Предмет и метод общей теории права.

Плюрализм мнений о происхождении государства и права .

Научной мыслью прошлого и настоящего выдвинут целый ряд теорий о происхождении государства. Наиболее известны историко-материалистическая и теологическая теории, теория общественного договора, теория насилия, психологическая, ирригационная и ряд других теорий.

Историко-материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) исходит из того, что государство возникает в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем распада общества на классы с противоположными интересами.

Теологическая теория (Фома Аквинский, Ж. Маритен) настаивает на божественном происхождении государства и права. Основной ее постулат – «Вся власть от Бога». Теологическая теория отстаивает идеи незыблемости государства, необходимость подчинения государственной воле, как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от власти Божьей.

Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Н. Михайловский) обосновывает происхождение государства трансформацией отцовской власти во власть монарха. Монарх – отец всех подданных. Так же, как и теологическая теория, она была направлена на обоснование неограниченной власти монарха, но истоки власти она видела не в божественном происхождении, а в формах семьи.

Теория общественного договора (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев). Согласно этой теории, до появления государства было «естественное состояние», в котором люди имели естественные права (Руссо), или в котором велась «война всех против всех» (Гобс). Государство возникло как общественный договор между людьми. Как полагают исследователи, эта теория имела прогрессивное значение, поскольку была направлена против феодального государства. Однако сложно представить, что когда-либо могло состояться принятие юридического акта – общественного договора множеством людей при наличии разной направленности их интересов.

Теория насилия (Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский) объясняет происхождение государства и права завоеванием, насилием, порабощением одних племен другими. Для того, чтобы держать в подчинении порабощенные племена, и создается специальный аппарат – государство. Гумплович объясняет происхождение государства войной, борьбой, называя насилие «повивальной бабкой государства». Последователи этой теории преувеличивают роль насилия в становлении государства, хотя многие государства действительно появились в результате завоеваний. Но не насилие было первопричиной возникновения государства. Для этого был необходим определенный уровень экономического развития общества. Если этот уровень не был достигнут, не могло возникнуть и государство.

В основе психологической теории (Л.Петражицкий, Г.Тард, З.Фрейд) лежит мысль о том, что у людей существует потребность подчиняться другим, и она, в конце концов, порождает сначала общественную иерархию, при которой на вершине находятся старейшины, вожди и жрецы, а затем и государственную. Сторонники данной теории полагают, что государство есть организация для руководства обществом, осуществляемым выдающимися личностями. Личности, не обладающие качествами руководителя, имеют потребность и обязанность подчиняться выдающимся личностям. Из власти, основанной на авторитетах, возникает государственная власть.

Форма правления.

Под формой правления следует понимать структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и населением.

Формы правления различаются в значительной мере в зависимости от того, принадлежит ли власть одному человеку, или государством управляет коллективный орган. В первом случае мы имеем монархическую форму правления, во втором – республиканскую.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит по наследству. Основные признаки монархии:

- пожизненное пользование властью монарха

- занятие трона по наследству или по праву родства

- юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в период рабовладельческого строя. Расцвет ее пришелся на период феодализма В буржуазном обществе сохранились лишь формальные признаки монархии, являющиеся данью традиции.

Республика – это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный строк.

Признаками республики являются:

- выборность на определенный срок главы государства и других

государственных органов

- осуществление государственной власти по поручению народа

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом

- обязательность решения высших органов власти для всех других органов

- преимущественная защита интересов граждан

- взаимная ответственность личности и государства.

Так, монархии делятся на:

- абсолютные (власть монарха неограниченна)

- ограниченные (монарх не обладает всей полнотой власти).

Ограниченные монархии делятся на два вида:

- дуалистические

- парламентские.

В дуалистической монархии существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у парламента.

В парламентской монархии статус монарха фактически и юридически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность перед парламентом.

Существует еще одна форма ограниченной монархии – выборная монархия

Современные республики делятся на два вида:

- парламентские

- президентские.

Современные парламентские республики характеризуются верховенством парламента в организации государственной жизни..

В президентской республикеглава государства сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства.

Политический режим.

Под политическим режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Политический режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он охватывает все основные части политической системы общества – не только элементы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций.

Разновидностей политических режимов существует великое множество, поскольку на них оказывает влияние целый ряд обстоятельств. В частности, сущность государства и форма государственного устройства и правления, характер законодательства, баланс социально-политических сил в стране, международная обстановка и многое другое.

Однако все разнообразие политических режимов сводится к двум основным разновидностям – демократическому и антидемократическому режимам.

