Предмет и метод общей теории государства и права
Н. А. Слободчиков
Общая теория
Государства и права
Опорные конспекты
Курса интенсивного изучения
2-е издание
Минск ▪ МИТСО ▪ 2009
УДК 340.1
ББК 67.0я73
С48
Рекомендовано к изданию
научно-методическим советом МИТСО
(протокол № 3 от 01.06.2009 г.)
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор Академии МВД Республики Беларусь А. Ф. Вишневский;
кандидат юридических наук, заведующий кафедрой истории и теории права МИТСО С. К. Купрейчик
С48 | Слободчиков, Н. А. Общая теория государства и права : опорные конспекты курса интенсивного изучения / Н. А. Слободчиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : МИТСО, 2009. – 36 с. ISBN 978-985-497-132-2. В пособии с учетом современных тенденций развития юридической науки и практики государственного строительства в краткой конспективной форме излагаются и схематически раскрываются основополагающие, опорные положения курса общей теории государства и права. Адресуется студентам юридических специальностей МИТСО, может быть полезным преподавателям других юридических учебных заведений. УДК 340.1 ББК 67.0я73 |
ISBN 978-985-497-132-2 © Слободчиков Н.А., 2009 © МИТСО, 2009 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение юридических наук по содержательным и методологическим основаниям традиционно начинается с усвоения общетеоретических вопросов государства и права, составляющих предмет общей теории государства и права. Предлагаемое пособие ставит задачей краткое изложение и схематическое раскрытие основополагающих опорных положений курса. В нем в сжатой конспективной форме с учетом современного состояния юридической науки и практики государственного строительства излагаются наиболее важные сведения о государстве и праве, сформированы отправные правовые категории и понятия.
Основной материал пособия составлен с учетом вузовской программы курса по
специальности «Правоведение» и соответствует общепринятым в учебной литературе
понятиям. Однако в юридической литературе имеются иные мнения по ряду вопросов,
отраженных в пособии, а по отдельным из них автор высказывает собственную точку зрения. При творческом подходе к анализу материала и другой учебной литературы читатель сможет дать свое решение вопроса. Все схемы и определения не претендуют на полную и окончательную завершенность.
Материал пособия несет многофункциональную нагрузку. Он может быть использован при чтении лекций и проведении семинарских занятий, оказать существенную помощь при подготовке к экзамену. Перед лекцией пособие успешно играет роль источника первичной научной информации при опережающем методе обучения. Внимательный предварительный просмотр материала по теме предстоящей лекции значительно повышает эффективность ее усвоения, позволяет студенту быстрее входить в рабочий лекционный ритм, точнее ориентироваться в излагаемом вопросе. После лекции обращение к пособию дает студенту возможность внесения в конспект необходимых уточнений, помогает более глубоко уяснить позицию лектора по проблеме.
При подготовке к семинарским занятиям схемы могут служить своеобразным планом возможного ответа на семинаре, а также быть ориентиром в самостоятельной
работе с нормативным материалом и специальной литературой.
Использование пособия при подготовке к экзамену позволяет визуально обозреть большой и сложный материал курса, облегчает образное усвоение основных государственно-правовых категорий и понятий. Оно может служить средством самоконтроля уровня знаний студента по основным вопросам курса.
Общетеоретический материал пособия окажет помощь студентам в изучении отраслевых и прикладных юридических дисциплин, правильном понимании содержания действующего законодательства и специфики его реализации, уяснение особенностей государственного строительства.
1.1
Достоверность и глубина научных исследований любой науки, в том числе общей теории государства и права, во многом зависит от используемых ими приемов и способов изучения своего предмета, составляющих их методологию. Сложность и многогранность государственно-правовой надстройки обусловливает наличие у общей теории государства и права широкого разнообразия приемов познания этих надстроечных явлений как мировоззренческого, так и предметного характера. Все многообразие методологической базы общей теории государства и права можно сгруппировать следующим образом (1.2–1.3):
1.2
1.3
2.1
Научная достоверность этих теорий различна, хотя многие из них при недостаточной научной аргументации имеют и положительные стороны. Наша отечественная наука ориентируется прежде всего на историко-материалистический подход в понимании закономерности происхождения государства и права. Основные положения этого подхода (2.2):
2.2
Существующая в первобытном обществе публичная власть не имела политической направленности, она была неразрывно связана с населением, держалась на авторитете, уважении всеми членами родового строя (2.3).
2.3
Разложение первобытного общества и возникновение государства и права было связано с экономическими и социальными предпосылками, которые обусловили проявление конечных причин формирования нового классового общества (2.4–2.5):
2.4
2.5
Важным фактором разложения родового строя явилась неолитическая революция – переход от присваивающей (от собирательства) к производящей экономике (2.6).
