Тема 4. Средства массовой информации и коммуникации
План
Понятие «средства массовой информации и массовой коммуникации».
Функции, способы и средства массовой информации и массовой коммуникации.
1. Мировой опыт развития телекоммуникационного рынка.
Краткое содержание
Российская инфраструктура связей с общественностью, массового информирования включает традиционные электронные и печатные средства массовой информации (СМИ), информационные агентства и разнообразные сайты глобальной сети Интернет. Среди них доминирующая роль принадлежит традиционным средствам массовой информации и коммуникации (СМИ и МК).
Под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Функциями средств массовой информации являются:
- информационная;
- пропагандистская;
- функция социального управления;
- организаторская;
- развлекательная (креативная);
- просветительская;
- образовательная;
- интегративная.
Субъект управления не только информирует граждан о целях и ценностях своей управленческой политики, но и моделирует отношения с социальной средой, касающейся формирования образа социальной жизни, стереотипов поведения.
При наличии специфических свойств печать, радио и телевидение имеют общее – это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию.
В последнее десятилетние к этим видам СМИ присоединяется и активно развивается четвертый тип каналов информации и коммуникации – всемирная компьютерная сеть, в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация.
Государственное вмешательство в сферу телекоммуникаций должно быть ориентировано на:
- совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры;
- повышение эффективности телекоммуникационного сектора;
- обеспечение высокого качества услуг;
- защиту общественных интересов, верховенства права и принципа эффективного управления.
Государственное регулирование телекоммуникационного сектора должно основываться на прозрачной и последовательной телекоммуникационной политике, недопущении дискриминации отдельных операторов или пользователей, на соблюдении всеми сторонами законодательства и т.д.
В современных условиях государство продолжает управлять стратегическими направлениями развития отрасли связи, но уже с помощью косвенных методов воздействия.
К причинам существования разного типа телекоммуникационного рынка в США и Европе следует отнести: различия традиционной роли и влияния государства на экономику; меры по защите рынка и общественных интересов.
В России созданы важнейшие регулирующие факторы государственного воздействия на развитие телекоммуникационных систем и сетей связи и технологий.
Ключевые понятия
средствами массовой информации, функции средств массовой информации, креативность, телекоммуникационный сектор.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте понятие «средства массовой информации и массовой коммуникации»
2. Каковы функции СМИ и МК?
3. Чем обусловлен количественный рост СМИ и МК в мире и в России?
4. Перечислите способы и средства СМИ и МК.
5. Каковы причины развития разных типов телекоммуникационных рынков в современном мире?
6. Охарактеризуйте основные телекоммуникационные модели (США, Западная Европа, Россия).
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Каково Ваше мнение по поводу высказывания, что современные СМИ вытесняют книгу, не заменяя её?
2. В чём особенность Интернета как системы информации и коммуникации?
3. Может ли наблюдаться падение рейтинга, тиражей при росте сенсационности программ ТВ, печатных изданий. Почему?
4. Кто выполняет функцию «массовизации» общественного сознания? Ваше отношение к этому процессу?
5. Чем обусловлены различия телекоммуникационных моделей США, Германии, Франции, России?
Основная литература
1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.
2. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 300 с.
3. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2006. – 224 с.
4. Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.
Дополнительная литература
1. 1 Кардаш А. Взаимодействие власти и СМИ в Липецкой области [Текст] / А.Кардаш. – Общество и СМИ: поиск формулы доверия: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90 – летию «Липецкой газеты». – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, 2008. – С. 4 -6.
2. Мещерякова Л.И. Совершенствование форм взаимодействия органов власти Липецкой области с местными телеканалами [Текст] / Л.И. Мещерякова. – Общество и СМИ: поиск формулы доверия: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90 – летию «Липецкой газеты». – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, 2008. – С. 49 -51.