Политико-правовая сторона демократического режима характеризуется следующими признаками:

- признание народа в качестве единственного источника

- государственной власти;

- плюрализм в общественно-политической жизни;

- реализация принципа разделения властей;

- защита личности от произвола и беззакония, учет интересов не только большинства, но и меньшинства, учет индивидуальных и национальных особенностей, религиозных убеждений граждан;

- создание эффективных механизмов воздействия населения страны на характер государственной власти через избирательную систему;

- предоставление свободы личности в сфере экономической деятельности;

- законодательная база отражает объективные потребности личности и общества;

- равенство граждан перед законом.

Содержательная сторона антидемократических режимов прямо противоположна вышеперечисленным признакам демократического режима. Ее основные характеристики:

- господство одной политической партии, одной официальной

- идеологии, одной формы собственности

- cведение к минимуму политических прав и свобод

- низкий экономический уровень жизни народа

- акцент на карательные меры и принуждение в осуществлении

- методов управления

- милитаризация внутренней жизни

- примат (верховенство) государства над правом.

Видами антидемократических режимов являются: деспотический, тиранический, фашистский, тоталитарный, авторитарный и др.

9. Функции государства: понятие, содержание, классификация.

Функции государства – это основные направления его деятельности по осуществлению важнейших задач, стоящих на определенных отрезках времени.

К общесоциальным функциям относятся:

- обеспечение национальной безопасности

- ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф

- реализация различных социальных программ

- социальное обеспечение нетрудоспособных

- защита прав и свобод граждан.

Классифицировать функции государства можно по различным основаниям, например, по сферам действия, по формам осуществления и т.д.

В зависимости от того, в какой сфере действия осуществляются функции, они подразделяются на внутренние и внешние. Первые связаны с реализацией задач внутри государства, вторые – на межгосударственном уровне.

К внутренним функциям относятся:

экономическая функция – выработка и реализация стратегических направлений экономического развития (проблема пределов вмешательства государства в экономику)

идеологическая функция – деятельность государства по поддержке и научной разработке определенной идеологии, направленности образования, культуры, работы СМИ

социальная функция – призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их вклада в производство материальных и духовных благ

функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка – защита принципа разделения властей, укрепление правопорядка, обеспечение прав и свобод человека

экологическая функция – установление государством правового режима природопользования

культурная функция – поддержка государством развития культуры, национальной литературы, искусства, кино, СМИ, науки, образования.

К внешним функциям относятся:

обеспечение обороноспособности страны

взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами

участие в деятельности по обеспечению мира и коллективной безопасности.

Ряд функций государства носит смешанный характер, то есть они одновременно являются и внутренними, и внешними.

По продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные и временные.

В правовой литературе можно встретить единую классификацию функций государства, которая не связана с его типом. В этом случае выделяются четыре функции, которые присущи любому государству: экономическая; политическая; социальная; идеологическая

Гражданское общество.

Основной предпосылкой правового государства является гражданское общество. Гражданское общество представляет собой систему рыночных отношений, в которых необходимость прокладывает дорогу через конкуренцию и иные, не управляемые административной властью, процессы.

Категория «гражданское общество» начала формироваться уже на ранних этапах развития человечества. Мыслители древности стремились построить теоретическую модель идеального общественного устройства, в котором царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Данная идея так или иначе увязывалась с проблемами совершенствования государства, руководящей роли права и закона. В XVIII в. в начале не проводилось принципиального различия между гражданским обществом и государством. Под гражданским обществом понимался определенный тип государства.

Следует отметить, что обособление общества и государства произошло несколько позже и касалось разделения сфер частной (неполитической) и политической жизни, или, по-иному, гражданского общества и политического государства.

Гражданское общество – это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.

Хотя общепризнанного определения гражданского общества не существует, все дефиниции указанного понятия можно свести к двум следующим трактовкам:

гражданское общество – это определенная группа неполитических общественных отношений, проявляющихся через добровольно объединившиеся ассоциации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства со стороны власти;

гражданское общество – это деятельность негосударственных объединений граждан, осуществляющих связь между человеком и государством и не позволяющих последнему узурпировать личность в определенных целях.

Различие гражданского общества и государства, выражающееся в наличии у каждого из них специфических, свойственных им черт и признаков.

Признаками гражданского общества являются:

- наличие сообщества свободных индивидов;

- открытые социальные институты;

- сложноструктурированная плюралистическая идеологическая система;

- наличие самообразующихся и саморазвивающихся социальных систем;

- демократическое общество;

- стабильная политическая система

- гарантии последовательного и непрерывного развития цивилизации.

