Формы и методы реализации функций государства.
Существуют две основные классификации форм осуществления функций государства:
1. Законодательная, исполнительная, судебная и контролирующая деятельность.
2. Правовые и неправовые (организационные) формы.
Различие между правовыми и организационными формами состоит в том, что правовые формы связаны с изданием правовых актов, организационные – не связаны.
К правовым формам относятся:
1) Правотворческая деятельность. Эта форма осуществления функций государства путем издания, изменения или отмены норм права;
2) правоприменительная деятельность. Эта форма связана с деятельностью по исполнению требований норм права путем издания правоприменительных актов. В правоприменительной деятельности различаются две разновидности: оперативно-исполнительная и правоохранительная.
Среди организационных форм осуществления функций государства выделяются:
а) организационно-регламентирующая деятельность, например, подготовка проектов нормативных актов;
б) организационно-хозяйственная деятельность. К ней можно отнести экономическое обоснование, статистику, организацию снабжения и сбыта и т.д.;
в) организационно-идеологическую деятельность. К данной форме относятся работа средств массовой информации по формированию общественного мнения, разъяснение издаваемых законов, воспитательная работа.
К традиционным методам осуществления функций государства относятся убеждение и принуждение. В условиях рыночной экономики возрастает роль методов материального стимулирования, например, премирования, предоставления налоговых льгот, льготного кредитования и т.д.
15. Политическая система общества: понятие, элементы.
Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и институтов, организующих политическую власть, а также взаимосвязь власти и государства.
Основными разработчиками концепции политической системы считаются Т.Парсонс и Д.Истон. Так, Д.Истон выделил пять разновидностей действий, которые являются необходимыми элементами любой политической системы. Это законодательство, управление, правосудие, требования, поддержка (солидарность).
В отечественной литературе политическая система представляется как единство 4 сторон:
1) институциональной, в которую входят государство, политические партии и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества;
2) регулятивной, в которую входят право, политические нормы и традиции;
3) функциональной, состоящей из методов политической деятельности, составляющих основу политического режима;
4) идеологической, которая включает политическое сознание, прежде всего господствующую идеологию.
В литературе выделяются следующие функции политической системы:
1) контроль за сферой распределения ценностей;
2) интеграция общества, разрешение или смягчение общественных противоречий;
3) упорядочение политических процессов с целью политического обновления либо стабилизации;
4) извлечение из гражданского общества его ресурсов (данная функция получила в литературе наименование экстракционной);
5) политическое рекрутирование, т.е. вовлечение граждан в политическую жизнь.
Классификация политических систем может быть проведена по различным основаниям. Например, М.Н.Марченко делит политические системы на:
1) открытые и закрытые;
2) примитивные, традиционные и современные;
3) централизованные и децентрализованные.
В.Е.Чиркин выделяет модели политических систем:
1) командную, ориентированную на использование принудительных, силовых методов в управлении;
2) соревновательную, основанную на противостоянии, противоборстве различных политических и социальных сил;
3) социоприменительную, т.е. нацеленную на поддержание социального согласия и преодоления конфликтов.