Понятие, признаки и виды законов РБ. Законотворческий процесс в РБ. Систематизация законодательства и ее виды.
Закон – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
Признаки: 1. Принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума; 2. Ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников прав; 3.принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке; 4. Регулирует наиболее важные соц. сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования; 5.должен отражать волю и интересы общества в целом; 6.исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других НПА, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний); 7.Закон регулирует наиболее важные (основополагающие, наиболее значимые) общественные отношения, которые составляют предмет компетенции парламента страны; 8.Закон в системе законодательства относится к числу наиболее стабильных нормативно-правовых актов(НПА).
Виды:.1.Основной закон (Конституция) регулирует основы общественного и государственного строя, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяет принципы формирования и деятельности государственных (преимущественно высших) органов. 2. Конституционные законы обычно дополняют конституцию или издаются по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.3. К программным законам относятся законы об основных направлениях внутренней и внешней политики РБ и о военной доктрине. 4. Обычные (текущие) законы–это все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом. 5.Ко́декс-систематизированный сборник НПА какой-либо отрасли или нескольких отраслей.
Законотворческий процесс. Первая стадия:Планирование законотворчества-представляет собой разработку и реализацию ежегодных планов подготовки законопроектов.
Вторая стадия:подготовка законопроекта. Может включать: - рассмотрение нормотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта;- организационно-техническое и финансовое обеспечение его подготовки;- сбор необходимых материалов и информации;- разработку концепции проекта;- составление текста проекта;- согласование проекта;- проведение юридической и иных необходимых экспертиз.
Третья стадия: законодательная инициатива–это внесение подготовленного проекта закона на рассмотрение Палаты представителей. Согласно Конституции РБ, право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек(в Конституцию-150 тыс.) и реализуется в Палате представителей. Данный перечень субъектов является исчерпывающим.
Четвертая стадия: рассмотрение и принятие законопроекта Палатой представителей Национального СобранияРБ. Палата представителей рассматривает внесенный законопроект в двух чтениях (процедурах).Первое чтение. Рассматривается вопрос: нужен ли в принципе законопроект, каковы его основные положения и системы. Второе чтение.Рассматривается детально каждая статья законопроекта.
Пятая стадия: рассмотрение и одобрение законопроекта Советом Республики Национального СобранияРеспублики Беларусь . Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией.Совет Республики рассматривает поступивший из нижней палаты законопроект без деления на чтения. Если Совет Республики согласен с законопроектом - он его одобряет, а если не согласен, то отклоняет.
Шестая стадия: подписание закона Президентом. Закон, одобренный Советом Республики, должен быть представлен на подпись Президенту.Конституция отводит Президенту Беларуси две недели на рассмотрение закона и принятие решения о его подписании. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. Если же не согласен - то вправе вернуть его со своими возражениями в Палату представителей.
Седьмая стадия: опубликование закона. Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь после подписания Президентом Республики Беларусь, в том числе в случаях, когда в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию.
Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Выделяют такие виды систематизации, как:1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др.;2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.); 3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.