Правовое государство в истории политико-правовой мысли. Современная концепция правового государства.
Правовое государство - государство, осуществляющее управления делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев населения, и самоподчиняющееся праву.
Таким образом, в идее правовой государственности выделяют два главных элемента:
- свобода человека, наиболее полное обеспечение его прав;
- ограничение правом государственной власти.
К основным признакам правового государства относят следующие:
1)Верховенство права (В законах должна быть выражена воля большинства населения, так как законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни, определяют меру свободы личности, охраняют нравственные ценности общества. Все другие нормативные акты должны соответствовать законам. Подзаконные акты призваны лишь детализировать положения закона).
2) Создание реальных условий для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип достаточно всесторонне отражен в нормативных актах международного и национального права. Его реализация считается главной целью правового государства.
3) Тесная связанность личности и государства правом.
4) Взаимная ответственность личности и государства. Данный признак предполагает гармоничное сосуществование личности и государства на основе неукоснительной реализации правовых норм и их взаимной ответственности друг перед другом.
5) Разделение и равновесие властей. (государственная власть в целях недопущения злоупотреблений должна делиться на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти имеет свое предназначение и выполняет свои функции. Они самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий, обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой, но и действовать произвольно, не взаимодействуя с другими ветвями власти, она также не может. Принцип разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Компонентами такой системы являются:
- срочность полномочий должностных лиц
- право вето на законопроекты
- право роспуска парламента в определенных случаях
- независимость судей.
6) Наличие высокоорганизованного гражданского общества. Гражданское общество предполагает совокупность нравственных, религиозных, социально-экономических, семейных и иных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
7) Плюрализм политических взглядов и многопартийность Плюрализм должен проявляться во всех сферах общественной системы.
8) Гармоничный социальный мир.
В юридической литературе последних лет обозначены и другие признаки правового государства:
- всеобщее избирательное право;
- четкое разделение функций общества и государства;
- функционирование антимонопольных механизмов, препятствующих средоточию властных полномочий в отдельных звеньях государственного аппарата;
- верховенство и прямое действие конституционного закона;
- соответствие внутреннего законодательства признанным нормам международного права;
- высокий уровень правосознания и правовой культуры;
- поддержка не только государством, но и всем обществом режима законности и правопорядка.
Гражданское общество.
Основной предпосылкой правового государства является гражданское общество. Гражданское общество представляет собой систему рыночных отношений, в которых необходимость прокладывает дорогу через конкуренцию и иные, не управляемые административной властью, процессы.
Категория «гражданское общество» начала формироваться уже на ранних этапах развития человечества. Мыслители древности стремились построить теоретическую модель идеального общественного устройства, в котором царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Данная идея так или иначе увязывалась с проблемами совершенствования государства, руководящей роли права и закона. В XVIII в. в начале не проводилось принципиального различия между гражданским обществом и государством. Под гражданским обществом понимался определенный тип государства.
Следует отметить, что обособление общества и государства произошло несколько позже и касалось разделения сфер частной (неполитической) и политической жизни, или, по-иному, гражданского общества и политического государства.
Гражданское общество – это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.
Хотя общепризнанного определения гражданского общества не существует, все дефиниции указанного понятия можно свести к двум следующим трактовкам:
гражданское общество – это определенная группа неполитических общественных отношений, проявляющихся через добровольно объединившиеся ассоциации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства со стороны власти;
гражданское общество – это деятельность негосударственных объединений граждан, осуществляющих связь между человеком и государством и не позволяющих последнему узурпировать личность в определенных целях.
Различие гражданского общества и государства, выражающееся в наличии у каждого из них специфических, свойственных им черт и признаков.
Признаками гражданского общества являются:
- наличие сообщества свободных индивидов;
- открытые социальные институты;
- сложноструктурированная плюралистическая идеологическая система;
- наличие самообразующихся и саморазвивающихся социальных систем;
- демократическое общество;
- стабильная политическая система
- гарантии последовательного и непрерывного развития цивилизации.
Система гражданского общества имеет развитую социальную структуру. Основными ее компонентами являются:
- свободные индивиды (гуманитарный компонент);
- социальные классы и группы (социальный компонент);
- экономический строй общества, формы и отношения собственности (экономический компонент);
- наука, образование, религия (духовный компонент);
- средства массовой информации (информационный компонент);
- местное самоуправление (территориально-управленческий компонент);
- общественные объединения (организационный компонент).
Социальное государство.
Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Это означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.
Социальное государство — это зависимость государства от гражданского общества, его подчиненность интересам граждан, причем не только чисто экономическим, которые входят в понятие социальных интересов, а всеобъемлющим интересам.
Социальное государство — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда.
Существование и деятельность социального государства тесно связаны с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.
Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX вв. как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства.
В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств.
Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.
Социальное государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства.
Социальное государство - это не этап развития правового государства, а этап развития государственно-организованного общества в целом. Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
Специфические функциях социального государства: поддержка социально незащищенных категорий населения; охрана труда и здоровья людей; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы; поощрение благотворительной деятельности; финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ; борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице; поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан; участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем; забота о сохранении мира в обществе.