Федеральный закон от 13 января 1995г.
7. Управление общественными отношениями / РАГС.-М.: Изд-во РАГС.- (Учеб. РАГС). Учебник.-2003.- 400с.*
8. Катлип С.М. и др. Паблик рилейшнз: Теория и практика.-8-е изд - М.: Вильямс, 2000.-624с.: ил.
9. Связи с общественностью в политике и государственном управлении /Под общ. ред. В. С. Комаровского. М.: РАГС, 2001. С. 79-83.
II. Процесс управления PR – деятельностью.
Тема 7. Задачи PR. Постановка проблем PR - деятельности
Управление общественными отношениями как предмет научного исследования. Этапы осуществления PR- деятельности. Методологические принципы и основные подходы исследований в сфере РR.
Структура, функции и виды исследований в сфере PR. Место социологических, социально-психологических, политико-правовых, лингвистических исследований в управлении общественными отношениями.
Исследования как составная часть процесса управления. Сегментирование коммуникативного пространства. Направленность исследований: обследования общественного мнения, паспортизация территории, определение коммуникативного потенциала и дефицитов организации. Специальные исследования: анализ PR-кампаний конкурентов, изучение СМИ, анализ эффективности распространяемой информации и рекламы, анализ слухов.
План семинарского занятия
1. Место и роль научного исследования в планировании PR – деятельности;
2. Структура, функции и виды исследований в сфере PR
3.Основные этапы планирования и осуществления PR – программы (дать развернутую характеристику этапов)
а) определение проблемы;
б) планирование и программирование;
в) принятие мер и осуществление коммуникаций;
г) оценка программы.
Темы докладов и рефератов
1. Социологические и политико-правовые исследования в управлении общественными отношениями.
2. Анализ эффективности распространяемой информации и рекламы.
3. Формы аналитической обработки материалов СМИ.
Литература
1. Управление обественными отношениями: Учеб. Пособие / Ю.К. Федулов, Н.О. Воскресенская.-М.: Вузовский учебник, 2008.-153с.*
2. Катлип С.М. и др. Паблик рилейшнз: Теория и практика.-8-е изд - М.: Вильямс, 2000.-624с.: ил.
3. Клийн Э.-Х., Коппенйан Й. Концепция политических сетей // «Паблик рилешнз» в государственном управлении: Государственная служба: зарубежный опыт. 1998. № 1. С. 50-53.
4. Райков А.Н. Интеллектуальные информационные технологии в аналитических исследованиях социально-политических объектов // НТИ. Сер. 2. 1994. № 11.
5.Федотова Л. Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб.: Питер, 2003. С. 144-189.
6. www.sovetnik.ru.
Тема 8. Методология и методика ситуационного анализа
Исследование внутренних и внешних факторов, определение стратегии PR- деятельности организации. Методика определения предмета и цели исследования. Неформальные и формальные методы анализа ситуации. Проблема репрезентативности исследования. Прогнозирование проблемной ситуации. Массовые опросы, интервьюирование репрезентативных («фокусных») групп, экспертный метод, контент-анализ, горячие телефонные линии, анализ почты. Общественные комитеты и советы как средство изучения общественного мнения. Вторичные источники информации.
План семинарского занятия
1. Понятие мониторинга социального окружения организации (лидера);
2. Содержание ситуационного анализа (рассмотреть внутренние и внешние факторы, влияющие на ситуацию);
3. Методы ситуационного анализа
а) неформальные методы: значение и характеристика (личные контакты, фокус – группы, горячие телефонные линии, омбудсман и др.)
б) формальные методы (анализ СМИ, анализ документов, опросы и т.п.)
Практические задания:
Провести вторичный анализ ситуации по проблемам:
1.Динамика популярности ЧИ УрАГС;
2. Определить наиболее популярный ВУЗ(ы) г. Челябинска;
3. Анализируя областные и городские СМИ, определить наиболее актуальные проблемы субъекта федерации (муниципального образования): малый и средний бизнес, реформа местного самоуправления, жилищная реформа, транспорт, наркомания, националистические настроения, и т.п.