2.6
3.1
3.2
Форма государства
Важной содержательной характеристикой сущности государства является его форма –организация государственной власти, структура ее органов, совокупность методов осуществления власти.Разнообразие существовавших в прошлом и неоднозначность форм государственности в современном мире зависит от различных обстоятельств, в том числе от исторических условий страны, классовой структуры общества, национального состава, территориальных пределов государства, соотношения политических сил, международной обстановки, других внутренних и внешнеполитических
факторов. Структурными элементами (аспектами) формы государства являются (4.1):
4.1
Каждый элемент формы государства характеризуется своей организационной и содержательной структурой, особенностями ее проявления на определенных исторических этапах. Форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимоотношения между собой и с населением. Типичные формы правления современных государств (4.2):
4.2
Форма государственного устройства – административно-территориальное
деление государства, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства (4.3):
4.3
Государственно-правовой режим – совокупность методов и средств осуществления государственной власти.В современных условиях основные из них (4.4):
4.4
Функции государства
Сущность и социальное назначение государства реально во всей полноте и многообразии проявляются в его функциях – основных направлениях его деятельности. Функции государства носят объективный характер. В них проявляется не только фактическая деятельность государства, но и возможность определенной деятельности.
Функции государства выступают основным средством выполнения задач, которые стоят перед государством в определенный период его жизнедеятельности (5.1):
5.1
Господствующий взгляд на перечень функций современных государств (5.2–5.3):
5.2
5.3
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
Существование любого государства немыслимо без наличия у него определенной системы государственных органов, государственных организаций, других государственных структур, через которые реализуются функции и задачи государства. В этих структурах материализуется, реально проявляется само государство. Вся система государственных структур образует механизм государства. Следовательно, механизм государства – система государственных органов и организаций, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.
Механизм государства состоит из двух частей, первую из которых составляют
государственные органы. Вторую часть механизма государства образуют государственные организации. Государственные органы в совокупности составляют государственный
аппарат. Следовательно, государственный аппарат– составная часть механизма государства, состоящая из государственных органов (6.1–6.3).
6.1
6.2
6.3
Все виды органов государства имеют широкую классификацию. Основания классификации могут быть различны (по характеру формирования, компетенции, территориальным пределам деятельности и т. д.) (6.4–6.7).
6.4
6.5
6.6
6.7
7.1
Видное место в политической системе занимают профессиональные союзы.
Выполняя свою основную задачу по защите трудовых коллективов, профсоюзы в то же время активно участвуют во всех политических мероприятиях по совершенствованию демократических начал общества, отстаиванию, последовательному проведению
в жизнь прав, свобод и интересов личности во всех сферах социальной жизни.
Профсоюзы – главный социальный партнер государства.
Среди всех звеньев политической системы ведущая роль принадлежит государству (7.2):
7.2
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Теория правового государства исследует соотношение государства и права и доказывает, обосновывает главенствующее положение в обществе права перед государством, что государство – зависимое от права социальное явление.
Правовое государство– государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках правовых законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан. Выделяют следующие признаки правового государства:
Социальной базой правового государства служит высокоразвитое гражданское общество. Для формирования правового государства необходимы реальные экономические, социальные, политические, идеологические и юридические условия и предпосылки. Без их наличия государство не может быть правовым.
9.1
Тип права, как и тип государства,– выработанная наукой классификация права по историческим ступеням его развития на основе экономического строя, классовой структуры общества, уровня развития человеческой цивилизации. Выделяют также два подхода типологии права – формационный и цивилизационный (9.2).
9.2
Форма права– способы выражения и закрепления правовых норм, придания им
общеобязательного значения (9.3):
9.3
Право – сложное многогранное социальное явление. В нем присутствуют нормы права, правоотношения, правоприменительные акты, другие правовые структуры.
С учетом этого разнообразия правовой реальности в отечественной науке сложились разные подходы к пониманию права (9.4):
9.4
НОРМЫ ПРАВА
Нормы права – первичный структурный элемент права. В зависимости от функционального назначения в механизме правового регулирования нормы права подразделяются на две группы. Первая группа норм – правила поведения. В этих нормах содержатся права и обязанности субъектов, на основе этих норм разрешаются конкретные юридические дела. Нормы первой группы – типичные нормы права (11.1):
11.1
Вторая группа норм – отправные государственные предписания. В этих нормах нет прав и обязанностей. Сюда относятся декларативные нормы, нормы-принципы, дифинитивные нормы и др. Нормы второй группы – нетипичные нормы права.
