Понятие, виды и принципы правотворчества
Если право является важнейшим способом управления обществом (упорядочения общественных отношений), то особое внимание необходимо уделять процессу создания правовых норм. Такой процесс и называется правотворчеством:
Правотворческий процесс – урегулированная законом деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, по разработке и принятию нормативных правовых актов |
Вот и специфические черты правотворческого процесса:
Особый порядок осуществления | Правотворческий процесс от начала и до конца урегулирован законом. Закон определяет стадии, субъекты и объекты процесса, и иные вопросы. Нарушать порядок нельзя – нормативный акт будет являться не соответствующим законодательству, и подлежать отмене. |
Особые субъекты | Только государственные органы и должностные лица, которым право издания нормативных актов предоставлено законом. Каждый такой субъект обладает определенной компетенцией – правом издания (принятия)[18] определенного вида нормативных актов (выходить за пределы компетенции нельзя – ну не может председатель колхоза принять закон! А хотелось бы…) |
Особый объект | Объектом правотворческого процесса является естественно нормативный правовой акт. Он также обладает множеством специфических черт (см. соответствующий вопрос). Деятельность по изданию (принятию) ненормативных (индивидуально - правовых актов) правотворчеством не является (это правоприменение!) |
Вообще правотворчество – самое широкое по смыслу понятие. Оно охватывает процедуру создания всех видов нормативных правовых актов. Частным случаем правотворчества является законотворчество (разработка и принятие законов) – оно детально рассмотрено в вопросе № 46.
Правотворчество по своей сущности представляет один из видов государственно-властной деятельности. При этом такая деятельность – не только реализация одной из функций государства (правотворческой), но и форма реализации одной из самостоятельных ветвей государственной власти (законодательной).
Как отмечалось, одной из черт правотворческого процесса является его законодательная регламентация (установление определенной процедуры принятия НПА). Однако степень такой регламентации может быть различной, в зависимости от объекта (вида НПА) и субъекта (государственного органа).
Наиболее детально урегулирована законотворческая деятельность – основными актами, определяющими порядок принятия законов являются:
- Конституция РБ;
- Закон «О нормативных правовых актах»;
- Регламенты палат парламента (Палаты Представителей и Совета Республики).
В меньшей степени регулируется правотворческая деятельность правительства – здесь действуют нормы закона «О Совете министров» (самые общие и туманные положения) и Регламента СМ (здесь подробней).
Правотворческая деятельность местных советов, регламентирована (в общем) соответствующим законом «О местном управлении и самоуправлении».
Порядок правотворческой деятельности иных государственных органов и должностных лиц законом не урегулирован. В некоторых случаях действуют ведомственные нормативные акты (полусекретного характера – для служебного пользования), в большинстве случаев вообще никаких актов нет (как хочешь – так и принимай!).
Стадии правотворческого процесса – они могут быть различны в зависимости от вида принимаемого нормативного акта, но, в общем, включают следующие:
Решение о подготовке акта (планирование);
Подготовка (разработка акта);
Обсуждение и принятие нормативного акта;
Опубликование акта;
Так как правотворчество может осуществляться широким кругом субъектов (почти все государственные органы) и в отношении большого количества различных актов, можно выделять множество его видов:
- По юридической силе принимаемых актов:
Законотворчество;
Подзаконное правотворчество;
- По порядку осуществления правотворческого процесса:
Представительное правотворчество (деятельность парламента);
Непосредственное правотворчество (референдум, народная инициатива);
Делегированное правотворчество (правотворчество на основе делегированных полномочий, например парламентом – главе государства);
- По характеры правотворчества:
Обычное правотворчество (в нормальных условиях);
Чрезвычайное правотворчество (принятие нормативных правовых актов в условиях чрезвычайного положения);
4.По субъекту правотворчества:
Правотворчество центральных органов государства (президент. парламент, правительство);
Правотворчество органов местного самоуправления (местные советы, исполнительные комитеты);
Локальное правотворчество (органы самоуправления и территориального общественного самоуправления, организации, учреждения, предприятия);
Правотворчество – один из важнейших видов деятельности государства. Посредством принятия (издания) нормативных правовых актов, осуществляются полномочия государственных органов, реализуется государственная политика в различных сферах.
Таким образом, от эффективности правотворчества зависит нормальное развитие государства. Для обеспечения эффективности и демократизма данной деятельности, закон устанавливает определенные принципы, на основе которых она и осуществляется.
Таким образом:
Принципы правотворчества – закрепленные в законе, основные руководящие начала, в соответствии с которыми осуществляется правотворческая деятельность |
Принципы перечислены в ст.7 закона «О нормативных правовых актах». А вот и они:
1. Конституционность |
Все нормативные правовые акты, принимаемые на территории страны, должны соответствовать Конституции Республики Беларусь. |
2. Соответствие актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам главы государства и вышестоящих государственных органов |
Здесь и так все ясно – акты нижестоящих органов и должностных лиц, должны соответствовать актам вышестоящих. Все нормативные акты образуют единую систему по своей юридической силе. |
3. Приоритет общепризнанных принципов международного права |
Такие принципы (закрепленные в соответствующих международных правовых актах), должны воплощаться в национальном законодательстве. Если такое законодательство не соответствует этим принципам, оно не может считаться в полном смысле правовым и демократическим. |
4. Защита прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости |
Главная цель любого правового акта. Акты не соответствующие такой цели должны сразу отправляться в помойку. |
5. Научность |
Правотворчество должно базироваться на положениях науки, соответствовать правилам юридической техники. Это залог высокого качества и эффективности правовых норм. |
Вся правотворческая деятельность, любых субъектов (от высших органов власти, до местных), должна соответствовать этим принципам. Нормативный акт, противоречащий им, не имеет подлинно правового содержания и должен быть изменен или отменен.
Контроль за соответствием нормативных актов указанным принципам осуществляется специальными органами государства (например, Конституционным Судом и др.).