Геополитические результаты
Германия потерпела крупнейшее поражение. Она потеряла 1/8 своей территории, лишилась права на владение флотом, тяжелого вооружения, ее армия сокращалась до 100 тыс. чел. и страна была обязана выплатить огромные репарации странам Антанты. Все германские колонии были поделены между Францией и Англией. Османская империя также была поделена на сферы влияния и прекратила свое существование. Австро-Венгрия распалась на независимые национальные государства Австрию, Венгрию, Чехословакию, образовались новые государства - Польша и Югославия, но под жестким политическим контролем Франции. Российская империя распалась. Из ее состава вышла Финляндия, Польша, Украина, республики Прибалтики, Средняя Азия, а в самой России началась кровопролитная гражданская война.
Экономические результаты
Германия очутилась на грани экономического кризиса и попала в финансовую зависимость от США, Франции и Великобритании, но кризис был быстро преодолен благодаря финансовой помощи США и безудержной эксплуатацией населения страны.
Россия оказалась в состоянии острого экономического и финансового кризиса, тяжелая промышленность пришла в упадок, страна понесла колоссальные материальные и финансовые потери и утратила возможности для продолжения индустриализации, наметившиеся в начале XX века. Россия перестала быть мировым экспортером зерна, уступив первое место США.
Социально-политические результаты
Авторитет Германского императора Вильгельма II упал, в стране голод, массовые забастовки, а затем в Германии началась Ноябрьская революция 1918 г., но состояние гражданской войны удалось подавить благодаря вмешательству армии и помощи стран Антанты.
На обломках Российской империи началась гражданская война. Общество несет большие потери в результате «белого» и «красного» террора, голода, эпидемий и эмиграции. Новая власть в лице партии большевиков вынуждена начать политику «военного коммунизма» чтобы победить в гражданской войне и сохранить остатки промышленности и взять под тотальный контроль сельское хозяйство. В результате гражданская война в России еще более обострилась, в стране углубился социально-политический кризис.
Данный алгоритм в тех или иных чертах может быть применен к другим вопросам, посвященным участию России в крупных вооруженных конфликтах на протяжении всей своей истории.
Методика построения плана ответа на вопрос о социально-культурном развитии России
Социально-культурное развитие России по своим хронологическим рамкам в целом совпадает с направлением эволюции государственности и общественных отношений. Но при этом, культура нашей страны развивалась по своим внутренним законам, которые не всегда предполагали обратную связь между материально-техническим состоянием общества, уровнем экономического развития страны и политическим устройством государства.
Парадокс развития духовной культуры заключается в том, что она напрямую не зависит от состояния экономики, науки и техники, либо политического устройства государства.
Как правило, отечественная духовная культура поднимала вопросы поиска смысла существования не только отдельного человека, но и всего российского (древнерусского, советского) общества, ставила задачи нравственного совершенствования и преодоления социальной несправедливости, защиты национальных интересов на международной арене и одновременно выступала на острие развития мировой культуры.
Особенность развития духовной культуры в России заключалась в том, что она одновременно противостояла официальной государственной власти, выступая в основном в качестве нравственной оппозиции, но, одновременно – не могла существовать без поддержки государства (в основном финансовой и материально-технической).
Как правило, ускоренное духовное развитие в истории России происходило в периоды, следующие после крупных социально-политических потрясений. Например, расцвет древнерусской философии и литературы, иконописи и архитектуры приходится на конец XI – XII вв.
В этот исторический период в прошлом оставались борьба с Хазарским каганатом, печенегами, снизилась угроза набегов половцев, завершился период русско-византийских войн, и, безусловно, прошли периоды государственных преобразований великих князей киевских Владимира I (Ясное Солнышко), Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. В этот период происходил симбиоз культурных традиций Византийской империи, дохристианской Руси, многоплеменного населения Древней Руси, включавшего в себя не только восточнославянские, но и угро-финские, балтийские, тюркские и иранские племена.
Следующий период развития российской культуры приходится на XIV – XVII вв., период становления и развития Российского централизованного государства (Московская Русь). Особенность этого периода была в том, что восстановление духовного наследия Киевской Руси происходила при поддержке Русской Православной церкви и государственной власти Великих князей Московских (далее государей Всея Руси), что делало духовную культуру более религиозной по своему содержанию и поддерживающую идеологическую установку , что власть Московских князей (Государей Всея Руси) освящена богом и наделена миссией сохранения и возрождения православия во всем мире.