Нормы права – установленные или санкционированные на основе идей человеческой справедливости и охраняемые государством общеобязательные правила
поведения либо отправные государственные предписания, в которых выражена
государственная воля.
Типичные нормы права имеют определенное внутреннее строение, свою структуру. Логический анализ текста нормативного акта, в котором содержится типичная норма права, позволяет выделить в ней определенные ее элементы. Господствующий научный взгляд на структуру типичной нормы права состоит в признании в ней трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции (11.2):
11.2
11.3
В тексте нормативного акта не всегда содержатся названные структурные элементы нормы. Гипотеза и диспозиция могут опускаться, если смысл опущенного очевиден и логический анализ текста позволяет их восстановить. Структурные элементы нормы права могут фиксироваться в разных статьях закона и даже в разных нормативных актах.
Все нормы права имеют широкую видовую классификацию (11.4):
11.4
Каждый вид типичных норм имеет свою специфическую классификацию.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО
Правотворчество– деятельность компетентных государственных органов, по уполномочию государства негосударственных формирований, а также непосредственная деятельность народа по разработке и принятию нормативных актов (12.1):
12.1
Правотворчество государственных органов – основной вид правотворчества. Большинство органов государства в пределах своих полномочий и с учетом вида своей деятельности принимают нормативные акты, регулирующие различные сферы жизнедеятельности общества.
Среди негосударственных формирований большую правотворческую работу осуществляют профессиональные союзы. Нормативные акты профсоюзов регулируют прежде всего сферу трудовых и социально-бытовых отношений работников, других
социальных слоев населения.
В демократическом государстве правотворчество осуществляется на следующих важнейших принципах:
– ведущая роль представительных органов;
– верховенство закона;
– демократизм;
– гуманизм;
– научность;
– законность.
Процесс правотворчества имеет следующие стадии (12.2):
12.2
Среди нормативно-правовых актов выделяют следующие виды (12.3):
12.3
Система нормативных правовых актов, регулирующая общественные отношения, составляетзаконодательство государства. Система законодательства – внешняя форма права. Деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему есть систематизация законодательства (12.4):
12.4
СИСТЕМА ПРАВА
Система права – структура права, обусловленная характером общественных отношений, выражающаяся в его делении на отрасли, подотрасли и институты. Первичным элементом системы права, как и всего права, выступает норма права (14.1–14.6).
14.1
Система права есть внутренняя форма права.
14.2
14.3
14.4
14.5
14.6
От системы права следует отличать правовую систему – совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения. В национальную правовую систему входят нормы права, правоотношения, правосознания, правовая культура, законодательство, система законодательных, правоприменительных и правоохранительных
органов, правовые символы и др. правовые категории и понятия. Группы национальных правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, образуют правовые системы (правовые семьи) мира (14.7):
14.7
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
Реализация права– воплощение в жизнь правовых норм путем правомерного поведения субъектов. Неправомерными действиями нормы права не реализуются,
а нарушаются (15.1–15.2):
15.1
15.2
Акт применения нормы права (правоприменительный акт)– правовой индивидуальный акт властного предписания, вынесенный компетентным органом на основе решения конкретного юридического дела (15.3):
15.3
ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА
Толкование права – уяснение и разъяснение норм права в целях правильной их реализации (16.1–16.4).
16.1
16.2
16.3
16.4
Пробелы в праве – полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Пробелы в праве восполняются путем принятия норм права или преодолеваются путем аналогии (16.5).
16.5
ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Правовые отношения – одна из форм идеологических, волевых общественных отношений. В них раскрывается юридический характер этих отношений, их отличие от других волевых связей людей, показан механизм возникновения правоотношений, их роль в реализации права (17.1–17.2).
17.1
17.2
Правоотношение – форма идеологических общественных отношений, урегулированных нормами права и состоящих из субъективных прав и юридических обязанностей участников индивидуализированных правовых связей (17.3–17.4).
17.3
Для имущественных правоотношений характерно наличие предмета правоотношения (материальные и нематериальные блага).
Субъекты права – установленный государством круг лиц, которые могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав
и юридических обязанностей.
17.4
Правоотношения имеют различную видовую классификацию, в том числе (17.5.):
17.5
Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Право не порождает юридические факты. Они существуют, проявляются в жизни общества независимо от права. Право лишь придает им юридическое значение, связывает с ними возникновение правоотношений (17.6).