4. На основе анализа материалов СМИ, определить (какие) муниципальные районы (городские округа, поселения) в Челябинской области наиболее известны, в каком контексте?
Для анализа использовать газеты «Челябинский рабочий», «Южноуральская панорама», «Вечерний Челябинск», приложение к «Комсомольской правде» и др., а так же сетевые источники, информацию телевидения и радио за период 3 – 6 месяцев текущего года.
Литература
1. Добреньков В., Кравченко А. Методы социологического исследования. М., 2004. С. 397-415, 430-438.
2. Катлип С.М. и др. Паблик рилейшнз: Теория и практика.-8-е изд - М.: Вильямс, 2000.-624с.: ил.
3. Управление обественными отношениями: Учеб. Пособие / Ю.К. Федулов, Н.О. Воскресенская.-М.: Вузовский учебник, 2008.-153с.*
Тема 9. Опросные методы исследования в системе управления общественными отношениями
Многообразие форм и сфер применения опросных методов исследования. Анкетирование, интервью. Опросы: индивидуальный, групповой, письменный, устный, очный, заочный. Общие правила проведения опросов. Некоторые особенности проведения опросов в политике и бизнесе. Разновидности интервью и сферы их применения. Достоинства и недостатки опросных методов исследования. Примерная методика подготовки и проведения опроса общественного мнения на территории муниципального образования.
План семинарского занятия
1. Сущность и методы опросного исследования. Сферы применения опросных методов исследования.
- понятие опроса, признаки научного опроса;
- когда целесообразно проводить опрос?
- виды и методы опроса в PR исследовании (анкетирование, интервью, групповой, письменный, устный, очный, заочный и т.д.);
- правила проведения опроса, его положительные и отрицательные стороны (понятие выборки, генеральной совокупности, репрезентативности);
2. Основные методы опросного исследования, их характеристика (интервью, фокус-группа, маркетинговое исследование, лабораторный опрос, домашний тест, личное интервью и т.д.).
Практические задания:
Провести опрос по определению мотивации поступления и обучения в ЧИ УрАГС. В ходе опроса задается вопрос: «Почему для обучения Вы выбрали ЧИ УрАГС?»
- престиж, известность;
- низкая цена обучения;
- качество обучения;
- подбор специальностей;
- близко к дому (работе);
- рекомендовали родственники, друзья, т.п.
- другие причины (если возможно, указать)
- Рекомендуете ли Вы своим знакомым УрАГС для обучения?
Примерный лист опроса
Вопрос: Почему для обучении Вы выбрали именно УрАГС? Ответ по 10 - ти балльной шкале, выбор из 5 - ти пунктов. Ответы на 7 – ой пункт «да», «нет» (соответственно + и - ).
№ п/п | Содержание | респонденты | |||||||||
Престиж, известность ВУЗа (УрАГС) | |||||||||||
Доступность цены обучения | |||||||||||
Качество обучения | |||||||||||
Подбор специальностей в УрАГС | |||||||||||
Близко к дому (работе) | |||||||||||
Рекомендовали родственники, друзья, т.п. | |||||||||||
Другие причины | |||||||||||
Рекомендуете ли Вы своим знакомым УрАГС для обучения? |
Результаты опроса обобщаются и анализируются студентами. Итоги оглашаются и обсуждаются в ходе занятия.
Литература
1. Добреньков В., Кравченко А. Методы социологического исследования. М., 2004. С. 397-415, 430-438.
2. Катлип С.М. и др. Паблик рилейшнз: Теория и практика.-8-е изд - М.: Вильямс, 2000.-624с.: ил.
3. Управление обественными отношениями: Учеб. Пособие / Ю.К. Федулов, Н.О. Воскресенская.-М.: Вузовский учебник, 2008.-153с.*
Тема 10. Интервью как универсальный метод исследования в сфере PR
Интервью как метод исследования в сфере PR. Виды (типы) интервью: формализованное, неформализованное, индивидуальные, групповые интервью. Методика подготовки и проведения интервью. План проведения, последовательность вопросов, количество, их постановка. Свободное интервью и его особенности, сферы применения. Регистрация информации (вербальных и невербальных реакций). Беседа: цель, достоинства, недостатки. Нарративное интервью. Телефонное интервью: методика применения, техническое обеспечение, документация, сферы применения, недостатки. Экспертный опрос как вид интервью.
