Модуль 1. Теория и история связей с общественностью

Тема 1. Введение в управление общественными отношениями

План

1. Управление общественными отношениями как сфера научного знания

2. Основные категории курса: общественные отношения и общественные связи. Функции общественных связей.

3.«Паблик рилейшнз» (PR) – множественность дефиниций. Научные подходы в исследовании PR.

Краткое содержание

В начале 21 века резко изменилось отношение к связям с общественностью. В значительной степени обусловлено это тем, что происходит переосмысление человеческого фактора, осознается его важная роль в политическом, экономическом и духовном развитии общества.

Актуальной остается открытость органов государственного управления, их доступность для диалога с населением. Организаторами этого процесса являются управления, отделы по связям с общественностью законодательных и исполнительных органов власти.

Теоретические исследования и обобщения имеющегося зарубежного и российского опыта связей с общественностью имеют важное значение как для науки, так и для практического его использования различными управленческими структурами.

Основными категориями дисциплины управления общественными отношениями являются: общественные отношения, общественные связи, управление общественными связями («паблик рилейшнз»).

Средством регулирования общественных отношений выступают общественные связи.

Функциями общественных связей являются:

- Обеспечение социальных действий.

- Обеспечение политической, экономической, конкурентной борьбы.

- Обеспечение развития личности.

- Обеспечение социального контроля масс, влияния на человека.

- Обеспечение взаимосвязи между мирами: реальным, информационным и символическим.

Содержание общественных связей определяет информация. Ее источниками являются система образования, пропаганда, религия, реклама, культура и др.

Движение, обмен информации обеспечивает социальная коммуникация – это динамика информации в социальном времени и пространстве.

Общественные связи воздействуют на общественные отношения благодаря встроенным в них коммуникационным системам.

В современном мире общественные связи все в большей степени управляются и контролируются такой подсистемой, как «паблик рилейшнз» (PR).

Термин «паблик рилейшнз» - «общественные отношения» впервые употребил один из вождей американской революции Т. Джефферсон в 1807 году в послании 7 Конгрессу, заменив им понятие «состояние мысли».

В теоретическом и практическом понимании PR (связей с общественностью) сложилось два подхода: социальный и технологический.

В реальной жизни связи с общественностью – это и идеология (содержание) и технологии (механизм) управления общественными отношениями.

Ключевые понятия

общественные отношения, общественные связи, «паблик рилейшнз», связи с общественностью, функции общественных связей, общественный контроль, социальная коммуникация, символ.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему формирование «паблик рилейшнз» как науки происходит в 20 веке?

2. Когда и кем впервые использовано понятие «паблик рилейшнз»?

3.Что такое общественные отношения?

4. Что такое общественные связи?

5. Почему вышеуказанные понятия имеют несколько вариантов определений?

6. Каковы функции связей с общественностью?

7. Каковы подходы к исследованию общественных связей?

Вопросы для размышления и обсуждения

1. На ваш взгляд, функция общественных связей – социальный контроль, влияние на человека - в гражданском обществе сохраняет актуальность? Ваши аргументы.

2. Почему действие американских лидеров Д. Джефферсона , А. Гамильтона и других в начале 19 столетия стали примером первых «паблик рилейшнз»?

Основная литература

1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.

Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: Учебник для студентов вузов/ В.Ф. Кузнецов.- М.: Аспект Пресс, 2006, –С.8 - 16

Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие/ А.Ю. Русаков. – СПб: изд-во Михайлова В.А., 2006. С.

2. Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.

Дополнительная литература

1. Буари А. «Паблик рилейшнз», или стратегия доверия [Текст]/ А.Буари М., 2001. С. 14

2. Кондратьев, Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью [Текст]: учебное пособие для высшей школы / под общей ред. С.Д. Резника – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. – 432 с.

Наши рекомендации