Экономическое развитие в пореформенной России.
В последней трети XIX - начале XX в. Россия пошла по капиталистическому пути развития. С середины 60-х годов XIX в. получило бурное развитие предпринимательство. Создавались акционерные общества. Казенные предприятия передавались в частные руки. В промышленности происходил переход от принудительного труда к вольнонаемному. Быстро росла численность пролетариата. Во второй половине XIX в. в России развертывался промышленный переворот, т.е. переход от мануфактуры к фабрике. Ручной труд заменялся машинным. Росла производительность труда.
Накопление капиталов в России имело во многом те же источники, что и в Западной Европе.
1. Интенсивная эксплуатация дешевой рабочей силы. Рабочий день продолжался по 14-16 часов. Заработная плата обеспечивала самое примитивное воспроизводство работоспособности. Широко использовался женский и детский труд. Значительная часть зарплаты изымалась через систему штрафов. Только после мощной Морозовской стачки 1885г. в 1886г. появился фабричный закон. Рабочие ограждались от произвольных штрафов. Создавалась фабрично-заводская инспекция. Ограничивался рабочий день. Стало формироваться трудовое право.
2. Неэквивалентный обмен с окраинами империи. Средняя Азия, Кавказ были поставщиками дешевого сырья и рынком сбыта для промышленной продукции. Весьма выгодными были для российской буржуазии экономические связи с Китаем, Ираном, Афганистаном.
3. Российские предприниматели пользовались финансовым покровительством со стороны государства. Наиболее выгодным делом был винный откуп, при котором откупщик покупал у государства право на продажу спиртных напитков на определенной территории и стремился любыми средствами перекрыть свои затраты. Некоторые предприятия, банки прибегали к искусственному банкротству и в результате краха «финансовых пирамид» того времени изымались финансовые средства у населения, у доверчивых вкладчиков.
4. Быстрее всего оборот капиталов происходил в текстильной (хлопчатобумажные ткани) и пищевой (особенно сахарной) промышленности. Крупным центром стал Иваново-Вознесенск. Техническое перевооружение в металлургии, в машиностроении поощрялось правительством и во многом предопределялось потребностями железнодорожного строительства, которое бурно развивалось в последней трети XIX в. В 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали, протянувшейся от Челябинска до Владивостока на 8500 км. Паровозы, вагоны, рельсы, различное оборудование железных дорог производилось в основном в России. Ведущую роль играли Московский, Петербургский, Центральный, Южный (Донецкий) и ставший отставать Уральский промышленные районы.
5. Наряду с крупной и средней промышленностью в стране сохранялось кустарное и ремесленное производство, которое было ближе к потребителю и нередко более гибко реагировало на потребительский спрос широких масс населения. По мере усиления конкуренции со стороны фабричных товаров многие ремесленники пополняли ряды пролетариата или оказывались в зависимости от крупных предпринимателей.
В мире в последние тридцать лет XIX в. развернулась вторая техническая революция. В металлургии и машиностроении были механизированы загрузка доменных печей и разливка чугуна, передел чугуна и железа в сталь. Развивались станкостроение и приборостроение. Замена пара электричеством, электрификация повысила производительность труда в промышленности. Стали освещаться улицы, общественные здания, получил развитие городской и пригородный транспорт. Химия, ставшая самостоятельной отраслью, производила искусственные красители, минеральные удобрения, бумагу из целлюлозы, а не из тряпичного сырья. Появились автомобиль, телефон, телеграф, радио. В сельское хозяйство пришли машины – сеялки, жнейки, тракторы, механические двигатели с электроприводом. Во многих странах было введено обязательное начальное обучение. Возникли картели, синдикаты, тресты, которые монополизировали производство и сбыт отдельных видов продукции. Соединение промышленных монополий и банковского капитала усиливало позиции буржуазии.
Преимуществом российской экономики была возможность использовать западные достижения. Инженерная мысль и подготовка специалистов в России находились на должном уровне. В страну ввозились машины, целые заводы, приглашались кадры. Первая в мире ТЭЦ была построена в Нью-Йорке в 1882 г., а в Петербурге – в 1883. В России происходил процесс концентрации производства и капитала. К концу XIX в. на предприятиях с более чем 1000 работающих было занято более 50% всех рабочих. Возникали конвенции, пулы, синдикаты, тресты. К 1900 г. действовало 140 монополистических объединений в 45 отраслях. По западным данным, к 1894 г. национальный доход США оценивался в 3,1 млрд. фунтов стерлингов, а России – в 1 млрд.
Несмотря на высокие темпы промышленного роста, экономического развития Россия оставалась «догоняющей» страной, относилась ко «второму эшелону» в мировом модернизационном процессе. Во-первых, страны-лидеры (США, Германия, Франция, Англия) развивались не менее быстро и мощно. Во-вторых, Россия оставалась аграрной страной с неразвитым сельским хозяйством, которое тормозило развитие страны. В-третьих, отсталость политической системы, засилье государства, бюрократии не позволяли реализоваться энергии, предприимчивости населения в полной мере.