Тема 11. Фокус – группа в политологических и маркетинговых исследованиях
Фокус – группа как вид группового интервью. Применение фокус групп в исследованиях для государственных и общественных организаций, маркетинговых исследованиях, исследованиях проблем управления персоналом. Методика проведения фокус – групп: планирование, разработка вопросов, отбор участников, проведение, анализ результатов. Стратегия проведения фоку – групп. Техника и персонал для проведения исследования. Типы (модификации) фокус – групп. Оценка и самооценка исследования. Составление отчета об исследовании. Учет результатов исследования в планировании PR- деятельности организаций.
План практического занятия
В ходе изучения темы проводится практическое занятие по подготовке и проведению фокус - группы. Занятие состоит из двух частей. Первая часть – 2 часа: подготовка фокус - группы. Вторая – 2 часа: проведение фокус - группы.
На первом занятии:
Под руководством преподавателя студентами осуществляется выбор (определение) темы фокус – группы. Рассматривается методика проведения и планирования фокус – группы. Рекомендуется выбор темы из сферы образовательного процесса, либо проблем муниципального образования.Студенты в ходе занятия должны:
1. Определить цель исследования.
2. Определить целевую аудиторию, стратегию отбора участников, их количество и количество фокус-групп, способ привлечения участников и т.д.
3. Разработать вопросы, их последовательность план;
4. Дать рекомендации персоналу фокус – группы (модератору, ассистенту и др.)
5. Определить материально-техническое обеспечение.
6. Предложить методику анализа результатов.
На втором занятии:
В ходе ролевой игры осуществляется поведение фокус - группы. Студенты исполняют роль персонала, часть – участников. Результаты проведения анализируются студентами самостоятельно. Итоги проведения оглашаются и обсуждаются.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям:
I. Метод фокус - групп - история, определение и особенности метода:
- когда и в каких сферах начал применяться метод фокус - групп;
- сущность метода фокус - группы;
- сферы применения.
II. Организация фокус - групп:
1. Планирование фокус - группы, типы фокус - групп (определение цели, целесообразности, количества, вариантов, целевой аудитории фокус - группы);
2. Разработка вопросов фокус - группы (категории вопросов: открытые, коммуникационные, вводные, переходные, ключевые, завершающие вопросы) их характеристика и примеры.
- план и последовательность вопросов;
- методика отбора участников в фокус - группах (кого, сколько, как привлечь?);
- стратегия выбора участников фокус - группах.
III. Методика проведения фокус - группы.
- персонал для проведения фокус - группы и их роли: исследователь, модераторы, стенографист, оператор;
- деятельность по подготовке, организации и практическом проведении фокус - группы (практические советы персоналу фокус - группы);
- методика анализа результатов фокус - групп (стенограмма, метод «длинного стола»);
- отчет о проведении фокус – группы (полный или сокращенный вариант)
Задание:
Составить к практическому занятию план проведения фокус - группы по проблеме
(выбор проблемы осуществляется под руководством преподавателя):
1.Определить цель исследования.
2.Определить целевую аудиторию, стратегию отбора участников, их количество и количество фокус - групп, как привлечь и др.?
3.Разработать вопросы, их последовательность план;
4.Дать рекомендации модератору, ассистенту и др.
5.Определить материально-техническое обеспечение.
6.Предложить методику анализа результатов.
Литература:
1.Добреньков В., Кравченко А. Методы социологического исследования. М., 2004. С. 397-415, 430-438.
2.Крюгер Р.А., Кейси М.Э. Фокус – группы. Практическое руководство, : Пер. с англ.- М. : Изд. Дом «Вильямс», 2003- 265 с.
3. Катлип С.М. и др. Паблик рилейшнз: Теория и практика.-8-е изд - М.: Вильямс, 2000.-624с.: ил.
