Нормативное понимание права (юридический позитивизм)
В соответствии с нормативной концепцией, право – это система норм, изложенных в государственных актах.
Своими корнями нормативизм уходит к формально-догматической юриспруденции XIX века, именуемой юридическим позитивизмом. Позитивисты характеризовали естественно-правовую концепцию как «великое заблуждение умов» и признавали только исходящие от государства нормативно-правовые акты, отвергая всякую связь содержащихся в них норм с идеологией, политикой, экономикой.
Видным теоретиком данной школы был австрийский ученый Г. Кельзен. Самая известная его работа – «Чистая теория права». Кельзен определял право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Именно по этому признаку право отличается от других социальных регуляторов. В национальных законодательствах нормы связаны между собой и образуют иерархическую пирамиду (иное название теории Кельзена – «ступенчатая концепция права»). На вершине пирамиды находится некая «основная норма», чаще всего конституционная. Далее следуют «общие нормы», а затем нормы подзаконных актов. Нижнюю ступеньку иерархии занимают индивидуальные нормы, создаваемые судами и административными органами при рассмотрении конкретных дел.
Нормативный подход лежит в основе правового воспитания, формирования позитивного правосознания, правовой культуры, ибо он всегда связан со знанием так называемой «буквы закона». Без нормативного понимания права не могут быть обеспечены законность и ее следствие – правопорядок, поскольку законность предполагает точные формулировки юридических предписаний, их однозначное понимание и единообразное исполнение.
Естественно-правовая теория (нравственная школа права)
Данная концепция основой правовой материи видит не нормы, а духовное, идейное, нравственное начало, а если говорить точнее – правовые идеи и правовое сознание. Правовые нормы и правовые отношения лишь отражают в себе идеи и представления людей о праве, причем могут делать это либо адекватно, либо искаженно.
К данному направлению относятся, в частности, естественно-правовая, психологическая, солидаристская, неотомистская и некоторые другие теории. У каждой из указанных теорией своя основа. У теории естественного права это неотъемлемые права человека; у психологической концепции – эмоциональные переживания людей; у солидаризма – общественное согласие; у неотомизма – божественное происхождение государства и права. Однако всех их объединяет одна черта – признание идейного начала приоритетным в праве.
Наиболее типичной и характерной для данного направления является естественно-правовая теория. Зародившись в глубокой древности, своей кульминации она достигла в эпоху буржуазных революций. Ее виднейшие представители – Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье.
Исходным пунктом естественно-правовой теории является положение о наличии у каждого человека неотъемлемых прав и свобод, которыми он наделен от природы или Бога, точно так же как он наделен разумом, страстями, устремлениями. Данная теория, в отличие от нормативной, предусматривала возможность несоответствия права (как категории изначально заданной) и закона (как результата нормотворческой деятельности государства). Это означает, что законы государства являются легитимными только в том случае, если они соответствуют естественному праву.
Естественно-правовая юриспруденция рассматривает человека не как обособленного индивида, а как субъекта многочисленных общественных связей. Современная естественно-правовая теория тесно смыкается с теориями социального государства и плюралистической демократии.
Социологическая юриспруденция
Формирование социологического направления в теории права началось на стыке XIX и XX столетий. Социология права формировалась двумя путями. Первоначально ее положения вырабатывались в рамках самой социологии. Затем социологические представления стали проникать в юриспруденцию. К родоначальникам социологической юриспруденции относятся: Р.Иеринг, Е.Эрлих, Р. Паунд, Л.Дюги.
Для всех представителей социологической юриспруденции характерен приоритет реальной правовой действительности перед правовыми идеями и нормами.
Широкое распространение социологическая теория права получила в США. Другие последователи социологической теории права (Д.Фрэнк, Е.Эрлих) понимали право как сложившиеся правоотношения. По их мнению, право – это конкретные решения, а не правила. Судья создает право в тот момент, когда принимает решение по делу.
Социологическая концепция права отвергает вмешательство государства в сферу частных интересов. Она направлена против социалистических идеалов плановой экономики, а также против неолиберализма, который предполагает вмешательство государства в хозяйственную деятельность в определенных пределах.