Норма права: понятие и структура. Виды правовых норм.

Правовая норма – это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее конкретную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечена государственными органами

Признаки правовой нормы:

связь с государством;

ее реализация гарантируется государством;

общеобязательный характер;

норма рассчитана на многократное применение;

формально определена

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой элементов. В своей совокупности эти элементы могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явление.

В юридической литературе отсутствует единая точка зрения на структуру правовой нормы, хотя и большого разнообразия в мнениях по этому вопросу не существует. Анализ различных позиций по поводу элементного строения правовой нормы позволяет разбить их на три группы:

1. Норма права состоит из трех элементов.

2. Норма права состоит из двух элементов.

3. Норма права может состоять как из двух, так и из трех элементов.

Сторонники первого мнения считают, что правовая норма состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотезаесть часть нормы, предусматривающая обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться данной нормой.

Диспозиция –часть нормы, в которой содержится указание на правило поведения.

Санкция –это часть нормы, в которой указывается юридические последствия невыполнения предписания.

По строению сами структурные элементы нормы права могут быть простыми, сложными, альтернативнымиили сложно-альтернативными.

Сложная гипотеза предусматривает несколько обстоятельств, которые только в своей совокупности будут являться условиями действия правовой нормы. В сложной диспозиции или санкции содержится несколько правовых последствий, которые обязательно должны наступить при наличии определенных условий, изложенных в гипотезе. .

В альтернативной гипотезе содержится несколько условий, причем при наличии любого из них данная норма начинает действовать. Альтернативные диспозиция или санкция предусматривают наступление одного из нескольких изложенных последствий. Иногда элементы норм права имеют одновременно и сложность, и альтернативность и называются сложно-альтернативными.

Правотворчество.

Правотворчество– это специальная деятельность государственных органов, непосредственно народа и негосударственных организаций (по уполномочию государства) по установлению норм права, их переработке и отмене.

Правотворчество государства может проявляться в виде:

- непосредственной правоустановительной деятельности органов государства

- санкционирования государством норм негосударственных организаций и обычаев,

- непосредственного правотворчества народа (референдумы).

В зависимости от юридической силы правотворчество подразделяется на:

- законотворчество

- разработка подзаконных актов внешнего регулирования

- разработка подзаконных актов внутреннего регулирования (локальных актов)

По содержанию правотворческая деятельность подразделяется на:

- принятие нормативных актов,

- изменение и дополнение нормативных актов

- отмена нормативных актов.

Наиболее распространенным видом правотворчества является издание нормативных актов непосредственно органами государства.

Правотворческая деятельность имеет ряд основополагающих принципов. К ним относятся следующие:

- демократизм, суть которого заключается в обеспечении свободного демократического порядка разработки, обсуждения и принятия нормативных актов;

- законность. В соответствии с этим принципом нормативные акты должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных правотворческому органу;

- научная обоснованность и профессионализм, предполагающая глубокий научный анализ соответствия принимаемого акта потребностям общества, а также привлечение компетентных специалистов, обладающих специальными знаниями и опытом;

- всесторонний учет и обеспечение прав и свобод личности. В нормативных актах не должны присутствовать нормы, нарушающие права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и других нормативных актах. Ограничение прав и свобод граждан допустимо только в строго оговоренных законом случаях;

- учет интересов всех социальных групп и слоев общества;

- гласность, предполагающая что граждане должны знать требования, предъявляемые к ном правовыми нормами или, по крайней мере, иметь возможность получить такие знания.

Стадии правотворческого процесса

- Принятие решения о подготовке проекта акта.

- Подготовка проекта акта.

- Обсуждение и принятие нормативного акта.

- Опубликование акта и введение его в действие.

Наши рекомендации