Модуль 1. Теория и история связей с общественностью
Тема 1. Введение в управление общественными отношениями
План
1. Управление общественными отношениями как сфера научного знания
2. Основные категории курса: общественные отношения и общественные связи. Функции общественных связей.
3.«Паблик рилейшнз» (PR) – множественность дефиниций. Научные подходы в исследовании PR.
Краткое содержание
В начале 21 века резко изменилось отношение к связям с общественностью. В значительной степени обусловлено это тем, что происходит переосмысление человеческого фактора, осознается его важная роль в политическом, экономическом и духовном развитии общества.
Актуальной остается открытость органов государственного управления, их доступность для диалога с населением. Организаторами этого процесса являются управления, отделы по связям с общественностью законодательных и исполнительных органов власти.
Теоретические исследования и обобщения имеющегося зарубежного и российского опыта связей с общественностью имеют важное значение как для науки, так и для практического его использования различными управленческими структурами.
Основными категориями дисциплины управления общественными отношениями являются: общественные отношения, общественные связи, управление общественными связями («паблик рилейшнз»).
Средством регулирования общественных отношений выступают общественные связи.
Функциями общественных связей являются:
- Обеспечение социальных действий.
- Обеспечение политической, экономической, конкурентной борьбы.
- Обеспечение развития личности.
- Обеспечение социального контроля масс, влияния на человека.
- Обеспечение взаимосвязи между мирами: реальным, информационным и символическим.
Содержание общественных связей определяет информация. Ее источниками являются система образования, пропаганда, религия, реклама, культура и др.
Движение, обмен информации обеспечивает социальная коммуникация – это динамика информации в социальном времени и пространстве.
Общественные связи воздействуют на общественные отношения благодаря встроенным в них коммуникационным системам.
В современном мире общественные связи все в большей степени управляются и контролируются такой подсистемой, как «паблик рилейшнз» (PR).
Термин «паблик рилейшнз» - «общественные отношения» впервые употребил один из вождей американской революции Т. Джефферсон в 1807 году в послании 7 Конгрессу, заменив им понятие «состояние мысли».
В теоретическом и практическом понимании PR (связей с общественностью) сложилось два подхода: социальный и технологический.
В реальной жизни связи с общественностью – это и идеология (содержание) и технологии (механизм) управления общественными отношениями.
Ключевые понятия
общественные отношения, общественные связи, «паблик рилейшнз», связи с общественностью, функции общественных связей, общественный контроль, социальная коммуникация, символ.
Контрольные вопросы и задания
1. Почему формирование «паблик рилейшнз» как науки происходит в 20 веке?
2. Когда и кем впервые использовано понятие «паблик рилейшнз»?
3.Что такое общественные отношения?
4. Что такое общественные связи?
5. Почему вышеуказанные понятия имеют несколько вариантов определений?
6. Каковы функции связей с общественностью?
7. Каковы подходы к исследованию общественных связей?
Вопросы для размышления и обсуждения
1. На ваш взгляд, функция общественных связей – социальный контроль, влияние на человека - в гражданском обществе сохраняет актуальность? Ваши аргументы.
2. Почему действие американских лидеров Д. Джефферсона , А. Гамильтона и других в начале 19 столетия стали примером первых «паблик рилейшнз»?
Основная литература
1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.
Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: Учебник для студентов вузов/ В.Ф. Кузнецов.- М.: Аспект Пресс, 2006, –С.8 - 16
Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие/ А.Ю. Русаков. – СПб: изд-во Михайлова В.А., 2006. С.
2. Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.
Дополнительная литература
1. Буари А. «Паблик рилейшнз», или стратегия доверия [Текст]/ А.Буари М., 2001. С. 14
2. Кондратьев, Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью [Текст]: учебное пособие для высшей школы / под общей ред. С.Д. Резника – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. – 432 с.