Теория разделения властей.
Принцип разделения властей это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти через так называемую "систему сдержек и противовесов". Основоположники классического варианта разделения властей - Джон Локк (1632-1704) и Французский мыслитель Шарль Монтескье (1689-1775).
Локк разделял государственную власть на три ветви:
– законодательную;
– исполнительную;
– и союзную (федеративную) власть, которая заключалась в налаживании международных отношений, а также решений войны и мира. Локк не выделял судебную власть
Монтескье выделял три ветви власти:
– законодательную;
– исполнительную;
– и судебную.
По его словам, у каждой из трёх ветвей власти совершенно разные функции, но единая цель - защита прав человека и гражданина. Причём каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимодействующей друг с другом, должна осуществлять свои функции по средствам особой системы органов власти. Среди высших государственных органов осуществляющих свою деятельность на основе принципа разделения властей обязательно должен быть орган, занимающий лидирующее положение с целью исключения борьбы между ними за лидерство. Основоположники теории разделения властей отдали пальму первенства законодательным/ представительным органам власти.
Законодательная власть - делегированная народом своим представителям в парламенте государственная власть, наделённая исключительным правом принимать законы. Сдерживающей функцией законодательной власти является контроль за работой органов исполнительной власти, проверка исполнения законов, парламентские расследования, возможность выражения недоверия правительству, объявление импичмента президенту, влекущее за собой его смещение с должности, участие парламента в формировании конституционного суда и тд.
Исполнительная власть - представлена главой государства и правительством. Основная функция - организация, исполнение законов принимаемых органами законодательной власти. Сдерживающей функцией исполнительной власти, является право применения президентом отлагательного вето при поспешных решениях органов законодательной власти.
Судебная власть - система государственных органов - судов, призванных от имени государства путём гласного состязательного рассмотрения, осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты. Такая государственная функция как осуществление правосудия является специфической и присуща только судам. Правосудие это форма защиты права судебной властью, где решение суда есть акт правосудия по защите нарушенного или оспариваемого права.
Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух остальных ветвей власти в рамках конституционной законности, прежде всего путём конституционного надзора и судебного контроля. В свою очередь, деятельность судебной ветви власти, ограничивается конституцией, процессуальным законодательством, его гарантиями и принципами (презумпция невиновности, право каждого гражданина на защиту, равенство всех граждан перед законом и перед судом).
Органы государства
В юриспруденции государственный аппарат это система органов, непосредственно осуществляющая управленческую деятельность и наделённая для этого властными полномочиями.
Механизм государства это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Он обеспечивает функционирование абсолютно всех сфер общественной жизни. В структуру механизма государства входят государственные органы управления, наделённые властными полномочиями, государственные учреждения, не обладающие властными полномочиями, организационные и финансовые средства и принудительная сила легального характера.
Государственный орган - наделённый властными полномочиями элемент механизма государства (государственного аппарата), в том числе, участвующий в осуществлении основных функций государства.
Признаки государственного органа:
1) обладает определенной самостоятельностью;
2) образован и действует строго на основе нормативно правовых актов;
3) выполняет только присущие ему задачи и функции;
4) наделён властными полномочиями;
5) имеет внутреннее строение (структуру);
6) имеет материальную базу, финансовые средства и источник финансирования.
Различают следующие виды органов государства:
1) по наличию того или иного объёма властных полномочий выделяют:
– высшие Высшие органы государства осуществляют свои властные полномочия на территории всего государства
– местные органы, осуществляют свои полномочия в пределах административно территориальных единиц.
– а также органы субъектов Федерации.
2) по характеру компетенции, государственные органы бывают:
– общей компетенции (правительство)
–и специальной компетенции (различные министерства).
3) по порядку осуществления компетенции бывают:
– коллегиальные (парламент)
– единоначальные органы государственной власти (президент).
4) по срокам полномочий бывают:
– постоянные (создаются без ограничения срока действия)
– временные (создаются для решения краткосрочных задач) органы государства
5) по принципу разделения властей бывают:
– законодательные,
– исполнительные
– и судебные органы государственной власти.
6) по характеру и форме реализации государственной деятельности выделяют:
– контрольно надзорные органы (прокуратура, различные государственные инспекции )
– и правоохранительные.
7) по способу образования различают выборные (представительные ) государственные органы (назначаемые, наследуемые).