Программа испытаний творческой направленности по направлению «Журналистика»
Программа испытаний творческой направленности по направлению «Журналистика»
Цель дополнительного вступительного испытания творческой и профессиональной направленности — выявить у абитуриента творческие способности, необходимые для обучения по направлению подготовки «Журналистика», на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В ходе испытания абитуриент должен продемонстрировать следующие способности:
· умение творчески интерпретировать заданную тему, не подменяя ее другой темой и соблюдая грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические нормы русского литературного языка;
· умение продемонстрировать свою позицию и аргументировать ее, привлекая знания из смежных наук/областей (история, литература, обществознание) в рамках школьной программы;
· умение оперировать фактами и комментировать их для раскрытия темы.
Творческие способности абитуриента проверяются на базе приведенной ниже программы:
ЛИТЕРАТУРА
Литература XVIII в.
· Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
· Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»
Литература первой половины XIX в.
· В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
· А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
· А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», роман «Евгений Онегин». Лирика
· М.Ю. Лермонтов. Лирика. Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени»
· Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души»
Литература второй половины XIX в.
· А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
· И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
· Ф.И. Тютчев. Лирика
· А.А. Фет. Лирика
· И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
· Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
· Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
· М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь»
· Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
· Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Литература конца XIX — начала XX в.
· А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Пьеса «Вишневый сад»
Литература первой половины XX в.
· И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
· М. Горький. Пьеса «На дне»
· А.А. Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать»
· В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
· С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
· М.И. Цветаева. Лирика
· О.Э. Мандельштам. Лирика
· А.А. Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием»
· М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека»
· М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия». Роман «Мастер и Маргарита»
· А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
· Б.Л. Пастернак. Лирика. Роман «Доктор Живаго»
· А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Литература второй половины ХХ в.
· Проза второй половины XX в.: Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.В. Быков, В.Г. Распутин, В.М. Шукшин
· Поэзия второй половины XX в.: И.А. Бродский, В.С. Высоцкий, Н.А. Заболоцкий, Б.Ш. Окуджава
· Драматургия второй половины ХХ в.: А.В. Вампилов, В.С. Розов
ИСТОРИЯ
Народы и древнейшие государства на территории России
· Восточнославянские племена и их соседи
· Занятия, общественный строй, верования восточных славян
Русь в IX — начале XII в.
· Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
· Категории населения. «Русская Правда»
· Международные связи Древней Руси
· Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции
СССР в 1922–1991 гг.
· Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство
· Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.
· Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация
· Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. Культурная революция. Ликвидация неграмотности, создание системы образования
· Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны
· Причины, этапы Великой Отечественной войны
· Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны
· СССР в антигитлеровской коалиции
· Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира
· Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
· Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы
· XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста
· «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.
· Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности
· СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы
· Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг.
Российская Федерация
· Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР
· Политический кризис сентября — октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны — участницы Содружества Независимых Государств
· Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия
· Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе.
· В.В. Путин. Д.А. Медведев
· Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе
· Современная российская культура
Программа испытаний творческой направленности по направлению «Журналистика»
Цель дополнительного вступительного испытания творческой и профессиональной направленности — выявить у абитуриента творческие способности, необходимые для обучения по направлению подготовки «Журналистика», на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В ходе испытания абитуриент должен продемонстрировать следующие способности:
· умение творчески интерпретировать заданную тему, не подменяя ее другой темой и соблюдая грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические нормы русского литературного языка;
· умение продемонстрировать свою позицию и аргументировать ее, привлекая знания из смежных наук/областей (история, литература, обществознание) в рамках школьной программы;
· умение оперировать фактами и комментировать их для раскрытия темы.
Творческие способности абитуриента проверяются на базе приведенной ниже программы:
ЛИТЕРАТУРА
Литература XVIII в.
· Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
· Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»
Литература первой половины XIX в.
· В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
· А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
· А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», роман «Евгений Онегин». Лирика
· М.Ю. Лермонтов. Лирика. Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени»
· Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души»
Литература второй половины XIX в.
· А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
· И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
· Ф.И. Тютчев. Лирика
· А.А. Фет. Лирика
· И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
· Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
· Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
· М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь»
· Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
· Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Литература конца XIX — начала XX в.
· А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Пьеса «Вишневый сад»
Литература первой половины XX в.
· И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
· М. Горький. Пьеса «На дне»
· А.А. Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать»
· В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
· С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
· М.И. Цветаева. Лирика
· О.Э. Мандельштам. Лирика
· А.А. Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием»
· М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека»
· М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия». Роман «Мастер и Маргарита»
· А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
· Б.Л. Пастернак. Лирика. Роман «Доктор Живаго»
· А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Литература второй половины ХХ в.
· Проза второй половины XX в.: Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.В. Быков, В.Г. Распутин, В.М. Шукшин
· Поэзия второй половины XX в.: И.А. Бродский, В.С. Высоцкий, Н.А. Заболоцкий, Б.Ш. Окуджава
· Драматургия второй половины ХХ в.: А.В. Вампилов, В.С. Розов
ИСТОРИЯ