Тема 1. Киевская Русь: становление государственности.
Время: 2 часа.
Основные вопросы:
1. Основные типы цивилизаций.
2. Образование государства Киевская Русь. Проблема возникновения феодализма.
3. Взаимоотношения власти и общества в Киевской Руси.
4. Принятие христианства на Руси: предпосылки и последствия.
Литература:
1.Хрестоматия по истории России. Учебное пособие/ Авторы – составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.- М.,2002. С.5 –56.
2. Каргалов В.В. Полководцы X-XVI вв. - М., 1989.
3. Страницы российской истории/ Сост. Алексеев В.В. (от Владимира I до Николая II) - М., 1998.
4. Страницы российской истории/Автор-составитель П.П.Афанасьев.- М., 1995.
5. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. - М.,1972.
6. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. - М.; СПб., 1995.
7. Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города – государства Древней Руси. -Л.,1988.
8. Христианство и Русь/Под ред. А.Белова. - М.,1988.
Практическое задание №1:
Повесть временных лет//Хрестоматия по истории России. Учебное пособие/ Авторы – составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.- М.,2002. С.15 – 17.
Вопросы к тексту:
1. Как жили славяне до образования государства?
2. Что можно сказать об их общественном устройстве?
3. Знали ли славяне варягов, какие были отношения между славянами и варягами до образования государства?
4. Кто были соседями славян, какие между ними сложились отношения?
5. Зачем, с точки зрения летописца, славяне призвали варягов?
6. Какие точки зрения на эту проблему существуют в современной историографии?
7. Что, с Вашей точки зрения, означает термин «по праву»?
Практическое задание №2:
Повесть временных лет//Хрестоматия по истории России…С.31-39.
Вопросы к тексту:
1. Что можно сказать о политическом устройстве Киевской Руси периода Владимира I Святого?
2. Многие историки считают, что рассказ о религиозных посольствах и о выборе князем Владимиром новой веры для Руси был вставлен в “Повесть временных лет” в более позднее время и имеет характер легенды? Какую цель мог преследовать составитель летописи, внося эту поправку?
3. Почему послы отвергли мусульманство и католичество? Прокомментируйте текст летописи.
4. Почему Русь приняла христианство от Византии? Что об этом говорит летописец, как эта проблема решается в современной историографии?
5. Судя по тексту летописи, князь Владимир крестился гораздо позже того времени, когда принял такое решение. Чем это можно объяснить?
6. Как было воспринято введение христианства населением Руси? Какие изменения принесла в жизнь новая религия? (по тексту летописи).
Методические рекомендации:
При подготовке первого вопроса следует уяснить характерные черты трех типов цивилизаций: непрогрессивного, западного и восточного, уметь их сравнить, определить - к какому типу цивилизаций можно отнести Древнюю Русь.
При подготовке второго вопроса необходимо обратить внимание на то, что у восточных славян до образования государства существовало, по крайней мере, два протогосударственных племенных союза с центрами в Киеве и в Новгороде. Уже в этих суперсоюзах наблюдались черты государственности: размещение населения по территориальному принципу, наличие публичной власти, взимание налогов для ее содержания. Варяжский же элемент ускорил процесс объединения славянских союзов племен и создания единого государства.
Необходимо выявить основные причины создания государства, прежде всего, обратив внимание на национальные задачи (защиту от внешней опасности, организацию походов в Византию).
При изучении фактического материала о деятельности первых киевских князей, а также Владимира I и Ярослава Мудрого следует обратить внимание как на то, что было общего в их правлении, так и на то, чем политика князей отличалась. Особое внимание надо обратить на эпоху Ярослава Мудрого - князя-законодателя, при котором Русь вошла в состав европейских государств. При анализе “Русской правды” следует выяснить особенности переходного периода от родоплеменного строя к феодальному.
К изучению историографических концепций образования государственности на Руси следует приступать лишь после ознакомления со всем фактическим материалом по этой теме. Начать нужно с усвоения смысла “норманской теории”, появившейся в XVIII веке. После чего нужно проследить, как решалась проблема призвания варягов в дореволюционной историографии. В современной историографии не отрицается историческое ядро легенды, спор идет лишь о том, для чего были призваны варяги: на княжение (Е.Мельникова, Е.Петрухин); для исполнения военных функций (В. Мавродин, И.Фроянов, Б. Рыбаков).
