Понятие источника (формы) права. виды источников права
Право в объективном смысле (как система правовых норм) в действительности образовано значительным количеством различных форм своего внешнего выражения. Такие формы и есть в самом общем виде источники права:
Источники права – формы выражения и закрепления правовых норм. |
В общем, источник – это конкретный нормативный акт, в котором содержится (выражена) данная норма права (хотя из этого правила есть исключения рассмотренные ниже!). Ответить на вопрос об источниках права, значит, дать характеристику того, как выражаются правовые нормы в конкретном государстве (например, Республике Беларусь), и государстве вообще.
Термины «источник права» и «форма права» совпадают[10], и употребляются как синонимы, за исключением отдельных, особо оговоренных случаев.
Система источников права может иметь свои особенности в каждом конкретном государстве. Есть такие особенности и в Республике Беларусь (см. тему «Система белорусского законодательства»). Это связано с тем, что источники права – элемент более широкого понятия – система права, а такая система формируется под воздействием национальных особенностей страны, и, следовательно, не может быть одинаковой везде.
Вместе с тем, можно выделить основные источники, характерные для большинства современных стран мира. Вот они:
Нормативный правовой акт |
Правовой обычай |
Доктрина |
Источники права |
Нормы религии |
Нормативный договор |
Судебный прецедент |
Роль каждого из этих источников, однако, различна в разных правовых системах, зависит от правовых традиций и развития конкретного государства.
Посмотрим, что представляют собой эти источники:
Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неограниченный круг лиц и неограниченное количество случаев применения. |
Главный источник права в современных государствах (в том числе и у нас, у монголов. Почему монголов? Да так к слову пришлось…).
Данное понятие объединяет в себе широкий круг источников – от конституции до локальных НПА. В современных государствах можно насчитать десятки (а иногда и сотни) видов нормативных правовых актов.
Как источник права, нормативный правовой акт характеризуется следующими чертами (все они названы в определении):
Þ Всегда имеет формальную письменную форму выражения (официальный документ установленной формы) – такой акт обладает обязательным реквизитами и внутренней структурой;
Þ Исходит от государства (принят или издан уполномоченным на то органом или должностным лицом) и должен приниматься по определенной процедуре (нарушать нельзя!).
Þ Такой акт должен содержать общеобязательные правила поведения (касаются всех) рассчитанные на неопределенный круг лиц и неограниченное количество случаев применения (это критерии нормативности – такие правила и есть нормы права).
В Республике Беларусь нормативные правовые акты – фактически единственный источник права (других, в общем, нет). Виды нормативных правовых актов (исчерпывающий перечень) перечислены в ст. 2 закона «О нормативных правовых актах».
Правовой обычай – правило поведения сложившееся в обществе в результате многократного длительного повторения какой-либо процедуры. |
Исторически – один из первых (а, скорее всего самый первый) источников права. Возникают еще на стадии первобытного общества (до государства и права).
Характерные черты обычая как источника права:
1. в отличие от норм права, обычаи не исходят от государства, а исторически складываются в обществе (сами по себе, стихийно, не по чьей-либо воле);
2. не имеют строгой формы выражения (вообще не закреплены письменно);
3. не обеспечиваются мерами государственного принуждения;
Появившись «сам по себе», обычай затем может санкционироваться государством, и закрепляться в нормативных актах (в этом случае он становиться нормой права со всеми ее чертами), либо сохраниться в первоначальном виде (от этого он не перестает соблюдаться).
На ранних этапах развития человечества, обычаи играли огромную роль в регулировании общественных отношений. Все первые источники права (законы Ману, Законы Хаммурапи, Русская Правда и другие) базируются именно на обычаях (это по существу их запись).
Достоинство обычаев – их стабильность (многим сотни лет, что само по себе внушает уважение) и выверенность (случайных правил здесь нет, обычай – это вам не хрен собачий…). Обычаи в целом стабилизируют правовую систему (вот и хорошо – а то законы меняются быстрее, чем успеешь изучать…).
