Особая роль в принятии христианства принадлежит князю Владимиру Святославичу (Святому).
Вначале, исходя из необходимости создания единого государства, Владимир сделал попытку объединить всех языческих богов восточных славян, создать единый пантеон богов в Киеве. В Киев были привезены деревянная статуя Перуна с серебряной головой и золотыми усами, статуя Даждь-бога, Хороса, Семаргла, Стриборга, Мокши. У статуй богов состоялась церемония жертвоприношения, в том числе, как указывает летописец, и человеческих. Однако, попытка объединить божества, которым поклонялись в разных частях страны, не удалась, но интересы единства страны требовали принятия общей религии.
Владимир, оценив политическую роль христианства, решил сделать его государственной религией на Руси. События происходили следующим образом. Византийское правительство обратилось к Владимиру с просьбой о военной помощи для подавления восстания в подвластных землях. В ответ Владимир потребовал от Византии союза с Русью, предлагал скрепить его своей женитьбой на Анне, сестре императора Василия II. Византийское правительство было вынуждено на это согласиться. Русское войско быстро ликвидировало восстание в Малой Азии, но Василий II отказался выполнить условия соглашения. Тогда Владимир двинул свое войско и в 989 г. занял Корсунь. Василий II был вынужден уступить - согласиться на брак Владимира с Анной. В 990 г. в Корсуне Владимир принял крещение и женился на Анне, христианство было официально объявлено религией Киевского государства. В конце лета 990 г. Владимир возвратился в Киев и крестил жителей на берегу Днепра. Существуют и другие даты принятия христианства на Руси. Официальной датой принято считать 988 год.
Христианство, утверждавшее божественное происхождение власти, укрепляло власть князя, территориальное единство Древнерусского государства. Принятие христианства имело большое международное значение, Русь становилась равной другим христианским странам, связи с которыми были значительно расширены. Введение христианства сыграло большую роль в развитии Русской культуры, способствовало приобщению к более высокой Византийской культуре.
С принятием христианства на Руси возникла церковь особая феодально-религиозная организация. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Отдельные области Руси возглавлялись епископами. Им подчинялись священники в городах.
Всё население страны было обязано платить в пользу церкви "десятину" (десятую часть доходов). Впоследствии размер налога изменился, а название осталось прежнее. Церковные учреждения получили большие земельные наделы и вскоре превратились в крупнейших феодальных собственников. На протяжении XI в.были основаны епископаты в Юрьеве, Белгороде, Новгороде, Ростове, Чернигове, Переяславле-Южном, Владимире-Волынском, Полоцке и Турове. В Киеве возникло несколько крупных монастырей (первым в I половине XI века был основан Киево-Печерский монастырь, получивший название от подземных пещер, в которых селились монахи). Всего в X в. было построено 10 деревянных и 1 каменная церковь, в XI в.- 700 деревянных и 19 каменных церквей, 18 монастырей, в XII в. - 690 деревянных и 69 каменных церквей, 37 монастырей, в XIII в.110 деревянных, 19 каменных церквей, 35 монастырей. 5 (*)
Народ встречал новую веру не всегда дружественно, особенно греческих священников и церковные поборы. Процесс христианизации Руси происходил довольно сложно. 5 (**)
С образованием государства складывалась правовая система. Сборником письменных законов Древнерусского государства является "Русская правда" (конец XI - нач. XII в.), принятая при Ярославе Мудром и дополненная при его потомках. "Правда Ярослава" составляла первую часть краткой редакции "Русской правды". Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми и, прежде всего, среди княжеских дружинников. "Правда Ярослава" не отменяла, а только ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников.