Некоторые историки отвергают историческое ядро легенды (Д.Лихачев).
Проблема возникновения государства в историографии увязана с проблемой образования классов и феодализма. Поэтому необходимо выделить основные точки зрения и аргументацию современных ученых: тех, кто считает, что феодализм и классы существовали на Руси уже в IX-X вв. и тех, кто полагает, что Киевская Русь - варварское государство дофеодального периода, а переход к феодализму нужно отнести к концу X- началу XI вв.
Можно определить, какой точки зрения придерживаются авторы учебника, выписать определение феодализма, подумать, чем русский феодализм отличался от западного.
Для того, чтобы сформировать собственный взгляд на вопрос – какие же особенности присущи древнему славянскому государству, нужно обратить внимание на следующие проблемы:
- какие категории населения жили в Киевской Руси в IX – XI вв.;
- когда появляется вотчина;
- было ли большинство населения свободно или зависимо от феодалов;
- каковы были функции князя, дружины;
- продолжали ли после образования государства существовать органы военной демократии (народное ополчение, вече, выборные власти), оказывали ли они влияние на княжескую власть или нет.
Чтобы выявить особенности процесса образования и развития древнерусского государства, полезно сравнить его с подобными процессами образования «варварских» государств в Западной Европе, определить какие общие черты имели эти ранние государства и чем отличались друг от друга.
При рассмотрении четвертого вопроса необходимо выявить причины принятия христианства. Особое внимание надо обратить на то, как строились взаимоотношения христианства и язычества, на сущностные характеристики двоеверия, на функции церкви в древнерусском обществе.
Следует дать оценку тому, как изменились отношения между Русью и Византией, Русью и западными государствами после принятия христианства.
Тема 2. Московская Русь: Россия в XVII в.
Время: 2 часа.
Основные вопросы:
1. Смутное время на Руси: предпосылки, сущность и последствия. Проблема царской власти в период Смуты.
2. Правление первых Романовых и зарождение абсолютизма.
3. Кризис религиозного сознания: европейская реформация и церковная реформа и раскол в России.
Литература:
1. Хрестоматия по истории России... С.133-157.
2. Всемирная история: Учебник для вузов/Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. -М.,1997.
3. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История Нового времени.- М.,1995.
4. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. - М., 1981.
5. Скрынников Р.Г. Борис Годунов.- М., 1983.
6. Станиславский А.Л. Гражданская война в России в XVII в. Казачество на переломе истории - М., 1990.
7. Тихомиров М.Н. Российское государство XV – XVII веков.- М., 1973.
8. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI – XVII вв.- М.,1978.
9. Ульяновский В.И. Смутное время. М., 2006.
Практическое задание № 1:
Фрагмент из договора 17(27) августа 1610 г. о признании королевича Владислава русским царем// Хрестоматия по истории России ... С.141-142.
Вопросы к тексту:
1. Каковы причины написания договора?
2. Проанализируйте текст и скажите - интересы каких социальных групп в наибольшей степени отражаются и защищаются этим документом?
3. Какие условия приглашения Владислава на русский престол оговариваются в договоре?
4. Насколько изменились бы государственное управление и политические традиции России после восшествия на русский престол Владислава в соответствии с данным договором?
5. Дайте историческую оценку договора 1610 г.?
Практическое задание № 2:
Г.К.Котошихин о приказах // Хрестоматия по истории России ...С. 151-154.1. Заполните таблицу:
Название приказа | Число чиновников | Глава приказа | Функции приказа |
Вопросы к тексту
1. Охарактеризуйте приказную систему в России. В чем Вы видите ее достоинства и недостатки?
2. О чем говорит создание Приказа Тайных дел в России?
Методические рекомендации:
XIV - XVI вв. в русской истории мы оставляем на лекционное и самостоятельное изучение. Следует помнить, что время становления единого централизованного государства в России - крайне сложное и противоречивое.
Особое внимание нужно обратить на причины и предпосылки образования Московского государства, сравнить причины объединения земель после феодальной раздробленности в Западной Европе и на Руси, на период Ивана III, при котором объединительный процесс в основном завершился, Русь окончательно сбросила монголо-татарское иго, были сформированы основы централизованного государства и самодержавия. Следует помнить, что процесс формирования самодержавия на Руси во многом был обусловлен влиянием восточной цивилизации, к которой относилось государство Золотая Орда. Именно оттуда московские князья взяли идею синтеза власти и собственности, по ее примеру они начали строить новую государственность.