С развитием государства и общества, обычаи уступают место нормативным актам, однако во многих случаях сохраняют свою роль до сих пор.
В Республике Беларусь обычаи могут ограниченно применяться в гражданском праве (напр. ссылка на «обычно применяемые требования» или «обычные условия договора» и т.п.). В других отраслях, обычаи не применяются.
Широко распространен обычай в странах англосаксонской семьи права (Великобритания, США, Канада и другие).
Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которое является обязательным для нижестоящих судов при последующем разрешении аналогичных дел |
Судебный прецедент по существу является выражением правотворческой роли судов (суды не только применяют, но и создают право!). Как источник права, он характерен, прежде всего, для стран англосаксонской системы права (США, Великобритания и др.).
Роль судебных прецедентов в этих государствах исторически была очень велика (это основа правовой системы – когда-то прецеденты являлись главным источником права). Однако в настоящее время они уступили свое место нормативным актам парламента и иных органов (так называемое статутное право).
В Республике Беларусь судебный прецедент формально не признается источником права, однако судебная практика все же оказывает значительное влияние на правотворчество. В некотором смысле аналогом судебного прецедента выступают Постановления Пленума Верховного суда, которые базируется на решениях конкретных судов по конкретным делам.[11]
Нормативный договор – двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, содержащее правовые нормы. |
Специфический вид источников права. Договор вообще, источником права не является, так как не может устанавливать нормы права (он касается только его субъектов, устанавливая отношения между ними, и более никого).
Вместе с тем, в современных государствах встречаются особые виды договоров (субъекты таких договоров тоже особые). Они затрагивают интересы широкого круга субъектов и носят публично-правовой характер (в отличие от обычных частноправовых договоров).
Такие договоры широко распространены в международном праве, где они являются важнейшим источником. Субъектами таких договоров являются суверенные государства. Здесь встречаются и двухсторонние и многосторонние договоры.
Вместе с тем, нормативный договор может являться источником и национального права. В результате такого договора возможно образование единого государства на базе независимых, после чего его нормы будут действовать уже в нем – например Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г.
Нормы религии – правила поведения, устанавливаемые какой-либо религией |
Наряду с правовым обычаем, один из старейших источников права, однако в настоящее время практически утративший значение. В большинстве современных государств, являющихся светскими, нормы религии не имеют никакой обязательной юридической силы (сходны с нормами морали – хочешь, соблюдай, хочешь – нет). Следовательно, источником права религиозные нормы фактически не являются.
Вместе с тем, необходимо отметить некоторые исключения из вышеуказанного правила:
· В современном мире есть государства, в которых религия играет значительную роль, наряду с правом (а в некоторых и приоритетную над правом). Это характерно, прежде всего, для государств арабского мира (ислам – государственная религия).
· Во многих европейских государствах (полностью светских с юридической точки зрения, без всякого ислама!) каноническое (церковное) право, тем не менее, играет значительную роль в регулировании некоторых отношений (напр. семейных) – Италия, Португалия и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что нормы религии играют немалую роль и в современном мире. Свое воздействие на общественные отношения, они оказывают чаще не прямо, а косвенно.
Доктрина – мнения высококвалифицированных специалистов в области права, изложенные в их научных работах. |
Вспомогательный источник в некоторых государствах. По существу доктрина – это научные положения, взгляды ученых на определенные вопросы. К такому источнику прибегают в случае пробелов, которые невозможно устранить иными способами (нет конкретной нормы, а общие принципы невозможно применить).
Доктрина не имеет никакой юридической силы (это не право!), не обеспечивается мерами властного воздействия со стороны государства. Однако в обличие от морали и обычая, она имеет свое письменное выражение (научные работы и т.п.).
В настоящее время такой источник характерен в основном для англосаксонской правовой системы (в Великобритании судьи иногда ссылаются даже на газетные публикации), но и в ней его роль невелика.