В конце 60-х - начале 70-х гг. "Краткая редакция Русской правды" была дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей". Цель дополнений - защитить право феодала на его вотчину. Из "Правды Ярославичей" мы узнаем об устройстве вотчины. Вотчина - это владение отдельного феодала, передаваемое по наследству. Господствующий класс феодалов сложился из местных князей и бояр, попавших в зависимость от Киева, и из мужей (дружинников) киевского князя. Особенно сильное сопротивление 0 4введению христианства ока 4зали 0 новгородцы. К ним Владимир 0 4послал своего дядю Добрыню с дружиной и отряд воеводы Путяты. Новгородцы не пустили их в город. Только после упорной борьбы удалось подавить восстание, крестить новгородцев в сентябре 990г. Потом народ говорил: "Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнём".
которые получили в держание (или в вотчину) земли. Киевские князья сами имели крупные владения. Центром вотчины был двор, где находились хоромы феодала, жилые помещения его дворовой челяди, конюшни, скотный двор, а также ближайшие земли. Во главе управления вотчиной стоял управляющий - огнищанин (от слова "огнище" - хозяйство). В состав вотчинной администрации входили: конюший, подъездной (сборщик налогов), тиуны (приказчики), сельские старосты и т.д.
Богатство вотчины составляли земли. Княжеская межа охранялась законом, за её нарушение платили чрезвычайно высокий штраф. На земле работали феодально-зависимые смерды, холопы, челядь. Руководили работами ратанные (пашенные) старосты. В вотчине имелись также ремеленники.
Рост феодальной вотчины шёл за счет крестьян. Земля, ранее являвшаяся крестьянской собственностью, попадала в собственность феодала. Крестьян называли смердами, людьми, сябрами. Количество лично свободных смердов, плативших дань в княжескую казну, постепенно уменьшалось. Крестьяне разными путями попадали в зависимость от феодалов. Одних крестьян, лишенных средств производства, феодалы закабаляли, используя их нужду в орудиях труда, инвентаре, семенах и т.д. Другие крестьяне принуждались Киевским князем силой к переходу с землёй под вотчинную власть феодалов.
По мере расширения вотчин и закабаления смердов термин "челядь", ранее обозначавший рабов, стал распространяться на всех зависимых от феодалов крестьян. Смерды имели свой инвентарь ( соху, рало и т.п.), незначительное количество скота: лошадь, корову, дветри овцы на крестьянский двор. После смерти зависимого смерда, не имевшего мужского потомства, его имущество переходило к феодалу.
За побег от феодала зависимые крестьяне превращались в рабов (холопов), лишенных всяких прав. Феодал имел право бить своих крестьян. Крестьяне платили феодалу оброк (натурой) и отрабатывали на него барщину.
"Правда Ярославичей" отменила кровную месть, усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив тем самым заботу феодального государства о жизни и имуществе феодалов. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных - 80 гривен. Жизнь свободных людей (мужей) оценивалась в 40 гривен, жизнь сельских и ратанных старост, а также ремесленников - в 12 гривен, смердов, находившихся в феодальной зависимости, и рабов - в 5 гривен. Формы социального протеста народных масс против феодального закрепощения были разнообразными: от бегства от феодала до вооруженного "разбоя", от нарушений границ феодальных имений (перепахивание межей, уничтожения зарубок на деревьях) до открытого восстания. Средством защиты крестьян служила община (мир, вервь), которая брала под защиту своего крестьянина, заплатив за него штраф " дикую" (коллективную) виру. Массовые народные восстания прокатились по Руси в 1068-1078 гг., в 1113г.
Наиболее сильным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава: Изяслав, Святослав и Всеволод от половцев на реке Альте. В Киеве состоялось вече, киевляне обратились с просьбой к киевскому князю Изяславу выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказали им в этом. Тогда народ разгромил княжеский дворец, дворцы богатых бояр. Изяслав бежал в Польшу и только с помощью поляков вернулся на Киевский престол в 1069 г., учинив кровавую расправу с восставшими. Массовые народные выступления произошли также в Новгороде, Ростово-Суздальской земле.
