деле преобразования России. Определите особенности русского Просвещения и “просвещенного абсолютизма”, подумайте – какой класс в России был носителем идеологии Просвещения и почему.
При подготовке к занятию следует обратить внимание на двойственность политики Екатерины II: либеральные устремления, ярче всего выразившиеся в её “Наказе”, сочетались с усилением крепостничества и ещё большей централизацией власти в её царствование. С чем, на ваш взгляд, это связано?
Особое внимание нужно обратить на второй период царствования Екатерины II ( после крестьянской войны Ем.Пугачева). В этот период она уже целиком была ориентирована на дворянство, в котором видела опору трона.
На этот период приходятся её основные реформы по усилению аппарата власти на местах и закреплению прав и привилегий дворянства, но в то же время - это период расцвета русской культуры, важный этап в формировании русского национального самосознания. Подумайте – насколько в период царствования Екатерины II России удалось продвинуться по пути модернизации, насколько политика императрицы в этом смысле была успешной.
Тема 5. Россия в первой половине XIX в.: проблема реформ.
Время: 2 часа.
Основные вопросы:
1. Проблема конституционных преобразований в правительстве Александра I.
«Правительственный либерализм».
2. Отечественная война 1812 г. и ее влияние на российское общество.
3. «Дворянский либерализм»: движение декабристов и его значение.
4. Основные направления внутренней политики Николая I. «Крестьянский вопрос» в его царствование.
5. Общественное движение в период царствования Николая I.
Литература:
1. Хрестоматия по истории России... С.220-292.
2. Кострыкин М.И. История Нового времени стран Европы и Америки.- Курск, 1996.
3. Гордин Я. События и люди 14 декабря. - М., 1985.
4. Заичкин И.А., Почкаев И.Н.Русская история от Екатерины Великой до Александра II. - М., 1994.
5. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.) Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 –х томах. - СПб.,2003.
6. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII-XIX вв.- М.,1988.
7. Тарле Е. Наполеон. - М., 1980.
8. Тарле Е. 1812 г. - М., 1994.
9. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М.М.Сперанского.- М.,1991.
10. Томсинов В.А. Временщик (А.А.Аракчеев).- М.,1996
11. Эйдельман Н. Из потаенной истории России. XVIII-XIX вв.- М., 1993.
Практическое задание № 1:
Из “Введения к уложению государственных законов” М.М.Сперанского// Хрестоматия по истории России ...С. 224-227.
Вопросы к тексту
1. Какова, с точки зрения М.М.Сперанского, разница между государствами Запада и России? Как Вы думаете, после каких событий в Европе эти идеи стали актуальными для русской общественной мысли и почему?
2. Какие права и привилегии имеют по этому проекту различные сословия? Каковы, на Ваш взгляд, достоинства и недостатки этой части проекта?
3. Нарисуйте схему устройства государственной власти по проекту Сперанского?
4. Каковы функции Государственной думы?
5. Каким органом она бы стала: законодательным или законосовещательным?
6. Как изменилось бы государственное устройство России, если бы этот проект был принят?
7. Почему Александр I не реализовал проект М.Сперанского?
Практическое задание №2:
Из записки Н.М.Карамзина, о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях// Хрестоматия по истории России ...С. 243-244.
Вопросы к тексту:
1. Как Карамзин относится к крепостному праву?
2. Что, с точки зрения Карамзина, будет делать русское крестьянство после отмены крепостного права? Каков образ крестьянина в представлении Карамзина?
3. Каково значение самодержавия для России, с точки зрения Карамзина?
4. Каково отношение Карамзина к дворянству? Какова его роль в государстве?
5. Прокомментируйте формулу Карамзина: “Народ работает, купцы торгуют, дворяне служат...”
Практическое задание №3:
Из проекта Конституции Н.М.Муравьева, Из конституционного проекта «Русская правда» П.И.Пестеля// Хрестоматия по истории России...С.246-248.
Вопросы к тексту:
Сравните эти два конституционных проекта, результаты запишите в таблицу:
Конституция Н.М. Муравьева | «Русская правда» П.И.Пестеля | |
Форма власти | ||
Гражданские и политические права | ||
Сословный строй | ||
Аграрная проблема | ||
Национальная проблема | ||
Экономическая программа |
1. Какой проект является более радикальным?
2. Могли ли эти проекты (или один из проектов) быть осуществлены в России? Обоснуйте свой ответ.
Практическое задание №4:
П.Д.Киселев. «Предварительные соображения о преобразовании управления государственными имуществами»// Хрестоматия по истории России...С.232-2234.
Вопросы к тексту:
1. Какое учреждение создается для проведения реформы государственных крестьян?
2. Каких сторон жизни государственных крестьян касается реформа?
3. Дайте оценку реформе государственных крестьян: выделите ее достоинства и недостатки.
Методические рекомендации:
Начало XIX в. в Европе проходило под знаком Великой Французской революции и Наполеоновских войн. В период же с 1815 по 1848 гг. Европа, несмотря на монархический строй, шла по пути капитализма, европейские государства реализовывали либеральные политические модели. В это время новый класс – буржуазия заняла ведущее положение в экономике и пыталась добиться такого же положения и в политике.
XIX век занимает особое место в истории России. В его первой половине российское самодержавие ясно осознало необходимость изменений в политической жизни страны, а во второй половине пошло на проведение реформ. Нужно помнить, что на мировоззрение русских монархов и интеллигенции большое влияние оказывала западная модель развития.
При подготовке к семинару обратите внимание на то, как развивалась экономика России: как в ней сочетались капиталистические и феодальные элементы, каких было больше, что такое промышленная революция и когда она началась в Западной Европе и России, какие социальные группы можно выделить в российском обществе, было ли оно сословным или классовым.
При подготовке к занятию необходимо обратить внимание на главный стержень этой эпохи - осознание необходимости ограничения самодержавия и отмены крепостного права. Особенность политики самодержавия заключалась в том, что оно начало решать эти проблемы в секретных комитетах, не опираясь на общество.
Следует внимательно проанализировать не только состоявшиеся реформы Александра I и Николая I, но и проекты конституции, отмены крепостного права, разрабатывавшиеся в секретных комитетах и выявить причины того, почему они не были реализованы. При этом особое внимание нужно обратить на взаимоотношения самодержавия и дворянства, большинство которого не поддерживало либеральных идей Александра I.
Подумайте, как изменилось самосознание российского общества после войны 1812 г. и декабристского движения, в котором впервые открыто проявился раскол между правительством и обществом.
Выявите характерные черты «правительственного либерализма» и « дворянского либерализма», найдите общее и особенное.
Ответьте на вопрос: закончилась ли модернизация России к середине XIX в.