4. Управление общественными отношениями: Учеб. пособие.- М.: Вуз. учеб., 2006.-153с.*
Тема 12. Методика планирования, составления и оценки программ PR- деятельности
Разработка стратегии PR – действий на основе информации исследований (социального мониторинга). Стратегическое мышление. Требования к PR – менеджеру организации. Стратегический менеджмент. Планирование для осуществления программы: подготовка, реализация, воздействие. PR – программа как динамический документ. Цели PR – программы: получение информации, изменение общественного мнения, изменение поведения. Определение конкретных результатов и сроков. Определение целевых общественных групп. Документация для осуществления планирования и реализации PR - действий. Предпринимаемые действия и коммуникации. Определение исполнителей. Бюджет PR – программы. Оценка программы: условия и критерии. Промежуточная и итоговая оценка. Мониторинг информационного воздействия.
План семинарского занятия
1. Стратегическое планирование PR — деятельности: сущность, основные этапы и элементы (стратегическое мышление, стратегический менеджмент, планирование для осуществления программы).
3. Какая информация (о ком, о чем) получается на первом этапе исследования: определения проблем и задач PR - деятельности?
4. Составление PR - программы: цель программы, целевые общественные группы, походы в определении целевых групп; задачи программы (раскрыть содержание элементов).
5.Коммуникации и предпринимаемые действия. Вопросы, отражаемые при составлении плана выполнения программы.
Темы докладов и рефератов
1.Составление бюджета PR – программы: показатели, составляющие, возможные статьи расходов и т.д.
2.Методика оценки PR- программы. Критерии и методы оценки реализации программы. Контент анализ: сущность и принципы.
Литература
- Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью: Вводный курс.-СПб:Питер,2005.-240с.:ил.-(Учеб. пособие)
- Игнатьев Д. , Бекетов А. Настольная энциклопедия Public Relatio№s.-2-е изд.-М.:Альпина Бизнес Букс,2004.-496с.
- Китчен Ф. Паблик рилейшнз:принципы и практика:Учеб. пособие для вузов.-М.:ЮНИТИ,2004.-454с.-(Заруб. учеб.)
- Управление обественными отношениями: Учеб. Пособие / Ю.К. Федулов, Н.О. Воскресенская.-М.: Вузовский учебник, 2008.-153с.*
III. Основные направления PR – деятельности.
Тема 13. PR в политике. Особенности и методы политических исследований
Связи с общественностью как неотъемлемый элемент системы государственного (муниципального) управления. PR – деятельность государственных (муниципальных) органов и общественных (бизнес) организаций как средство управления общественным мнением. PR – деятельность в выборных кампаниях. Мнение избирателей, рейтинг политических партий, лидеров как объект исследования. Специфика исследований в политической сфере. Опросы на входе и выходе: цели и методика проведения. Парадокс Ла Пьера. Политический рейтинг. Телефонные опросы в ходе политических исследований. Легитимация деятельности органов государственной власти (местного самоуправления) как главная цель PR- деятельности в политике.
План семинарского занятия
1. Политическая коммуникация: понятие, функции, модели.
2. Цивилизованные отношения государства и гражданского общества – основа успешной деятельности PR –служб.
3. Государственная информационная политика и ее роль в деятельности правительственных PR – служб.
4. PR-технологии в избирательных кампаниях.
Темы докладов и рефератов
1. Состояние, условия и перспективы развития правительственного PR в России.
2.Цивилизованные формы и способы лоббирования.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»
3. Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»
4. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
6. Дюк А. В. Социальные технологии работы с населением муниципальных образований.-Обнинск: Ин-т муницип. упр.,2003.-84с.-(Б-ка муниципалитета. Эффект. коммуникация) .
7. Игнатьев Д. , Бекетов А. Настольная энциклопедия Public Relatio№s.-2-е изд.-М.:Альпина Бизнес Букс,2004.-496с.