В 1113 г. вспыхнуло еще одно крупное восстание в Киеве. Причиной восстания явилась ростовщическая деятельность Киевского князя Святополка (1093-1113 гг.). Он скупал соль, а затем продавал её по повышенной цене. После его смерти в Киеве вспыхнуло восстание. Восставшие разгромили дворы тысяцкого, бояр, ростовщиков, духовенства. Напуганная знать пригласила княжить в Киев Владимира Всеволодовича Мономаха (1113 - 1125 гг Владимир Мономах был внуком византийского императора Константина Мономаха.С его княжением связано появление на Руси короны русских царей - Шапки Мономаха.В его княжение была составлена летопись "Повесть временных лет"..), переяславского князя. 5 (*) 0 Мономах был вынужден пойти на уступки народу, издав "Устав Владимира Мономаха". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал запись в холопство. Устав Владимира Мономаха вошел в состав " Пространной редакции "Русской правды " XII - XIII вв. В "Пространной редакции" имелись новые статьи о купле-продаже, займе, закладе, наследовании, опеке.
При княжении Владимира Мономаха древнерусское государство достигло высокого уровня развития. Центрами развитой культуры были города. В них к XII в. насчитывалось 60 ремесленных специальностей. Значительная часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве. Если в деревне доменное производство еще не отделилось от кузнечного, то в городах в области обработки железа и стали появилось 16 специальностей. Ремесленники применяли сварку, литье, ковку металла, наварки и закалки стали. В XI-XII вв. производилось более 150 видов железных и стальных изделий.
Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготавливались орудия труда ( лемехи, топоры, зубилы, клещи и т.д.), оружие (щиты, кольчуги, копья, шлемы, мечи и др.). В области художественного ремесла русские мастера освоили сложную технику зерни (выделки узоров из мельчайших зёрен металла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья, технику черни (изготовление черного фона для узорчатых серебряных пластинок), перегородчатой эмали. Сохранились прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди.
Значительное развитие получили также гончарное, кожевенное, древодельское, камнесечное ремесла. Ремесленники работали на заказ и на рынок. Однако общественное разделение труда в стране было еще слабым. Деревня жила натуральным хозяйством. Проникновение в деревню из города мелкорозничных торговцев его не нарушало.
Центрами торговли были города. Там имелись рынки, где продавались как продукты питания, так и ремесленные изделия. Туда же привозили свои товары иноземные купцы. Одним из крупнейших городов Руси был Киев. При Ярославе Мудром Киев соперничал с Константинополем. В нём было 400 церквей и 8 рынков. В 1037 г. на месте, где Ярослав разбил кочевников, был возведен Софийский собор. Тогда же, при Ярославе, были сооружены Золотые ворота, парадный въезд в столицу. Население Киева исчислялось десятками тысяч человек.
В XI в. на Руси было 90 городов. Крупные города: Киев, Смоленск, Чернигов, Полоцк, Новгород и др. были административными, судебными и военными центрами. Расцвет древнерусских городов приходится на XI-XII вв. Развитой была внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали во
владениях арабского халифата. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка - по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и дальше на запад. Вывозилось из Руси главным образом сырьё. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мед, смола, лен, льняные ткани, серебряные вещи, оружие, замки, резная кость и прочее. Ввозились предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и пр. Товары на Русь поступали из Германии, Чехии, Польши, Швеции, Византии, из арабских стран. Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы русских купцов. В "Пространной редакции "Русской Правды" предусматривались некоторые меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами и другими обстоятельствами. По договору с греками (911 г.) русские купцы имели право месяц жить бесплатно в Константинополе. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князь Владимир Святославович и его сын Ярослав Владимирович выпускали чеканную серебряную монету.
Русь поддерживала политические, торговые и культурные связи с Чехией, Польшей, Венгрией, Болгарией, Византией, Германией, Норвегией, Швецией, Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями: Ярослав Мудрый был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за французским, венгерским, норвежским королями. Сестра Ярослава вышла замуж за польского короля. Внучка Ярослава - за венгерского короля. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Сын Всеволода Владимир женился на английской принцессе. Его сестра вышла замуж за германского императора, его дочь - за венгерского короля.