В XVIII в. российская культура стала приобретать ярко выраженный светский и европеизированный характер, что стало прямым следствием радикальных преобразований Петра I, но собственно российские образцы русской литературы, театра, архитектуры, живописи и скульптуры стали создаваться только в середине – второй половине XVIII в., что соответствует эпохе преобразований Елизаветы Петровны и особенно Екатерины Великой, символизировавших своей внутренней политикой принципы «просвещенного абсолютизма» - т.е. своеобразные контрреформы Петра I, который мобилизовал на нужды модернизации все сословия, а его последовательницы постепенно способствовали эмансипации дворянства, перекладывая все тяготы модернизации на податные сословия. В условиях эмансипации российское дворянство стало главным «двигателем» российской материальной и духовой культуры и своей деятельностью подготовило «золотой век» русской литературы, и в целом создало предпосылки, когда научные достижения, произведения искусства, философские труды, созданные в Российской империи стали эталонами мировой культуры в XIX в.
Золотой век русской литературы приходится на период после Отечественной войны 1812 г., а также эпохи государственных преобразований Петра I, Екатерины II. Его социально-политическим отражением стали реформы Александра I и контрреформы Николая I.
«Серебряный век» русской литературы приходился на период после Крымской войны и реформ Александра II. Апогей развития советской литературы и искусства приходился на период после Великой Отечественной войны и хрущевской «оттепели».
Общие черты в развитии отечественной литературы во все эти периоды – это попытки осмысления пройденного исторического пути, прогноза дальнейшего развития России и анализ причин недостатков в деятельности государства и общества.
Еще один парадокс в развитии отечественной духовной культуры, к которой помимо литературы следует присовокупить и живопись, и скульптуру, и театр, кино (последнее сначала XX века), это ее ярко выраженный философский характер. Это постоянный поиск решения проблем в планетарном, и даже космическом масштабе, и – резкое снижение духовного потенциала в периоды, когда государство стремилось либо снизить свой прессинг по отношению к лицам творческих профессий (политика гласности в период перестройки), либо взять их под свою опеку или контроль (период «культурной революции»).
При построении плана ответа на вопрос о развитии культуры в истории России обучаемым необходимо учесть следующие основные условия:
· классифицировать явления культурной жизни в зависимости от того, в какой сфере культуры они проявляются - материальной и духовной;
· в рамках материальной культуры выделить особенности быта в тот или иной исторический период, дав при этом краткую характеристику жилищ, орудий труда, оружия, одежды, условий жизнеобеспечения (при необходимости - с учетом правил пожарной безопасности);
· в рамках духовной культуры рассматривать, прежде всего, систему образования и воспитания подрастающих поколений, выявляя основные ценности, которые имели главное значение в духовно-нравственном облике наших предшественников;
· дать оценку главным произведениям отечественной литературы в данный период, их значение для дальнейшего развития общества, указать основные философские труды, их авторов, направления философских школ;
· привести примеры наиболее известных и знаменитых произведений в области архитектуры, скульптуры, живописи.
При формулировке заключения необходимо указать на общие особенности развития духовной и материальной культуры в данный исторический период, указать основные политические события, на фоне которых развивалась духовная и материальная культура.
Рекомендуемая литература
Основная
· Орлов А.С., Георгиев В.А., Н.Г Георгиева, Сивохина Т.А. История России. М.: Проспект, 3-е изд. 2008.
· История России. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М: Высшая школа, 2009.
· Скипский Г.А. Отечественная история. Курс лекций. Часть I. Уральский институт ГПС МЧС России. Екатеринбург, 2009.
· Скипский Г.А. Отечественная история. Курс лекций. Часть II. Уральский институт ГПС МЧС России. Екатеринбург, 2010.
Дополнительная
· Отечественная история. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям. Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2008.
· Отечественная история. Сборник тестовых заданий. Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2008.
· Отечественная история. Краткий терминологический словарь. Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2008.
· Актуальные проблемы национальной безопасности России.- Екатеринбург, Уральский институт ГПС МЧС РФ, 2009.