Теория правового государства и практика его построения
Прав-ое гос-во родилось в нем. языке. Во всех иных языках эквивалентом данного понятия являлось «верховное право», «приоритетное право» и т.д. Родина теории прав-го гос-ва - Германия, (не в античности и не в средневековье). Все упирались в нем-ую философию. Основы теории прав-го гос-ва были разработаны Кантом. (1704-1804). У Канта нет в тексте понятия прав-го гос-ва, есть «гражданское правовое общество», «верховное право». Гос-во определено как союз людей подчиненные правовым з-ам - это и есть 1-ое определение прав-го гос-ва. Трактат к Вечному ми-ру(1794) здесь 7 правового гос-ва, собственная концепция прав гос-ва. I) Воинственность страны должно заключаться в перемирии. 2) В них должны пройти реформы 3) Страны после реформы будут готовы к заключению вечного мира. Так преобразование гос-ва чтоб каждое гос-во соответствовало правовому гос-ву с тл. Канта «Преобразование внутри гос-ва должно происходить на основе реализации принципов: \)Сво6оды (свобода зак-ся там, где начинается свобода другого); 2)Равенства; Ъ)Верховенсва права во всех сферах общественных отношений; ^Республиканизма; 5уГласности; (Справедливости; 1)Федерализма. Гегель когда имеет в виду концепцию правового гос-ва говорит о разделении власти: -власть государства, —власть правительства, — власть законодателя (нет судебной как самостоятельной). Гегель говорит о конст-ой монархии. Гегель сторонник унитарного гос-ва. В лит-ре спор: кто первый предложнл немецкий термин правового гос-ва. Вслькер(1813г.) в его работе впервые встречается термин. Далее Алексис далее Фонволя. Прав-ое гос-во- разумное гос-во цель кот всеобщее благо. Учение идет далее: прав-ое ггюяо-конст-ое гос-во. В 19 в нрав-ое гос-во- гос-во конституционное и социальное. Германская империя первая страна, реализовавшая теории па практике. Но Германия становится одним вз 1-ых фашистских гос-св. Главное то, что в этот период все ученые думали, что их гос-во правовое. 1988г. Пленум ЦК КПСС - взят курс на многопартийность «построить социализм с человеческим лицом» (Горбачев). Но с распадом СССР стали говорить просто о правовом гос-ве. Т. зрения, что правовое гос-во это утопия равно как нельзя создавать з-он. кот. был бы для всех справедлив.
Идеальные концепции государственного и общесгвенного устройства и их значение
Общество ищет политический идеал. Желание жить лучше заставляет людей совершенствовать государственно-правовые институты. Градовский «идеал есть определенное настроение наших нравственных сил». Одни идеальные политические модели сменяют другие. Однако все они утопичны. Манхейм связывал это с сознанием человека. «Утопичным является то сознание, которое не находится в соответствии с окружающим его бытием». Сколько было учений о совершенном общественно-политическом устройстве, столько было и их критиков. Новгородцев критиковал: теорию правового государства, социализма и анархизма. Он говорил «естественное многообразие и конкретная сложность жизни не могут быть заменены никакими упрощениями отвлеченной мысли». Революционное движение в России подняло интерес к социализму и анархизму. Старый государственный строй не удовлетворяет новую политическую элиту, и она ищет новые государственно-правовые формы. «Каждый из мыслителей, по-своему выражал ту истину, которая должна спасти людей, но все думали одинаково, что такая истина есть и что они знают ее». Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Макиавелли, Руссо, Кант, Гегель, Бакунин, Градовскнй, Ильин, Н. Алексеев и другие мыслители думали о грядущем блаженстве человечества или своего народа, создавая собственные политико-правовые и социальные модели, которые впоследствии стали достоянием мировой духовной культуры. Общественный идеал является принципом свободного универсализма, в котором выражается равенство, свобода н всеобщность индивидов. В XX в. самыми конкурентоспособными оказались теории анархизма, коммунизма и правового государства.
Способы толкования права.
Эффективность толкования зависит от уровня правосознания толкователя. Способы толкования - относительно обособленная совокупность приемов анализа правовых актов я правил толкования. Однако общепризнанными способами толкования являются языковой (или грамматический), исторический и систематический. Спорным является выделение логического толкования. Логическое толкование предполагает самостоятельное использование законов и правил логики.
Для устранения неясностей, которые возникают при грамматическом толковании норм права.
В качестве самостоятельного способа толкования выдвигается специально-юридический Специально-юридическое толкование - совокупность приемов, обособившихся от остальных способов толкования в связи с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодательства. Анализ конкретных приемок этого толкования показывает, что они могут быть отнесены к той или ивой разновидности общепризнанных способов толкования.