Система гражданского общества имеет развитую социальную структуру. Основными ее компонентами являются:

- свободные индивиды (гуманитарный компонент);

- социальные классы и группы (социальный компонент);

- экономический строй общества, формы и отношения собственности (экономический компонент);

- наука, образование, религия (духовный компонент);

- средства массовой информации (информационный компонент);

- местное самоуправление (территориально-управленческий компонент);

- общественные объединения (организационный компонент).

Социальное государство.

Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Это означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

Социальное государство — это зависимость государства от гражданского общества, его подчиненность интересам граждан, причем не только чисто экономическим, которые входят в понятие социальных интересов, а всеобъемлющим интересам.

Социальное государство — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда.

Существование и деятельность социального государства тесно связаны с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX вв. как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств.

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

Социальное государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства.

Социальное государство - это не этап развития правового государства, а этап развития государственно-организованного общества в целом. Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

Специфические функциях социального государства: поддержка социально незащищенных категорий населения; охрана труда и здоровья людей; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы; поощрение благотворительной деятельности; финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ; борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице; поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан; участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем; забота о сохранении мира в обществе.

Правовое положение конкретной личности включает в себя, наряду со статутными элементами (правами, обязанностями, ответственностью) еще и субъективные правовые элементы: гражданство, правосубъектность, субъективные права и обязанности, ответственность за возможное совершение правонарушения.

Таким образом, правовое положение личности – понятие более широкое, чем правовой статус. Оно представляет собой единство статических и динамических, объективных и субъективных моментов, выражающих собой не только закрепление, но и реализацию в определенных правовых формах свободы личности.

Сущность права.

Признаки права:

1. Право – это совокупность правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством.

2. Право – систематизированная совокупность издаваемых или санкционированных правил поведения. Система права строится на основе объективных и субъективных факторов. К объективным относятся реально существующие, не зависящие от воли и сознания людей, общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Субъективные факторы – это политические и правовые представления законодательных органов, специфика планирования законодательных работ, формы систематизации законодательства.

3. Право выражает государственную волю. Содержание такой воли не произвольно, а обусловлено волей политически господствующих групп.

4. Право – система правил поведения, имеющих общеобязательный характер, то есть подлежащих выполнению всеми субъектами права. Правовым предписаниям должны следовать все лица, на которых они распространяются.

5. Право всегда выступает в определенной, официально выраженной письменной форме. Это могут быть:

- нормативные акты (законы, указы, декреты, постановления и т.д.)

- допускаемые законом нормативные договоры

- санкционированные государством обычаи

- судебные прецеденты.

6. Право обеспечивается государством. Для этого существуют предусмотренные законодательством средства государственного воздействия: поощрения, охраны, предупреждения, ответственности и др. Средства государственного воздействия применяются только уполномоченными на то органами и в соответствии с установленной законом процедурой.

7. Право характеризуется динамизмом, изменчивостью, обусловленными непрестанным развитием регулируемых правом общественных отношений. Если каждая отдельная норма отличается статичностью, то системная совокупность норм, так или иначе, изменяется. Однако она не может обновляться сразу, целиком.

Право – это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемых компетентными органами государства, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народа, реализация которых обеспечивается государством.

На основе данного определения можно выявить сущность права. Сущность выражает социальную природу, политические (властные) истоки. Сущность следует отличать от социального назначения права или его ценности, под которой понимается его регулятивная значимость, способность обеспечить устойчивый порядок в общественных отношениях.

Итак, сущность права выражается в том, волю какого господствующего класса или какой части общества фиксирует право. Уяснение сущности права позволяет объяснить его появление в определенных исторических условиях, выявить закономерности его возникновения и развития.

Принципы и функции права.

Под принципами права понимаются основополагающие начала, отправные положения, руководящие идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе.

Общей теории права ближе специально-юридические принципы современного права, которые традиционно разбиваются на три группы: общеправовые, отраслевые, межотраслевые.

К общеправовым принципам относят:

1. Принцип демократизма, означающий, что единственным источником государственной власти в республике является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определяемых Конституцией.

2. Принцип социальной справедливости означающий, что государство в максимальной степени пытается обеспечить интересы всех слоев общества, в том числе и социальных меньшинств.

3. Принцип гуманизма, предполагающий наличие правовых гарантий уважения к каждой личности, ее достоинству, чести, неотъемлемым правам и свободам..

4. Принцип равноправия,которыйозначает не фактическое равенство в различных сферах общественных отношений, а равенство перед законом.

5. Принцип законности,заключающийся в строгой иерархии нормативных актов, то есть в верховенстве закона..

6. Принцип единства прав и обязанностей означающий, что закрепляемые за человеком права и свободы сочетаются с возлагаемыми на него обязанностями.