17.6
18. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ,
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Правомерное поведение– поведение субъектов в сфере правового регулирования, соответствующее правовым предписаниям.Оно является главным, определяющим поведением людей в обществе. Предпосылки правомерного поведения заложены в социальной ценности права и правосознании субъектов, осознающих общественную полезность своих действий или их незапрещенность правом.
Правонарушение – виновное противоправное поведение деликтоспособного лица (18.1–18.6).
18.1
18.2
18.3
18.4
18.5
18.6
Юридическая ответственность как вид социальной ответственности – одна из сложных дискуссионных проблем в правоведении. В философско-социологическом понимании
ответственность – позитивное явление, связанное с сознательным выполнением субъектами взаимных требований, складывающихся на основе социальных норм (18.7).
18.7
Вопреки такому пониманию ответственности, юридическая ответственность многими учеными трактуется как явление негативное, наказание за нарушение норм права. Для разрешения противоречия в понимании данного явления предлагается выделять негативную и позитивную юридическую ответственность.
Негативная юридическая ответственность, по мнению этих авторов,– мера государственного принуждения, применяемая за совершенное правонарушение и связанная с претерпеванием виновным лишений личного, имущественного или организационного характера (18.8).
Выделение негативной и позитивной юридической ответственности не позволяет
понять юридическую ответственность как единый юридический феномен. Нам представляется, что юридическая ответственность, как и другие виды социальной ответственности,– явление только позитивное, то есть сознательное осуществление субъектами взаимно предъявляемых друг другу правовых требований. При совершении правонарушения наступает один из способов обеспечения юридической ответственности – привлечение правонарушителя за его безответственное поведение к ответственности (18.9–18.10).
18.8
18.9
18.10
Привлечение к юридической ответственности строится на следующих основных принципах (18.11):
18.11
Виды негативной юридической ответственности включают (18.12):
18.12
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК
Законность – точное и неуклонное соблюдение Конституции и принятых
в строгом соответствии с ней законов и подзаконных актов всеми государственными органами, учреждениями, должностными лицами, негосударственными организациями и гражданами.
Режим законности имеет реальные объективные предпосылки, которые заложены
в самой сущности права как важнейшего государственного регулирования общественных отношений. В демократическом государстве законность строится и функционирует на основе принципов, важнейшими из которых являются (19.1):
19.1
Складывающаяся на основе режима законности система общественных отношений образует правовой порядок общества, который выступает как результат
законности, являющейся условием, средством правопорядка.
Правопорядок выступает как составляющая часть более широкого социального явления – общественного порядка, под которым в широком смысле понимается система общественных отношений, складывающаяся на основе реализации всех социальных норм (норм права, норм морали, корпоративных норм, обычаев, традиций и т. д.) (19.2–19.4).
19.2
Общественный порядок в узком смысле – порядок в общественных местах (на улицах, в общественном транспорте, в парках и т. д.).
19.3
19.4
20.1
20.2
20.3
20.4
Правовая культура – обусловленный социально-экономическим строем общества уровень знания и понимания права, степень сознательного выполнения его предписаний, характеризующие качественное состояние правовой жизни общества.
20.5
20.6
20.7
Правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву, которое выражается в равнодушии и скептицизме к правовым предписаниям, в игнорировании законов,
в неверии регулирующей роли права (20.8–20.9).
20.8
20.9
21.1
Этапы правового регулирования позволяют выделить конкретные элементы механизма правового регулирования, определить их место, роль и взаимосвязь с другими элементами (21.2).
21.2
Механизм правового регулирования – взятая в единстве совокупность правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.
22.1
В классовом обществе отношения личности и общества получают свое выражение в отношении личности и государства как официальные представители общества. Свобода личности в обществе находит выражение в устанавливаемом государством комплексе юридических прав и обязанностей, то есть ее правовом статусе. Этот комплекс государство обязано фиксировать, помимо материальных и иных конкретно-исторических условий, с учетом естественных, прирожденных прав человека. Таким образом, правовой статус личности – явление естественноисторическое (22.2).
22.2
Провозглашаемые государством права, свободы и обязанности личности нуждаются не только в их юридическом оформлении, но и в обеспечении реальной возможности их осуществления, то есть в реальных гарантиях. Важнейшим средством фиксации отношений между государством и личностью является право (22.3).
