Билет №59. Понятие правовой процедуры и юридического процесса.
Наличие процедурных механизмов характерно для социально-нормативного регулирования вообще. Реализация практически всех разновидностей социальных норм нуждается в процедурах и соответствующих процедурных нормах. Ритуалы, церемониалы, иные обряды — все это виды процедур, связанные с социальной регуляцией. Вместе с тем процедурность (как и нормативность) нашла наиболее полное выражение в правовом регулировании, где существуют целые процедурные отрасли: гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др. И в этом плане процедурно-правовой механизм выступает как неотъемлемая часть, как важнейший внутренний («специально-юридический») механизм системы правового регулирования. Для последней процедурный механизм имеет сквозное значение: он обеспечивает действие всех ее трех блоков — регулятивного, охранительного, правотворческого.
Правовая процедура – законодательно определенный порядок совершения юридически значимых действий.
Реализация практически всех социальных норм нуждается в процедурах и соответствующих процедурных нормах.
Правовая процедура является системой, которая:
а) ориентирована на достижение правового результата;
б) состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения;
в) имеет модель (программу) развития, установленную на нормативном или индивидуальном уровне;
г) постоянно находится в динамике, развитии;
д) имеет служебный характер: выступает средством реализации основного, главного для нее правового отношения.
Принципиально важна для понимания юридической процедуры и механизма ее действия категория основного отношения, ради которого процедура возникает, и реализации которого служит. По признаку основного отношения процедуру в правовой системе можно поделить на материальную, процессуальную и правотворческую. Первые две разновидности относятся к правореализующим процедурам.
Материальная процедура применительно к своему основному (регулятивному) отношению может быть средством:
а) формирования юридико-фактической основы его возникновения;
б) установления существования отношения;
в) его непосредственной реализации;
г) прекращения отношения.
Процессуальная процедура (процесс) имеет две цели:
а) выявление охранительного правоотношения;
б) его непосредственную реализацию.
Признаком процедуры является наличие установленного алгоритма действий, посредством которого процедура реализуется.
Модели юридических процедур могут быть как нормативными (которые содержатся в процедурных нормах), так и индивидуальными (то есть установленными правореализующим договором или иным индивидуальным юридическим актом).
В идеале процедурные нормы должны быть того же законодательного уровня, что и основные. Например, если нормы, которые процедура должна обеспечивать, закреплены законом, то и процедура должна быть установлена на уровне закона.
Процедура должна быть доступна. Здесь два аспекта. Первый — это доступность информации о порядке реализации юридических норм. Второй — это доступность которая зависит от простоты порядка обращения в компетентный орган.
Юридическая процедура должна обеспечивать необходимую детализацию поведения.
Нормативная модель процедуры должна определять:
а) целевое назначение процедуры;
б) тип основных отношений;
в) круг лиц, участвующих в процедуре;
г) акты поведения, которые могут или должны совершить участники процедуры;
д) последовательность совершения актов поведения;
е) сроки (время) и место осуществления как отдельных процедурных действий, так и процедуры в целом;
ж) правовые средства, обеспечивающие функционирование процедуры.
Реализация права нуждается в применении процедурных форм в следующих случаях:
ü для регламентации процесса правового принуждения, осуществляемого в рамках охранительных правоотношений;
ü для процедурного опосредования тех регулятивных норм, которые вообще не могут быть реализованы без помощи надлежащей процедуры;
ü для оптимизации процесса реализации регулятивных норм.
Юридический процесс — это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.
В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, т. е. по заранее установленным юридическим правилам.
Юридический процесс – это:
ü это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;
ü это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;
ü это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.
По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.
Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты. Процесс зависит от органа. Сказать про законодательный процесс.
Результат правоприменительного процесса - принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу.
Теорию юридического процесса в нашем праве активно разрабатывал профессор В.М. Горшенев и его научная школа. Юридический процесс они определяют как комплексную систему правовых порядков (форм) деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права. Данный процесс регулируется правовыми (процедурными и процессуальными) нормами, а его результаты закрепляются в соответствующих правовых актах - официальных документах.