Необходимо проанализировать историографические концепции о времени образования централизованного государства на Руси: довольно длительное время считалось, что централизованное государство было создано уже к концу XV века (Л.В.Черепнин). Теперь большинство историков поддерживают точку зрения М.Н.Тихомирова и А.А.Зимина о том, что даже в XVI веке централизация существовала только в виде власти Великого князя как государя, а присоединенные земли сохраняли свои старые обычаи. Процесс объединения земель вокруг единого центра и создание централизованного государства суть явления разные. При изучении данной проблемы нужно сравнить процессы централизации в Западной Европе и в России.
Следует внимательно проанализировать общие и особенные черты двух периодов царствования Ивана Грозного, сравнить взаимоотношения общества и власти в Западной Европе и в России в XV – XVI вв. Подумайте, как Ливонская война и опричнина повлияли на последующее развитие страны. Обратите внимание на форму власти в России этого периода – сословно- представительная монархия – умейте дать определение этой формы власти, подумайте, – как она сочеталась с самодержавием, каковы причины ее возникновения.
В период позднего Средневековья в Западной Европе и на Руси происходят качественные изменения, которые готовят переход к Новому времени. Для западноевропейской истории этого периода характерны демографические изменения, развитие капиталистических отношений, рационализация сознания людей. С конца XV в. в Западной Европе начался процесс модернизации - перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному рациональному.
В связи с этим в западной историографии считается даже, что с конца XV в. в Западной Европе период средневековья заканчивается и начинается Новое время.
Русское же средневековье заканчивается XVII- м веком. Однако этот век отличается от классического средневековья тем, что в этот период появляются в жизни русского общества новые черты, меняется мироощущение людей, зреют предпосылки для модернизации России.
Прежде чем приступить к анализу событий Смутного времени в России необходимо обратить внимание на то, что уже в конце царствования Ивана IV , благодаря опричнине и Ливонской войне, начали складываться предпосылки для Смуты начала XVII века, а именно: начало закрепощения крестьян, ухудшение материального положения многих слоев общества. Большинство современных исследователей видят основную причину Смуты именно в социальном кризисе, возникшем на почве становления крепостничества. Поэтому необходимо проследить этапы закрепощения крестьян, начиная с Ивана IV и до указов Бориса Годунова.
В событиях Смуты можно выделить два этапа: 1602- 1608 гг. - время внутренних неурядиц, иноземцы вмешивались в дела России лишь через самозванцев и 1609- 1618 гг. - открытая интервенция Речи Посполитой и Швеции.
Особое внимание нужно обратить на феномен самозванства, возникший в условиях пошатнувшегося авторитета царской власти. Русская аристократия также попыталась воспользоваться ослаблением царской власти для того, чтобы ограничить самодержавие. Для того, чтобы понять, как могла бы быть ограничена царская власть в России, нужно проанализировать фрагмент из договора 17 августа 1610 года о призвании королевича Владислава русским царем.
Процесс возникновения абсолютизма (формы власти, при которой вся полнота ее сосредоточена в руках царя) в Западной Европе относится к XV в., к концу периода феодализма. Абсолютизм поддерживал равновесие между новым классом буржуазии и дворянством. В России абсолютизм возникает во второй половине XVII в - во время царствования Алексея Михайловича. Если в первый период царствования Ивана IV, Бориса Годунова, Михаила Романова активно действовали органы местного самоуправления, Земские Соборы и, несмотря на наличие самодержавия, власть все же традиционно считалась с сословиями, то теперь ситуация изменилась. Был сделан первый шаг к подчинению церкви государству, окончательно закрепощены крестьяне, органы сословного представительства теряют значение, возрастает значение бюрократического аппарата. При изучении материала по третьему вопросу следует выявить все признаки становления абсолютизма в России в XVII в., подумать над тем - каковы причины появления абсолютизма в России, отличаются ли они от причин появления абсолютизма в Западной Европе. Чтобы собранный материал более наглядно демонстрировал общее и особенное в становлении абсолютизма в России и Западной Европе, советуем поместить его в таблицу: