Тема 2. Связи с общественностью как система деятельности
План
1. Связи с общественностью как система деятельности: цели, причины, задачи, виды, формы, технологии.
2. Связи с общественностью и другие виды деятельности: пропаганда, реклама, журналистика, маркетинг.
3. Подходы в исследовании PR: PR как искусство.
Краткое содержание
Связи с общественностью представляют собой процесс передачи, обмена
информацией и принятия решений, определяющий деятельность субъектов и объектов коммуникационно-управленческих отношений наряду с экономическим развитием, политическими отношениями, духовными ценностями.
Цельюсвязей с общественностью является формирование эффективной системы коммуникации социального субъекта с его общественностью, обеспечивающей оптимизацию социальных взаимодействий со значимыми для него сегментами внутренней и внешней среды.
Связи с общественностью основываются на таких принципах, как:
- открытость социальной информации;
- взаимная выгода взаимодействия субъекта управления и общественности;
- опора на общественное мнение;
- реализация целей субъекта управления на основе честного и уважительного отношения к общественности.
В рамках связи с общественностью выделяют ряд самостоятельных
направлений деятельности, например:
- создание благоприятного образа руководителя, организации;
- построение отношений с социальными группами;
- работа с персоналом;
-управление кризисными ситуациями и др.
Технологии связей с общественностью представляют собой совокупность последовательно применяемых процедур, приёмов и способов деятельности по организации связей с общественностью, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач субъекта управления.
Технологии PR-деятельности:
- сбор, обработка, анализ информации о состоянии объекта управления, конкретной социально-экономической ситуации;
- выработка целей и задач воздействие на сознание и настроение общественности;
- определение и использование форм воздействия на общественность;
- работа со средствами массовой информации;
- изучение общественного мнения как обратной связи;
- анализ достигнутых результатов.
В процессе деятельности по связям с общественностью решаются задачи:
- укрепление авторитета менеджмента;
- создание благоприятной внешней среды для субъекта управления;
- расширение числа сторонников той или иной социально-экономической программы, проекта;
- влияние на конкурентов;
- оказание влияния общественности на субъект управления;
- мобилизация групп общественности.
Виды связей с общественностью: паблисити, имиджмейкинг, PR-брендинг, медиа-рилейшнз, регулирование конфликтов, лоббистская деятельность и др.
Формы PR-деятельности: аналитическое обеспечение PR-компаний, медиа-планирование, спичрайтинг, ньюсмейкер, веб-дизайн и др.
Связи с общественностью отличаются от журналистской, пропагандистской, рекламной, маркетинговой деятельности.
В исследованиях Британской школы PR связи с общественностью рассматриваются как искусство и наука достижения и поддержания гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.
Ключевые понятия
Медиа-планирование, имиджмейкинг, PR-брендинг, медиа-рилейшнз, лоббизм, спичрайтинг, ньюсмейкер, веб-дизайн, паблисити
Контрольные вопросы и задания
Какова цель связей с общественностью?
Каковы задачи связей с общественностью?
Каковы принципы связей с общественностью?
Дайте характеристику видов связей с общественностью
Каковы формы связей с общественностью?
Охарактеризуйте технологии связей с общественностью
Как соотносится PR–деятельность с другими видами деятельностями?
1. В чём отличие PR от пропаганды?
2. Чем PR отличается от рекламы?
Вопросы для размышления и обсуждения
Какова роль принципов в деятельности PR?
Каково ваше мнение по поводу утверждения: реклама может не использоваться организацией, но каждая организация занимается PR?
Основная литература
1. Емельянов, С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.
Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: Учебник для студентов вузов/ В.Ф. Кузнецов.- М.: Аспект Пресс, 2006, –С.8 - 16
Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие/ А.Ю. Русаков. – СПб: изд-во Михайлова В.А., 2006. С.
2. Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.
Дополнительная литература
Шишкина Ж.А. «Паблик рилейшнз» в системе социального управления [Текст] / Ж.А. Шишкина: СПб, 2002. - С. 56-65.