8. Управление общественными отношениями / РАГС.-М.: Изд-во РАГС.- (Учеб. РАГС). Учебник.-2003.- 400с.*
9. Управление общественными отношениями: Учеб. пособие.- М.: Вуз. учеб. , 2006.-153с.*
Тема 14. PR в деятельности органов местного самоуправления
Роль информации в менеджменте органов местного самоуправления. Знание состояния и тенденций общественного мнения, настроений социальных групп, активности партий и движений как основа принятия адекватных решений органами местной власти. PR – программа - элемент стратегического планирования деятельности органов местного самоуправления. Основные направления PR – деятельности муниципалитетов. Роль и место местных СМИ в осуществлении коммуникаций с общественностью. Управление этнонациональными отношениями в деятельности муниципального образования как фактор предотвращения возможных конфликтов.
План семинарского занятия
1. Роль и место информации в муниципальном управлении. Коммуникации в деятельности органов местного самоуправления.
2. Административная реформа и реформирование органов местного самоуправления в РФ: проблемы и перспективы.
- Виды и формы взаимодействия организаций и ведомств с населением, их классификация.
- Связь с населением: методы, приемы и процедуры.
- Работа отдела писем и обращений граждан в структуре органа управления.
- Гражданские объединения – партнеры PR – служб.
Темы докладов и рефератов
1. Структурные подразделения органов власти области и города, осуществляющие связи с общественностью.
2. Использование обращений граждан в подготовке управленческих решений.
Литература
1. Авцинова Г. Гражданское общество в России: проблемы и перспективы// Власть, 2006, №2
2. Галкина Е.В. Местное самоуправление и гражданское общество в современной России: проблемы функционирования// Социология власти. Журнал социологического центра РАГС. 2007, №1.
3. Хмара Ю.Н. Власть и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и взаимодействия// Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2007.
- Харрисон Ш. Связи с общественностью: Вводный курс.-2-е изд.- СПб:Издат. Дом «Нева»,2003.-368с.
- Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика:Учеб. пособие/Акад. народ. хоз-ва при Правительстве РФ.-М :Дело,2003.- 496с.:ил.
Тема 15. PR в бизнесе. Маркетинговое исследование как элемент PR- деятельности бизнес–организации
Коммуникации с общественностью – слагаемые успешной предпринимательской деятельности. Целевые группы общественности бизнес-организации. Задачи и особенности PR в бизнесе. PR – деятельность в сфере финансов и акционеров. Роль и место PR-службы (менеджера) в структуре компании. Управление возможными конфликтами. Управление репутацией. Основные компонента репутации компании. Особенности PR-деятельности в коммерческой сфере в современной России. PR и маркетинг. Рынок PR-услуг в России. Лоббирование в системе PR.
План семинарского занятия
1.Особенности, цели и задачи PR - деятельности в сфере бизнеса (коммуникации бизнес - организации, задачи PR - деятельности и PR - служб в бизнесе, особенности PR в российском бизнесе);
2.Основные направления деятельности PR служб бизнес – кампании (управление репутацией организацией, поддержка маркетинга, отношения с инвесторами, взаимоотношения со служащими, лоббирование, отношения со СМИ, PR в конфликтной ситуации, благотворительность и спонсорство).
3.PR в процессах внутрикорпоративного менеджмента (задачи, цели, управление внутрикорпоративными коммуникациями).
Доклад: Маркетинговое исследование: сущность, задачи, основные
методы.
Литература
1. Иванов А. В. Настольная книга маркетолога.-СПб:Питер,2004.- 256с.:ил.-(Маркетинг для профессионалов) .
2. Игнатьев Д. , Бекетов А. Настольная энциклопедия Public Relatio№s.-2-е изд.-М.:Альпина Бизнес Букс,2004.-496с.
3. Панкратов Ф.Г. и др. Рекламная деятельность: Учебник.-7-е изд., перераб. и доп.-М.:Издат.-торг. корпорация «Дашков и К.»,2004.- 526с.
4. Синяева И. М. и др. Маркетинговые коммуникации:Учебник.-М.: «Дашков и К»,2006.-304с.
