Тема 4. Правовые и этические основы деятельности связей с общественностью.
План
1. Нормы международного права о связях с общественностью
2. Российское законодательство о PR – деятельности
3. Этические основы связей с общественностью в профессиональной деятельности.
Краткое содержание
Связи с общественностью, как и все виды деятельности человека, его взаимодействие с обществом, властью, имеют правовой аспект – международный и внутригосударственный.
Необходимость в международном правовом регулировании каналов связей с общественностью возникла в XX веке и связана с возрастанием роли PR в развитии международных отношений повышением ответственности государств и СМИ за распространяемую ими информацию.
Международные правовые документы содержат наиболее общие нормы, регулирующие действия государства, общества, СМИ, связи с общественностью.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) статья 19, Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года) статья 19,20 закрепляют права человека на свободу убеждений и свободное выражение своего мнения. Определяются гарантии против произвольного ограничения права на доступ к информации.
В наиболее общей форме проблемы организации и деятельности СМИ урегулированы в статье 10 Европейской конференции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г.
За применением Европейской конвенции следит Комитет министров Совета Европы и Европейский суд по правам человека.
Ряд международных правовых документов регламентируют деятельность СМИ, а также СМИ и государства. В Резолюции 428 (1970) Совета Европы относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человекасформулированы принципы, обеспечивающие независимость СМИ, предусмотрены меры по обеспечению ответственности СМИ и т.д.
Резолюция № 820 (1984) Парламентской ассамблеи Совета Европы «Об отношениях парламентов государств со средствами массовой информации» определила права и обязанности парламентов и СМИ во взаимодействии с населением.
Европейская конвенция о трансграничном телевидении регламентирует основополагающие моменты телевещания.
Конституция Российской Федерации 1993г., статья 15, ч. 4 декларирует, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой основы.
В федеральном законе « О средствах массовой информации»от 27 декабря 1991 года содержатся те же стандарты, что и во Всеобщей декларации прав человека.
В 2003 году принято Постановление Правительства РФ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти».
В Российской Федерации в целом создана необходимая правовая база для эффективного взаимодействия государства, управленческих структур с общественностью, осуществляемого, главным образом, через СМИ.
Важным показателем развития того или иного вида профессиональной деятельности, возрастания его роли в жизни общества является формирование профессиональных ассоциаций.
Крупнейшей в мире профессиональной PR – организацией является Американское общество «паблик рилейшнз» (PRSA). Оно создано в 1948 году. Социальное поле деятельности PRSA охватывает все жизненно важные сферы социума.
Канадское общество «паблик рилейшнз» (CPRS) , основанное в 1948 году, состоит из 15 отделений и насчитывает примерно две тысячи членов, содержание и идеология которого близка PRSA.
Ассоциация консультантов в области «паблик рилейшнз» Великобритании (PRCA)существует с 1969года.
Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО)создана в 1991 году, через десятилетие она насчитывала более 80 отечественных PR – агентов и других организаций.
В 1999 г. 13 наиболее авторитетных профессиональных российских агентств «паблик рилейшнз» вошли в Международный комитет ассоциаций компаний – консультантов в сфере «паблик рилейшнз» (ИКО).
Международная ассоциация паблик рилейшнз (PRA) в мае 1955 года приняла Устав, избрала Совет. Она является всемирной профессиональной организацией, служит катализатором норм в области образования, этики, практики PR.
Профессиональными объединениями PR – специалистов разработаны кодексы поведения, ставшие механизмами нравственной саморегуляции деятельности PR.
Кодекс профессиональных стандартов Американского общества«паблик рилейшнз» (PRSA) с 1988 года регламентирует практику PR.
Кодекс профессионального поведения британского института PR (IPR) с 1963 года и в последующем обновлении определяет принципы и нравственные нормы деятельности «паблик рилейшнз».
В России этой цели служит Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (Декларация РАСО)1991 года, затемКодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью 2001 года. В них отражена важность формирования и внедрения в повседневную практику этических ориентиров и профессиональных стандартов деятельности консультантов и агентств, осуществляющих связи с общественностью.
Ключевые понятия
Этика, ассоциация, профессиональная ассоциация
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы основные международные нормативно – правовые документы, регулирующие деятельность «паблик рилейшнз»?
2. Почему выработаны международные документы о правах человека, о свободе выражения мнения, доступе к информации?
3. Какими российскими правовыми документами определяются права и свободы граждан, взаимодействие государства и граждан?
4. Какие существуют международные и национальные профессиональные объединения специалистов PR и какова их роль?
5. Почему существуют международные и национальные профессиональные этические кодексы PR – специалистов и агентств?
6. Проанализируйте российский «Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью» 2001 года.
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Почему «паблик рилейшнз» в политической и экономической жизни 19 века впервые появились именно в США?
2. Каково ваше отношение к статье 10 о свободе выражения мнений «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года?
3. Как соотносится трактовка свободы выражения мнений, зафиксированная в статье 29 Конституции Российской Федерации 1993 года, с международными правовыми документами?
Основная литература
1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.
2. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 300 с.
3. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2006. – 224 с.
4. Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.
Варианты тестовых заданий для контроля знаний студентов (модуль 1)
1. Выберите правильный ответ
Автором термина « паблик рилейшнз» является:
а) С.М.Адамс;
б) Т.Джефферсон;
в) А.Ли;
г) С.Блэк.
2. К функциям общественных связей относятся:
а) обеспечение социальных действий;
б) обеспечение социальных коммуникаций;
в) пропаганда;
г) реклама
3. Как соотносятся понятия «пропаганда» и « PR»:
а) пропаганда и PR практически не отличаются друг от друга;
б) оба понятия означают одинаковое использование определённых технологий для эффективного внедрения каких-либо идей в массовое сознание;
в) PR отличается от пропаганды, так как основывается на правдивой информации и двухсторонней связи с общественностью;
г) это одинаковые понятия