Тема 4. Правовые и этические основы деятельности связей с общественностью.

План

1. Нормы международного права о связях с общественностью

2. Российское законодательство о PR – деятельности

3. Этические основы связей с общественностью в профессиональной деятельности.

Краткое содержание

Связи с общественностью, как и все виды деятельности человека, его взаимодействие с обществом, властью, имеют правовой аспект – международный и внутригосударственный.

Необходимость в международном правовом регулировании каналов связей с общественностью возникла в XX веке и связана с возрастанием роли PR в развитии международных отношений повышением ответственности государств и СМИ за распространяемую ими информацию.

Международные правовые документы содержат наиболее общие нормы, регулирующие действия государства, общества, СМИ, связи с общественностью.

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) статья 19, Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года) статья 19,20 закрепляют права человека на свободу убеждений и свободное выражение своего мнения. Определяются гарантии против произвольного ограничения права на доступ к информации.

В наиболее общей форме проблемы организации и деятельности СМИ урегулированы в статье 10 Европейской конференции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г.

За применением Европейской конвенции следит Комитет министров Совета Европы и Европейский суд по правам человека.

Ряд международных правовых документов регламентируют деятельность СМИ, а также СМИ и государства. В Резолюции 428 (1970) Совета Европы относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человекасформулированы принципы, обеспечивающие независимость СМИ, предусмотрены меры по обеспечению ответственности СМИ и т.д.

Резолюция № 820 (1984) Парламентской ассамблеи Совета Европы «Об отношениях парламентов государств со средствами массовой информации» определила права и обязанности парламентов и СМИ во взаимодействии с населением.

Европейская конвенция о трансграничном телевидении регламентирует основополагающие моменты телевещания.

Конституция Российской Федерации 1993г., статья 15, ч. 4 декларирует, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой основы.

В федеральном законе « О средствах массовой информации»от 27 декабря 1991 года содержатся те же стандарты, что и во Всеобщей декларации прав человека.

В 2003 году принято Постановление Правительства РФ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти».

В Российской Федерации в целом создана необходимая правовая база для эффективного взаимодействия государства, управленческих структур с общественностью, осуществляемого, главным образом, через СМИ.

Важным показателем развития того или иного вида профессиональной деятельности, возрастания его роли в жизни общества является формирование профессиональных ассоциаций.

Крупнейшей в мире профессиональной PR – организацией является Американское общество «паблик рилейшнз» (PRSA). Оно создано в 1948 году. Социальное поле деятельности PRSA охватывает все жизненно важные сферы социума.

Канадское общество «паблик рилейшнз» (CPRS) , основанное в 1948 году, состоит из 15 отделений и насчитывает примерно две тысячи членов, содержание и идеология которого близка PRSA.

Ассоциация консультантов в области «паблик рилейшнз» Великобритании (PRCA)существует с 1969года.

Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО)создана в 1991 году, через десятилетие она насчитывала более 80 отечественных PR – агентов и других организаций.

В 1999 г. 13 наиболее авторитетных профессиональных российских агентств «паблик рилейшнз» вошли в Международный комитет ассоциаций компаний – консультантов в сфере «паблик рилейшнз» (ИКО).

Международная ассоциация паблик рилейшнз (PRA) в мае 1955 года приняла Устав, избрала Совет. Она является всемирной профессиональной организацией, служит катализатором норм в области образования, этики, практики PR.

Профессиональными объединениями PR – специалистов разработаны кодексы поведения, ставшие механизмами нравственной саморегуляции деятельности PR.

Кодекс профессиональных стандартов Американского общества«паблик рилейшнз» (PRSA) с 1988 года регламентирует практику PR.

Кодекс профессионального поведения британского института PR (IPR) с 1963 года и в последующем обновлении определяет принципы и нравственные нормы деятельности «паблик рилейшнз».

В России этой цели служит Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (Декларация РАСО)1991 года, затемКодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью 2001 года. В них отражена важность формирования и внедрения в повседневную практику этических ориентиров и профессиональных стандартов деятельности консультантов и агентств, осуществляющих связи с общественностью.

Ключевые понятия

Этика, ассоциация, профессиональная ассоциация

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные международные нормативно – правовые документы, регулирующие деятельность «паблик рилейшнз»?

2. Почему выработаны международные документы о правах человека, о свободе выражения мнения, доступе к информации?

3. Какими российскими правовыми документами определяются права и свободы граждан, взаимодействие государства и граждан?

4. Какие существуют международные и национальные профессиональные объединения специалистов PR и какова их роль?

5. Почему существуют международные и национальные профессиональные этические кодексы PR – специалистов и агентств?

6. Проанализируйте российский «Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью» 2001 года.

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Почему «паблик рилейшнз» в политической и экономической жизни 19 века впервые появились именно в США?

2. Каково ваше отношение к статье 10 о свободе выражения мнений «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года?

3. Как соотносится трактовка свободы выражения мнений, зафиксированная в статье 29 Конституции Российской Федерации 1993 года, с международными правовыми документами?

Основная литература

1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.

2. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 300 с.

3. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2006. – 224 с.

4. Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.

Варианты тестовых заданий для контроля знаний студентов (модуль 1)

1. Выберите правильный ответ

Автором термина « паблик рилейшнз» является:

а) С.М.Адамс;

б) Т.Джефферсон;

в) А.Ли;

г) С.Блэк.

2. К функциям общественных связей относятся:

а) обеспечение социальных действий;

б) обеспечение социальных коммуникаций;

в) пропаганда;

г) реклама

3. Как соотносятся понятия «пропаганда» и « PR»:

а) пропаганда и PR практически не отличаются друг от друга;

б) оба понятия означают одинаковое использование определённых технологий для эффективного внедрения каких-либо идей в массовое сознание;

в) PR отличается от пропаганды, так как основывается на правдивой информации и двухсторонней связи с общественностью;

г) это одинаковые понятия

Наши рекомендации