Служебный подлог (292) и халатность (ст. 293). Понятие и виды данных преступлений.
Служебный подлог - это внесение должностным лицом, а также гос. служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные док-ты заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные док-ты исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Объект: установленный порядок деятельности органов гос. власти и управления, органов местного самоуправления и Вооруженных сил РФ и др .воинских формирований, а также порядок ведения официальной док-ции. Предмет: официальные док-ты, удостоверяющие определенные факты, или события, имеющие соответствующее правовое значение. К офиц. док-там относятся только акты органов гос. власти или управления (на уровне РФ или ее субъектов), органов местн.самоуправления, иных гос-ных или мунипальн. учреждений. Объективная сторона: состоит в совершении служебного подлога, т.е. действий направленных на: *внесение в офиц.док-ты заведомо ложных (не соответ. действительности) сведений; *внесение в офиц. док-ты сведений, искажающих их действительное содержание. Подлог может быть совершен путем исправлений док-та (материальный подлог), или составление целого подложного док-та (интеллектуальный подлог). Преступление считается оконченным с момента внесения в офиц. док-т заведомо ложных или искаженных сведений. Последующее использование док-та не влияет на квалификацию действий, но может быть основанием для привлечения его к ответственности по другим статьям. Субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом. Мотивы указаны в диспозиции статьи: корыстная или личная заинтересованность. Субъект: должностное лицо, а также гос. служащий или служащий органов мест. самоуправлении. Халатность - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба. Крупный ущерб исчисляется суммой, превышающей 100 тыс. рублей. Объект и субъект халатности по своему содержанию ничем не отличаются от аналогичных понятий, используемых при характеристике других преступлений против гос. власти, интересов гос. службы и службы в органах местного самоуправления. С объективной стороны халатность характеризуется, во-первых, бездействием должностного лица или ненадлежащим (ущербным) его действием по исполнению своих обязанностей; во- вторых, наступлением последствий, указанных в законе; в-третьих, причинной связью между ненадлежащим поведением по службе должностного лица и наступившими последствиями. При халатности ответственность должностного лица основана на том, что оно не сделало положенного по службе или сделало это несвоевременно, неполно, неточно, некачественно и т.п. В связи с этим прежде всего требуется абсолютно точно выяснить на основе соответствующих законов, иных нормативных актов, приказов, должностных инструкций, какие именно обязанности были в установленном порядке возложены на данное должностное лицо, что конкретно оно обязано было сделать. Одних общих утверждений о невыполнении субъектом своих обязанностей, об отсутствии с его стороны должного контроля за поведением других лиц, его невнимательности и в целом ненадлежащем исполнении обязанностей по службе без уточнения, в чем именно выражались эти упущения, недостаточно для обвинения в халатности. Причинная связь между бездействием должностного лица и каким-либо последствием имеется лишь в том случае, если установлено, что надлежащее выполнение должностных обязанностей исключило бы наступление вредных последствий. Субъектная сторона. Халатность - единственное преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершаемое по неосторожности. Неосторожная вина может быть в виде легкомыслия либо небрежности. И в том и в другом случае необходимо обосновать, что должностное лицо не только должно было, но и могло в конкретной обстановке надлежащее выполнить свои обязанности и тем самым не допустить (предотвратить) вредные последствия. При этом учитываются как объективные внешние условия, в которых находилось данное должностное лицо, так и его субъективные возможности, связанные с профессиональной подготовленностью, опытом, уровнем образования, состоянием здоровья и т.п.
Халатность относится к числу преступлений небольшой тяжести, а при наличии квалифицирующих и особо квалифицирующих обстоятельств - к преступлениям средней тяжести. От халатности как преступления против интересов службы следует отличать случаи неисполнения или недобросовестного исполнения профессиональных обязанностей, никак не связанных с должностными полномочиями субъекта, даже если они у него имеются. Поэтому, например, медицинские работники государственного учреждения здравоохранения (врач, хирург, медсестра), допустившие небрежность при проведении лечения, хирургической операции, лечебной процедуры, могут нести ответственность только за неосторожное преступление против личности. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), служебный подлог (ст. 292) и халатность (ст. 293) - это составы общих преступлений против государственной власти и интересов службы, которые могут быть совершены в любых звеньях публичного аппарата управления, работниками этого аппарата. За исключением халатности, все преступления против интересов службы совершаются умышленно. Обязательным условием уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий и халатность является причинение указанных в законе последствий. ПЛЕНУМ Верховного Суда СССР постановляет: 1. Судам необходимо строго соблюдать законодательство об ответственности за должностные преступления, улучшить качество судебного разбирательства, исключить факты необоснованного осуждения невиновных лиц. В то же время по каждому делу надлежит принимать меры к тому, чтобы все лица, совершившие должностные преступления, были выявлены и привлечены к законной ответственности. 6. Судам следует иметь в виду, что в случаях, когда действия должностного лица, связанные с нарушением своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать другими средствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными. 7. Суды должны иметь в виду, что лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, может быть признано субъектом должностного преступления при условии, если указанные обязанности или полномочия возложены на данное лицо в установленном законом порядке. 8. В целях обеспечения высокого качества судебного разбирательства судам необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, нормативные акты, их регламентирующие, мотив, цель и фактические обстоятельства совершенного деяния, наличие причинной связи между нарушением (неисполнением) должностным лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями. По делам о халатности следует также проверять, имел ли подсудимый реальную возможность выполнить эти обязанности.