Форма гос. взаимосвязь между типом и формой
Форма государства – это организационная структура власти, обусловленная его сущностью и социальным назначением.
Различают следующие элементы:
1. Форма правления – стр-ра высших органов власти, порядок их образования и взаимодействия. Это – монархии (абсолютная, ограниченная: дуалистическая, парламентская, выборная); республика (парламентская, президентская, полупрезидентская или смешанная).
2. Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное деление государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Бывает простая – унитарные государства (Беларусь), сложные – федерация (субъекты обладают государственным суверенитетом), например, Россия, США; конфедерация (государства, входящие в состав полностью сохраняют свою государственную самостоятельность), например, Сенегамбия, Швейцарский союз. А так же сложной формой государственного устройства являлись империи.
3. Политико-правовой режим – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Выделяют демократические режимы (античная демократия, феодальный демократия, плюралистический демократизм), и антидемократические режимы (деспотический, тоталитарный, автократический, фашистский, военно-диктаторский).
Ист. процесс развития гос-ва хар-тся множеством его форм. С одной стороны, в пределах одного и того же типа гос-ва могут встречаться различные орг-ции и дея-ти гос. власти, а с другой – гос-ва различного типа могут облекаться в одинаковую форму.
Монархия
Форма правления – это это орг-ция высш. огранов гос-ва, их стр-ра, порядок обр-ния, взаимосвязь между собой и населением, степень участия населения в формировании этих органов. Формы правления бывают: монархия и республика. Виды монархий:
В абсолютной монархии монарх обладает всей полнотой верховной государственной власти. Ему принадлежат функции и законодательной, и исполнительной, и судебной власти. Абсолютная монархия была основной формой правления в период феодализма. В настоящее время приближаются к характеристикам абсолютной монархии Саудовская Аравия, Султанат Оман и некоторые другие страны.
Ограниченная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена конституцией и он не обладает всей полнотой власти.
Ограниченные монархии, в свою очередь, подразделяются на дуалистические и парламентарные.
В дуалистической монархии монарх является главой государства и главой правительства. Он сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует и возглавляет ответственное перед ним правительство. Законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх обладает правом налагать вето на законы, принимаемые парламентом, может издавать свои акты, имеющие равную или высшую юридическую силу по отношению к законам, и др.
В парламентарной монархии власть монарх формально обладает широкими полномочиями. Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Монарх является главой государства. Он формально подписывает законы, осуществляет представительские и ряд других функций. Однако в большинстве стран, где установилась такая форма правления, монарх по традиции является символом нации, олицетворяет ее единство.
В настоящее время такие монархии существуют, например, в Англии, Бельгии, Дании, Испании, Швеции, Японии и в других странах.
Разновидностью ограниченной монархии является встречающаяся не часто выборная монархия. В настоящее время такая монархия существует, например, в Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах.
Спецификой отличаются теократические монархии, в которых значительная роль в управлении государством принадлежит религиозным институтам. Элементы такой монархии присущи, например, Тонго, Оману, Катару, Саудовской Аравии.
Республика
Форма правления – это это орг-ция высш. огранов гос-ва, их стр-ра, порядок обр-ния, взаимосвязь между собой и населением, степень участия населения в формировании этих органов. Формы правления бывают: монархия и республика.
Республика – это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются путем выборов их на определенный срок.
Современные республики подразделяются на президентские и парламентарные.
Президентская республика характерна широкими прерогативами президента. Президент избирается населением (или коллегией выборщиков), он является одновременно и главой государства, и главой правительства. Правительство формируется по собственному усмотрению президента (как правило по согласию с парламентом) и ответственно перед ним. Президент обладает правом отлагательного вето на законы. Принятые парламентом, он является верховным главнокомандующим ВС и др.
Парламентарная республика характерна широкими полномочиями парламента.
Правительство в таких республиках формируется парламентским путем из представителей партии (партий), победившей на парламентских выборах. Правительство ответственно перед парламентом.
Президент избирается в большинстве случаев также парламентом (хотя есть исключения) обычно в расширенном составе за счет представителей регионов и является только главой государства.
Правительство возглавляет премьер-министр, который является лидером победившей на выборах партии (партийной коалиции).
Правительство функционирует под контролем парламента и при его поддержке. Президент в парламентарной республике формально обладает достаточно широкими полномочиями (подписывает законы, издает указы, наделен правом роспуска парламента, назначает главу правительства и др.), однако в основном он осуществляет представительские функции. (Италия, Греция, Исландия, ФРГ).
Кроме президентской и парламентарной республик нередко встречаются формы правления смешанного типа. В них сочетаются признаки как указанных двух разновидностей республик, так и некоторые отличные от них особенности. В частности, это относится к тем случаям, когда президент наделен правом досрочного роспуска парламента, когда он, обладая всей полнотой власти, в том числе и правом по своему усмотрению формировать правительство, формально-юридически не является его главой и др. (Россию, Францию, Финляндию). Можно также сказать, что форма правления и в Беларуси обладает элементами смешанности.
Формы гос. Устройства
Форма государственного устройства — это национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым и его частями.