Тема 16. PR в некоммерческой сфере
Некоммерческие организации: сущность, виды (типы), их роль в обществе. Российское законодательство о некоммерческой сфере. Некоммерческие организации как элемент гражданского общества. Связи с общественностью – основа успешной деятельности некоммерческих организаций. Проблемы PR- деятельности в общественных организациях. Обязанности PR – службы в некоммерческих организациях. Продвижение услуг и завоевание доверия общественности – центральная проблема PR – деятельности. Принципы привлечения инвестиций. Особенности деятельности некоммерческих организаций в сферах религии образования, культуры, социального обеспечения и здравоохранения.
Тема 17. PR в процессах внутрикорпоративного менеджмента
Понятие корпоративной культуры и деятельности. Типы организаций. Структура организации. Внутренняя среда организации. Корпоративная политика и традиции организации. Неформальная структура организации. Роль коммуникаций в организации. Коммуникационные роли.
Внутрикорпоративный менеджмент РR - служб. Цели внутрикорпоративного PR. Составляющие внутреннего маркетинга. Приемы и способы эффективных внутренних коммуникаций. Принципы работы специалиста в сфере внутренних РR.
Понятие «корпоративной ответственности». Корпоративные ценности организации. Фирменный стиль организации. Репутация организации и лидера.
IV. Технологии PR.
Тема 18. Политический консалтинг
Политическое консультирование и власть: история и современность. Зарубежный опыт политконсалтинга. Основы профессионализма политконсультанта. Современное российское видение политконсалтинга, факторы влияющие на его становление. Ведущие организации в сфере политконсалтинга. Партийный мониторинг. Маркетинг политиков и политических идей. Мониторинг общественного мнения. Социально- политический портрет региона.
План семинарского занятия
1.Сущность политического консультирования. Основы профессионализма политконсультанта. Современное российское видение политконсалтинга, факторы, влияющие на его становление.
2. Понятие имиджа. Адекватный имидж. Составляющие имиджа: миссия (корпоративная философия), история (биография, легенда).
3. Формирование имиджа лидера, организации. Определение целевых групп, налаживание коммуникаций. Презентация лидера (организации). Атрибутика: программы, слоганы, плакаты, листовки.
Темы докладов и рефератов:
1.Методы формирования имиджа организации и лидера.
2.Основные формы работы со СМИ.
3.Виды и типы СМИ. Особенности СМИ в современной России.
4.Пресс – служба организации: задачи и функции.
Литература
1. Игнатьев Д. , Бекетов А. Настольная энциклопедия Public Relatio№s.-2-е изд.-М.:Альпина Бизнес Букс,2004.-496с.
2. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR: Учеб.- практ. пособие.-Ростов н/Д:Феникс,2003.-416с.-(Нов. технологии).
3. Музыкант В. Л. Формирование брэнда средствами рекламы и PR: Учеб. пособие.-М.:Экономистъ,2004.-606с.-(Homo faber) .
4. Уилкокс Д.Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ.-4-е изд.-М.:Инфра-М,2004.-761с.-(Совр. консалтинг. технологии).
5. Шарков Ф. И. Политический консалтинг (специализация курса «Консалтинг в связях с общественностью»): Учеб. пособие.- М.: Изд - во.-торг. корпорация «Дашков и К»,2004.-460с.
Тема 19.Формирование имиджа лидера, организации
Понятие имиджа. Адекватный имидж. Определение целевых групп, налаживание коммуникаций. Составляющие имиджа: миссия (корпоративная философия), история (биография, легенда). Презентация лидера (организации). Атрибутика: программы, слоганы, плакаты, листовки. Методы формирования имиджа организации и лидера.
Тема. 20. Основные формы работы со СМИ
Роль средств массовой информации (СМИ) в системе общественных отношений. Виды и типы СМИ. Особенности деятельности СМИ в современной России. Сложившиеся виды и формы взаимодействия организаций и ведомств со средствами массовой информации. Пресс – служба органов государственной власти (местного самоуправления) и СМИ. Этика отношений с журналистами.
Понятие «информационный повод». Формирование «повестки дня». Требования к предоставляемой информации. Виды и формы сообщений для СМИ: их содержательная и функциональная специфика.