Грамматическое (филологическое или языковое) толкование есть совокупность специальных приемов, направляемых на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта. Оно охватывает уяснение отдельных слов и терминов, грамматический смысл всего предложения, группы предложений. Здесь выясняются род, число, падеж имея существительных и прилагательных, лицо, время, число и вид глаголов, значение употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания и т.д. При таком толковании нужно выяснить, в каких словах, предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы. При грамматическом толковании правовой нормы необходимо специально остановиться на выяснении отдельных терминов.
Разъяснение таких терминов нередко дастся в самих законах и других нормативно-правовых актах. Применяя нормы права, которые содержат термины, употребляемые в различных значениях, важно установить их действительный смысл, нетюередствекно заложенный самим правотворческим органом.
Историко-политическое толкование - уяснение содержания законодательной воли в связи с исторической обстановкой издания акта, расстановкой политических сил, социально-экономическими и политическими факторами, обусловившими инициативу и само появление акта. Систематическое толкование ~ уяснение содержания и смысла правовых требований в их взаимной связи, с учетом их места н значения в данном нормативном акте, институте, отрасли и всей системе права в целом. Все нормы нуждаются в систематическом толковании, особенно нормы отсылочные и бланкетные. Систематический способ толкования основывается на взаимосвязи и взаимодействии норм в процессе регулирования и заключается в том, что при толковании одной нормы используются знания о других нормах, взаимосвязанных с ней. Систематическое толкование имеет особо важное значение для органов, применяющих нормы права. Оно является необходимым условием правильной квалификации юридических дел.
Функциональный способ толкования опирается на знание факторов и условий, в которых функционирует, действует, применяется толкуемая норма права. Этот способ толковании является новым и еще не разработан окончательно в юридической науке. При функциональном толковании используются оценки и аргументы, относящиеся к сфере политики, правосознания, учитываются и конкретно-юридические факторы, существующие на момент толкования нормы права, а иногда и обстоятельства кон1сретной ситуации.
Эволюционный - изучаются все изменения в праве. Специально-юридический - используются опред-ые юр. правила.
Стадии толкования права
1) Уяснение 2) Разьяененке(общее правило). РУяснепие - обязательный этап толкования закл-ся в том, что лицо уясняет содержание норм права для себя. Эго интеллектуальная деятельность, кот. имеет свои определенные закономерности. 2) Стадам критики истинности нормы права: 1-уяснение о том явл-ся ли толкуемые нормы обязательными нормат-ми предписаниями т.е. правовые они или нет. Это высшая критика уяснения. 2-выяснение подлинности текста, кот. толкуем (низшая критика) 3)Рвпяснате-утгп Т при кот лито той или иной форме раскрывает содержание норм права для др. субъектов. Важен ? о принципах кот. используются при толковании права: I) конкретности-норма не д содержать отступ в историю ?-са, а заним-cs объяснением конкретного содержания смысла данной нормы. 2)герменевтичсского круга-известна была еще в эпоху средневековья. Тогда шла речь о док-ве бытия бога. Верю-мыслю (понимаю)-верю.(с тл. теологов) 3)спирали-один раз прочли норму права( первое впечатление м.б. неверным: не задумываться о недостатках надо прочесть еще несколько раз и м. быть будут видны ошибки 4)историзм8-что предшествовало норме как она совершенствовалась до этих пор. 5)объективности-часто что-то делается субъективно в силу разного мировоззрения, убеждения.
Эффективность правовых норм
Эффективность юридических норм - это результат их реализации на практике. Юридические нормы по своему содержанию и качеству бывают разными. Юридическое понятие "эффективность" означает положительное воздействие юридической нормы на общественные отношения. Положительность выявляется следующим образом: должны улучшаться успония жизни общества - тогда воздействие положительно.-Оценивать положительность нормы нужно с помощью категории "цель" - достигнута ля цель? И какова эта цель? Также необходимо цель соотнести с результатом. -Не всякий результат социально оправданной цели достигается правильными средствами и с малыми издержками.-Нужно соотносить результат с издсржками.-Специфическим показателем эффективности действия юридической нормы является не результат улучшения экономической, социально, политической и иных сфер жизни, а достижение га-рантированности прав и свобод на практике. Это две составные части эффективности действия юридической нормы -гарантированность и улучшение всех сфер общественной жизни. Эффективность зависит от целого ряда факторов: -Правильности отражения юридической нормой закономерностей развития общественной жизни. -Уровня правосознания и правовой: культуры людей'. -Информированности субъектов общественных правоотношений о действующих нормах -Уровня правовой законности и правопорядка и т.д.
Дискретность права
Дискретность-прерывность. Война 41-45. когда были оккупации то право не действовало.