Тема 3. Связи с общественностью в бизнес-сфере
План
Общее и особенное в связях с общественностью в государственном управлении и бизнесе.
1. Особенности, цели, задачи и направления деятельности связей собщественностью в бизнес – сфере.
2. Содержание и основные направления корпоративного пиара. Роль PR в формировании социальной ответственности бизнеса.
Краткое содержание
Связи с общественностью функционируют во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в бизнесе, прежде всего, как функция управления.
Главной целью связей с общественностью в государственном управлении и в бизнес – сфере является установление взаимодействия структур государственного и коммерческого аппарата с гражданами,
общественными институтами, реальными и потенциальными потребителями продукции бизнес-деятельности для реализации информационно-коммуникативной функции публичной власти и бизнес-управления.
Связи с общественностью позволяют оценивать отношения различных кругов общественности к тем или иным решениям, действиям, идентифицировать провозглашаемую и реально проводимую политику, соотносить реализуемые программы с общественными интересами, формировать массовые представления в необходимом направлении.
Различия PR-деятельности в государственном и бизнес-управлении связаны с особенностями их роли, содержания деятельности, форм собственности и т.д.
В бизнес-сфере перед специалистами PR-деятельности стоят две главные задачи:
- установить и поддерживать контакты, обеспечивать необходимый уровень взаимопонимания между стратегическими «группами влияния»: клиентами, акционерами, персоналом;
- содействовать продвижению товаров и услуг в конкурентной среде.
Основными направлениями деятельности PR-служб бизнес-компаний являются:
- управление репутацией;
- поддержка маркетинга;
- отношения с инвесторами;
- взаимоотношения со служащими;
- лоббирование интересов компании;
- отношения со СМИ и МК;
- PR в конфликтных ситуациях
- корпоративная благотворительность и спонсорство.
Фирменные PR-акции: конференции, «круглые столы», презентации, выставки, приёмы и др.
Важнейшим направлением деятельности служб по связям с общественностью в коммерческой среде является – социальные проекты, способствующие развитию социально-ответственного бизнеса.
Ключевые понятия
управление репутацией; поддержка маркетинга; отношения с инвесторами; лоббирование, благотворительность, спонсорство.
Контрольные вопросы и задания
1. Что объединяет «паблик рилейшнз» в государственном управлении и бизнесе?
2. Раскройте особенности, цели и задачи PR в бизнесе.
3. Перечислите основные направления и содержание PR-деятельности в бизнесе.
4. Что такое «корпоративный пиар»?
5. Охарактеризуйте виды корпоративного пиара.
6. Что такое «социальная ответственность» бизнеса?
7. Какова роль «паблик рилейшнз» в формировании идеологии социально ответственного бизнеса?
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Какова, на Ваш взгляд, роль связей с общественностью в осуществлении взаимодействия государства - бизнеса - гражданского общества?
2. Чем обусловлены различия целей, задач PR в государственном управлении и бизнесе?
3. Допустим ли «чёрный» пиар в бизнесе?
4. Каковы причины особой актуальности проблемы социальной ответственности бизнеса?
Основная литература
1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.
2. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 300 с.
3. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2006. – 224 с.
4. Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.
Тема 5. Политические и избирательные PR-технологии
План
1. Связи с общественностью в избирательном процессе и избирательных кампаниях. Характеристика политических и избирательных PR-технологий.
2. Политический консалтинг как сфера деятельности «паблик рилейшнз».
3. Лоббирование как метод продвижения интересов определённых политических групп.
Краткое содержание
Развитие российского общества на рубеже ХХ-ХХI веков характеризовалось активным протеканием политических процессов, демократизацией политической жизни, формированием многопартийной системы, активным участием граждан в избирательных кампаниях.
Стали применяться первые элементы политических избирательных технологий: создание команд поддержки, массовые акции, уличная и митинговая пропаганда и др.
Основной формой связей с общественностью стали митинги и собрания.
Избирательные штабы и команды стали разрабатывать концепцию и стратегию предвыборной борьбы. В конце 90-х годов ХХ века начали проводиться массовые социологические исследования, результаты которых использовались в организации связей с общественностью.
Возможности эффективного использования политических и избирательных технологий зависят от: поддержки органов власти и управления в центре и на местах; наличия и развитости собственных региональных структур, их финансовых и материальных возможностей, привлекательности пропагандируемых идей, наличия большого числа активных и авторитетных активистов, доступа к СМИ, интеллектуального потенциала команды и штаба, их умелого использования современных PR-технологий.
Политическое консультирование (консалтинг) представляет собой род профессиональной деятельности по интеллектуальному и организационному обеспечению функционирования государственных и общественных структур.
Политический консалтинг как вид профессиональной деятельности сформировался в США.