Средства массовой информации и органы власти. Организация взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления со СМИ.
Тема. 21. PR в переговорном процессе
Переговоры как разновидность коммуникации. Переговоры как средство предотвращения конфликтов и кризисов. Требования к субъектам переговорных процессов. Задачи и функции PR-служб в организации и проведении переговоров. Определение цели переговоров. Сбор и анализ информации. Подготовка альтернатив решения проблем. Этапы переговорного процесса.
Тема 22. Кризисный PR
Конфликты и кризисы как социальные явления. Сущность антикризисного управления. Классификация кризисов. Общие требования к PR – стратегии на случай кризисной ситуации. Слухи как элемент информационной среды в период кризиса. Предотвращение искажения информации. Нейтрализация слухов и недостоверной информации Прогнозирование возможных кризисов и мер на случай чрезвычайной ситуации. Действия PR- служб по предотвращению кризиса. Организация деятельности кризисного информационного центра. Принципы работы со СМИ во время кризиса. Мероприятия PR- служб по выходу из кризиса. Мероприятия по ликвидации последствий кризиса.
Формы контроля и отчетносТИ
Содержание устных и письменных заданий определяют требования ГОС ВПО по дисциплине «Управление общественными отношениями» по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Текущий контроль включает систему индивидуальных заданий (рефераты, контрольные и самостоятельные работы, доклады, практические задачи), выполнение которых являются условием допуска слушателей к итоговому экзамену.
Итоговая форма контроля по курсу: экзамен.
Для очной формы обучения итоговый и текущий контроль определяется согласно разработанной технологической карте.
Критерии итогового и текущего контроля для всех форм обучения следующие:
1. Знание понятийно-категориального аппарата
2.Понимание студентом того, что он излагает в своих устных выступлениях или в письменных работах (рефератах, контрольных работах, творческих проектах и т. п.);
3.Знание теоретических основ PR (истории, категориально-понятийного аппарата, целей, задач и функций связей с общественностью);
4.Владение конкретными технологиями управления общественными отношениями в сфере государственного и муниципального управления
5.Знание основных положений нормативно-правовых документов, регулирующих сферу управления общественными отношениями
ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
I. Теории и история PR.
Тест 1.
Укажите принципы формирования общественного мнения:
1. Общественное мнение в наибольшей степени определяется
событиями.
2. Общественное мнение в наибольшей степени определяется
словами.
3. Общественное мнение может сформироваться только в условиях значительной информации.
4. Общественное мнение может сформироваться и при недостатке информации.
5. Люди склонны верить тем, на кого они хотят быть похожими.
Тест 2.
Правильно ли данное утверждение?
- Людям легче сформулировать свое мнение относительно целей, чем относи- тельно методов их достижения.
Тест 3.
Выстройте процесс убеждения в правильной логической поеледователь -ности:
1. Сообщение аудитории необходимой информации.
2. Получение согласия слушателей.
3. Привлечение внимания аудитории.
4. Кодировка информации.
Тест 4.
Установите соответствие:
1. Паралингвистика
- Утверждает, что у каждого человека существует
свой доминирующий канал восприятия информации — визуальный, слуховой или тактильный
2. Проксемика
- Изучает передачу информации с помощью голосовых характеристик
3. Нейролингвистическое программирование
- Исследует личное и общественное пространство
человека.
Тест 5.
Отметьте задачи внутренних ПР-служб:
1. Обеспечение внешних связей организации.
2. Подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов,
презентаций.
3. Проведение социологических и политических исследований относительно роли и влияния организации в обществе.
4.Проведение экономических исследований относительно рентабельности организации.
5. Формирование благоприятного имиджа организации.
II. Процесс управления PR – деятельностью.
Тест 1.
Установите соответствие:
1. Миссия организации
2. Цель ПР-кампании
3.Задача ПР-кампании
Ответы:
1. Описывает конкретное задание, которое должно быть выполнено в определенное время и представлено в определенном виде
2. Задает направление, параметры, объясняет общий смысл деятельности организации
3. Определяет, чего именно хочет добиться организация в рамках данной ПР-акции
Определяет, чего именно желает добиться организация в рамках данной ПР – акции
Тест 2.