22.3
Содержание
Предисловие................................................................................................................. 3
1. Предмет и методы общей теории государства и права.............................................. 4
2. Происхождение государства и права........................................................................... 5
3. Понятие, сущность и типы государства........................................................................ 7
4. Форма государства....................................................................................................... 9
5.Функции государства.................................................................................................... 10
6. Механизм государства................................................................................................ 11
7. Государство в политической системе общества........................................................ 12
8. Правовое государство................................................................................................ 13
9. Понятие права, его сущность, типы и формы............................................................. 14
10. Право в системе социальных норм........................................................................... 16
11. Нормы права............................................................................................................. 16
12. Правотворчество....................................................................................................... 18
13. Пределы действия нормативно-правовых актов....................................................... 19
14. Система права.......................................................................................................... 19
15. Реализация права..................................................................................................... 21
16. Толкование права...................................................................................................... 22
17. Правовые отношения................................................................................................ 23
18. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность............ 25
19. Законность и правопорядок....................................................................................... 28
20. Правосознание и правовая культура........................................................................ 30
21. Механизм правового регулирования........................................................................ 32
22. Государство, право, личность................................................................................... 33
Учебное издание
СлободчиковНиколай Афанасьевич
Общая теория
государства и права
Опорные конспекты
курса интенсивного изучения
2-е издание
Редактор Н.И. Копысова
Компьютерная верстка Л.А. Еженковой
Подписано в печать 15.09.2009. Формат 60 х 84 1/16.
Бумага мелованная. Печать цифровая. Гарнитура Arial Narrow.
Усл. печ. л. 2,09. Уч.-изд. л. 0,95.
Тираж 500 экз. Заказ 360.
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный институт трудовых и социальных отношений».
220099, г. Минск, ул. Казинца, 21-3.
Лицензия ЛИ № 02330/0133405 от 14.10.2004 г.
[1] Некоторые исследователи именуют данную науку как «Общая теория права», хотя предмет
исследования аналогичен.
Н. А. Слободчиков
Общая теория
Государства и права
Опорные конспекты
Курса интенсивного изучения
2-е издание
Минск ▪ МИТСО ▪ 2009
УДК 340.1
ББК 67.0я73
С48
Рекомендовано к изданию
научно-методическим советом МИТСО
(протокол № 3 от 01.06.2009 г.)
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор Академии МВД Республики Беларусь А. Ф. Вишневский;
кандидат юридических наук, заведующий кафедрой истории и теории права МИТСО С. К. Купрейчик
С48 | Слободчиков, Н. А. Общая теория государства и права : опорные конспекты курса интенсивного изучения / Н. А. Слободчиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : МИТСО, 2009. – 36 с. ISBN 978-985-497-132-2. В пособии с учетом современных тенденций развития юридической науки и практики государственного строительства в краткой конспективной форме излагаются и схематически раскрываются основополагающие, опорные положения курса общей теории государства и права. Адресуется студентам юридических специальностей МИТСО, может быть полезным преподавателям других юридических учебных заведений. УДК 340.1 ББК 67.0я73 |
ISBN 978-985-497-132-2 © Слободчиков Н.А., 2009 © МИТСО, 2009 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение юридических наук по содержательным и методологическим основаниям традиционно начинается с усвоения общетеоретических вопросов государства и права, составляющих предмет общей теории государства и права. Предлагаемое пособие ставит задачей краткое изложение и схематическое раскрытие основополагающих опорных положений курса. В нем в сжатой конспективной форме с учетом современного состояния юридической науки и практики государственного строительства излагаются наиболее важные сведения о государстве и праве, сформированы отправные правовые категории и понятия.
Основной материал пособия составлен с учетом вузовской программы курса по
специальности «Правоведение» и соответствует общепринятым в учебной литературе
понятиям. Однако в юридической литературе имеются иные мнения по ряду вопросов,
отраженных в пособии, а по отдельным из них автор высказывает собственную точку зрения. При творческом подходе к анализу материала и другой учебной литературы читатель сможет дать свое решение вопроса. Все схемы и определения не претендуют на полную и окончательную завершенность.
Материал пособия несет многофункциональную нагрузку. Он может быть использован при чтении лекций и проведении семинарских занятий, оказать существенную помощь при подготовке к экзамену. Перед лекцией пособие успешно играет роль источника первичной научной информации при опережающем методе обучения. Внимательный предварительный просмотр материала по теме предстоящей лекции значительно повышает эффективность ее усвоения, позволяет студенту быстрее входить в рабочий лекционный ритм, точнее ориентироваться в излагаемом вопросе. После лекции обращение к пособию дает студенту возможность внесения в конспект необходимых уточнений, помогает более глубоко уяснить позицию лектора по проблеме.
При подготовке к семинарским занятиям схемы могут служить своеобразным планом возможного ответа на семинаре, а также быть ориентиром в самостоятельной
работе с нормативным материалом и специальной литературой.
Использование пособия при подготовке к экзамену позволяет в