7. Принцип юридической ответственности только за виновное противоправное деяние предполагающий, что юридическая ответственность не может возникнуть и реализоваться путем наказания субъекта права, если последним не совершено правонарушение, прямо предусмотренное в нормативном акте.

Функции права – основные направления юридического воздействия на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

В литературе обычно выделяют два критерия классификации функций права – внешний и внутренний. По внешнему критерию выделяют политическую, экономическую и идеологическую функции. По внутреннему – регулятивную (регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую) и охранительную.

Регулятивно-статическая функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативных актах.

Регулятивно-динамическая функция права проявляется в его воздействии на общественные отношения путем определения и обеспечения правоспособности и дееспособности субъектов права; внесения изменений в правовые статусы субъектов права; преобразований в основаниях возникновения, изменения и прекращения правоотношений; усиления мер по борьбе с правонарушениями.

Охранительная функция – это такой вид правового воздействия, который направлен на защиту обеспечиваемых правом правоотношений, а также на вытеснение и ограничение отношений, чуждых данному общественному строю.

Наряду с вышеперечисленными функциями выделяют воспитательную функцию.

Правотворчество.

Правотворчество– это специальная деятельность государственных органов, непосредственно народа и негосударственных организаций (по уполномочию государства) по установлению норм права, их переработке и отмене.

Правотворчество государства может проявляться в виде:

- непосредственной правоустановительной деятельности органов государства

- санкционирования государством норм негосударственных организаций и обычаев,

- непосредственного правотворчества народа (референдумы).

В зависимости от юридической силы правотворчество подразделяется на:

- законотворчество

- разработка подзаконных актов внешнего регулирования

- разработка подзаконных актов внутреннего регулирования (локальных актов)

По содержанию правотворческая деятельность подразделяется на:

- принятие нормативных актов,

- изменение и дополнение нормативных актов

- отмена нормативных актов.

Наиболее распространенным видом правотворчества является издание нормативных актов непосредственно органами государства.

Правотворческая деятельность имеет ряд основополагающих принципов. К ним относятся следующие:

- демократизм, суть которого заключается в обеспечении свободного демократического порядка разработки, обсуждения и принятия нормативных актов;

- законность. В соответствии с этим принципом нормативные акты должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных правотворческому органу;

- научная обоснованность и профессионализм, предполагающая глубокий научный анализ соответствия принимаемого акта потребностям общества, а также привлечение компетентных специалистов, обладающих специальными знаниями и опытом;

- всесторонний учет и обеспечение прав и свобод личности. В нормативных актах не должны присутствовать нормы, нарушающие права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и других нормативных актах. Ограничение прав и свобод граждан допустимо только в строго оговоренных законом случаях;

- учет интересов всех социальных групп и слоев общества;

- гласность, предполагающая что граждане должны знать требования, предъявляемые к ном правовыми нормами или, по крайней мере, иметь возможность получить такие знания.

Стадии правотворческого процесса

- Принятие решения о подготовке проекта акта.

- Подготовка проекта акта.

- Обсуждение и принятие нормативного акта.

- Опубликование акта и введение его в действие.

Система права – это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и делении их на отрасли, подотрасли и институты.

Отрасль права – крупная группа норм, регулирующая однородную группу общественных отношений. Кроме того, отрасль права характеризуется наличием особого метода правового регулирования – набора средств, при помощи которых осуществляется эффективное правовое регулирование. Специфика построения отраслей права заключается в том, что они, как правило, делятся на общую и особенную части. В общей части группируются нормы-принципы и нормы, обслуживающие особенную часть. Такое построение исключает громоздкость отрасли, дублирование норм. В отрасли, как правило, выделяются несколько основных институтов, в которых закрепляются общеотраслевые принципы, содержание и объем правового регулирования. Так, например, в конституционном праве таким институтом является институт конституционного строя, в трудовом праве – институт трудового договора.

Таким образом, отрасль права определяется как совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода большой круг общественных отношений, обладающих внутренним единством и качественным своеобразием.

Отрасль формируется из правовых норм через правовые институты, под которыми понимается обособленная совокупность юридических норм, регулирующая однородную группу общественных отношений в рамках отрасли права. В праве существует понятие комплексного института, то есть группы норм, которые хоть и относятся к разным отраслям права, но регулируют однородные общественные отношения (например, институт собственности).

В рамках некоторых отраслей права существуют подотрасли, объединяющие несколько институтов (подотрасль авторского права в рамках гражданского; лесного, горного и водного в рамках земельного и т.п.).

Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов (внешних форм выражения юридических норм), расположенных в соответствии с системой права и целями государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Система прав и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся как содержание и форма одного явления. Они близки друг другу и, в основном, совпадают. Однако, между ними есть и различия. Если в отношении деления отраслей права существуют четкие критерии – предмет и метод, то у законодательства и его отраслей таких критериев нет. В интересах урегулирования тех или иных отношений законодатель может создать нормативно-правовой акт, не совпадающий с системой права. Поэтому отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права.

В систему законодательства входят:

отрасли законодательства, совпадающие с отраслями права;

отрасли законодательства, в которые частично включены нормы других отраслей права (жилищное законодательство);

комплексные отрасли законодательства, формируемые из правовых норм, относящихся к разным отраслям права (хозяйственное, экологическое, аграрное законодательство).

Правовая культура – качественное состояние правовой организации общества, реального функционирования его правовой системы, соответствующее уровню развития сферы правового регулирования социальных отношений.

Правовая культура включает в себя ту часть правосознания, которая выражает активное отношение к праву, правильное понимание права и его установлений, что порождает в сознании людей правильные установки. В итоге формируется активное правомерное поведение. Таким образом, правовая культура состоит как бы из двух элементов: правосознания, отражающего прогрессивные взгляды, и правомерного поведения. Если говорить об уровне правовой культуры, то он может быть обыденным (характеризуется неглубоким знанием и пониманием права, хотя в итоге он все же приводит и к правопослушанию, и к активному правомерному поведению), а также профессиональным (складывающимся у юристов, обладающих высокими профессиональными знаниями и правильно реализующих их на практике).

В зависимости от носителей правовой культуры ее подразделяют на общественную, групповую и индивидуальную.

Правовая культура.

Правовая культура – качественное состояние правовой организации общества, реального функционирования его правовой системы, соответствующее уровню развития сферы правового регулирования социальных отношений.

Правовая культура включает в себя ту часть правосознания, которая выражает активное отношение к праву, правильное понимание права и его установлений, что порождает в сознании людей правильные установки. В итоге формируется активное правомерное поведение. Таким образом, правовая культура состоит как бы из двух элементов: правосознания, отражающего прогрессивные взгляды, и правомерного поведения. Если говорить об уровне правовой культуры, то он может быть обыденным (характеризуется неглубоким знанием и пониманием права, хотя в итоге он все же приводит и к правопослушанию, и к активному правомерному поведению), а также профессиональным (складывающимся у юристов, обладающих высокими профессиональными знаниями и правильно реализующих их на практике).

К проявлениям правовой культуры относятся:

- уровень правосознания, отношение общества, государства и индивидов к праву;

- cовершенство и демократизм правотворческого процесса;

- качество законодательства, степень сбалансированности в нем интересов индивидов, социальных групп, общества в целом;

- состояние в сфере реализации права, уровень работы правоохранительной системы;

- профессионализм и высокий статус юридических кадров и учреждений;

- состояние правовой науки и юридического образования;

- правовое закрепление и реальное обеспечение прав и свобод граждан;

- состояние законности и правопорядка.

В зависимости от носителей правовой культуры ее подразделяют на общественную, групповую и индивидуальную.

Индивидуальная правовая культура – это глубокое знание и понимание права, уровень активной правомерной деятельности личности.

Формы реализации права.

Реализация правовых норм – это осуществление содержащихся в них предписаний в правомерном поведении субъектов права.

В зависимости от способов правового регулирования, учитывая содержание и характер поведения по воплощению в жизнь правовых предписаний, различают следующие формы реализации права:

- соблюдение

- исполнение

- использование

- применение.

Соблюдение – такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права содержащихся в норме запретов (воздержание от совершения действий, вредных для общества и потому запрещенных). Соблюдение как форма реализации норм права носит пассивный характер. Посредством соблюдения реализуются запрещающие нормы.

Исполнение – форма реализации норм права, при которой субъекты права обязаны активными действиями выполнять требования правовых норм. Норма в этом случае может быть реализована только путем активного правомерного поведения, то есть деятельным осуществлением возложенных на соответствующего субъекта юридических обязанностей. Путем исполнения реализуются обязывающие нормы.

Использованиенорм права–этотакая форма их реализации, которая выражается в осуществлении участниками регулируемых правовых отношений своих прав. Путем использования совершается активное осуществление гражданами и организациями различных правовых возможностей, предоставленных нормами права. В форме использования реализуются управомочивающие (дозволяющие) нормы права.

Правоприменениеесть властная организующая деятельность компетентных государственных органов, осуществляемая в специально установленных законом ф<

Наши рекомендации