Установите соответствие:
1. Методы геодемографические
2. Методы демографические
3. Методы психографические
Ответы:
1. Предполагают анализ общественных групп по эмоциональным и поведенческим характеристикам
2. Позволяют выявлять географические районы, населенные определенными общественными группами
3. Предполагают анализ общественных групп по полу и возрасту
Тест 3.
Укажите, что способствует повышению эффективности ПР-кампании:
1. В ПР-кампании присутствуют образовательный и просветительский аспекты.
2. Цели ПР-кампании подкрепляются соответствующими решениями на государственном уровне.
3. ПР-кампания активно поддерживается общественностью.
4. Специалисты, проводящие ПР-кампанию, владеют большим банком данных по проведению аналогичных ПР-акций.
5. ПР-кампания стартует «с нуля».
Тест 4.
Верно ли данное утверждение?
• В основе всех ПР-тактик лежат операции присоединения и отсоединения.
Тест 5.
Что не относится к методам «черного пиара»?
1. Дезинформация.
2. Компромат.
3. Предоставление односторонней информации.
4. Намеренное молчание.
5. Приклеивание ярлыков.
III. Основные формы работы со СМИ
Тест 1.
Установите соответствие:
1. Контролируемые СМИ
2. Частично контролируемые СМИ
3. Неконтролируемые СМИ
Ответы:
1. Новостная конференция
2. Наружная реклама
3. Информационное сообщение на радио или телевидении
Тест 2.
Отметьте, что должны учитывать ПР-специалисты при выборе СМИ для освещения ПР-акции:
1. Популярность данного СМИ.
2. Стоимость размещения материалов в данном СМИ.
3. Степень охвата целевой аудитории.
4. Уровень подконтрольности распространяемой информации.
5. Доступность данного СМИ для целевой аудитории.
Тест 3
Установите соответствие:
1. Пресс-релиз
2. Статья-опровержение
3. Заявление
Ответы:
1. Сообщение, содержащее важную новость
2. Ставит задачу ослабить или ликвидировать последствия кризисных ситуаций
3. Обозначает позицию ПР-объекта по определенному поводу
Тест 4.
Отметьте принципы, на которых должны строиться взаимоотношения ПР-работника и журналиста:
1. ПР-работник должен предоставлять журналисту свежие новости, которые никому не предоставлялись.
2. Журналист имеет право самостоятельно определять, какие из представленных ему материалов будут опубликованы.
3. Окончательный выбор материалов, которые будут опубликованы, остается за ПР-специалистом.
4. Личная позиция журналиста по тому или иному вопросу заслуживает уважения, но ПР-специалист не обязан с ней соглашаться.
Тест 5.
Закончите фразу:
• Небольшая по объему и лаконичная по форме информация, содержащая призыв к действию, — это...
IV. ПР в деятельности органов государственной власти
Тест 1.
Что не входит в обязанности работников пресс-служб, действующих в органах государственной власти?
1. Изучать общественное мнение о ведомстве.
2. Готовить для прессы фото- и видеоматериалы по проблематике ведомства.
3. Осуществлять информационную поддержку ПР-мероприя-тий в интересах ведомства.
4. Определять конкретных журналистов, проявляющих интерес к деятельности ведомства.
5. Представлять интересы ведомства в суде.
Тест 2.
Правильно ли следующее утверждение?
• Одна из главных задач деятельности ПР-служб в органах государственной власти заключается в формировании положительного имиджа государственных служащих.
Тест 3.
Отметьте основные цели ПР-деятельности, стоящие перед органами местной власти:
1. Постоянное информирование населения о политике, проводимой местной властью.
2. Осуществление постоянных контактов с населением для выяснения общественного мнения.
3. Информирование населения об их правах и обязанностях.
4. Создание новых органов власти на местном уровне.
Тест 4.
Правильно ли данное утверждение?
• Работники в органах местного самоуправления бо