Существуют две основные разновидности форм государственного устройства: простые (унитарные) и сложные. Наиболее простая из них — унитарное государство. Оно является единым цельным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают, не имеют никаких атрибутов государственности. В унитарном государстве действуют единые система высших органов власти и управления, конституция, система законодательства, денежная система, налоговая и кредитная политика, гражданство и вооруженные силы.
Унитарное государство может быть однонациональным (Беларусь, Польша, Франция) и многонациональным (Китай, Афганистан).
Федерация (от лат. — объединение, союз) — сложное союзное государство, части (субъекты) которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере суверенитетом и другими признаками государственности.
В зависимости от принципа формирования различают два основных вида федераций: административно-территориальную (образованную на основе территориального принципа) и национально-государственную (образованную по национальному принципу).
Некоторые федерации использовали как первый, так и второй принцип образования (Россия, Канада, Индия).
Федерация может быть договорной (в основу которой положен договор субъектов — например, образование СССР в 1922 г.) и конституционной (правовым основанием которой является закрепление факта ее образования в основном законе страны — например, принятие в 1787 г. Конституции США).
Одной из важнейших, хотя и менее распространенной по сравнению с другими формами государственного устройства, является конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства — члены конфедерации создают объединенные органы, функционирующие лишь в строго определенных целях.
Конфедерация, как правило, носит временный характер и нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации (США, Швейцария) или распадается (Речь Посполитая). В настоящее время конфедерацией формально-юридически считается Швейцария
13 Полит-правовой режим Политико-правовой режим — это совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная сторона государства, чутко реагирующая на важные процессы и изменения, происходящие в экономической и социальной сферах.
Политико-правовой режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества. Политико-правовой режим включает в себя как методы государственного властвования, так и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.д.).
Политико-правовой стороне демократического режима присущи следующие основные черты:
1. Плюрализм в общественно-политической жизни. Этот принцип проявляется в деятельности различных партий, других общественных организаций и объединений, которые представляют интересы самых различных социальных групп и слоев населения.
2. Реализация в практике государственного строительства принципа разделения властей.
3. Защита личности от произвола, беззакония. Ее права находятся под постоянной охраной правосудия.
4. Демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности граждан, религиозные убеждения человека.
5. Демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти через избирательную систему и референдумы.
6. Предоставление свободы личности в сфере экономической деятельности.
7. Демократический режим базируется на правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества, а поэтому он возможен только в правовом государстве, связанном правом, обеспечивающим верховенство закона.
Содержательная сторона недемократических режимов противоположна вышеперечисленному и отличается, прежде всего, следующими чертами:
1. Господством одной политической партии или движения,
одной официальной идеологии, одной формы собственности.
2. Сведением к минимуму или ликвидацией каких бы то ни
было политических прав и свобод.
3. Низким экономическим уровнем жизни народа.
Акцентом на карательные меры и принуждение; агрессивностью во внешней политике; всеохватывающей милитаризацией общественной жизни.
Главенством государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.
14 Функции гос.:понятие, класс-ия,содержание.ф-и гос.
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению важных задач, стоящих перед ним на определенном историческом этапе развития общества.
В зависимости от сферы общественной жизни их делят на:
- Внутренние: экономическая (выработка государством стратегических направлений экономического развития страны), налогообложения (выявление и учет государством доходов производителей), социальная (обеспечивает социальную защищенность населения), охрана конституционных прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка, экологическая (установление режима природопользования), культурная (поддержка, развития культурной сферы) и так далее.
- Внешние: обеспечение обороноспособности (защита суверенитета и территориальной целостности), взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества.
В зависимости от продолжительности действия:
- Постоянные – осуществляются на всех этапах развития общества.
- Временные – прекращают свое действие с решением определенных задач.
Классификация функций, не зависимо от типа и содержания деятельности государства:
- Экономическая – обеспечение нормального функционирования и развития экономики.
- Политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия.
- Социальная – охрана прав и свобод населения или его части, поддержание необходимого жизненного уровня населения.
- Идеологическая – поддержка определенной идеологии, организация образования, развития науки, культуры.
15 Понятие и назначение аппарата (механизма) государства, принципы его организации и деятельности.
Механизм государства – это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений, организаций, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Главное содержание деятельности механизма государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, обеспечивающая организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.
Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, под которыми понимаются отправные положения, начала, основополагающие идеи, в соответствии с которыми осуществляются его организация и деятельность. К ним относятся:
1. Принцип демократизма, предполагающий широкое участие граждан в формировании и деятельности государственных органов.
2. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, позволяющий предотвращать произвол со стороны властных органов и должностных лиц.
3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата, обеспечивающий информирование населения о содержании работы любых государственных органов.
4. Принцип законности, правовых начал в деятельности механизма государства.
5. Принцип высокого профессионализма и компетентности государственных служащих, их способности на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан страны
Разделе́ние власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё
В современном мире разделение властей – характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей – итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком, в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье и в ее современной форме – Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем
Основные положения теории разделения властей следующие:
разделение властей закрепляется конституцией;
согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом – любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой – постоянная общественная реальность.