Форма государственного (территориального) устройства

Здесь та же байда что и в предыдущем разделе. Коротко и ясно – форма государственного устройства – это организация территории государства. А теперь – длинно и непонятно:

Форма государственного (территориального) устройства – это установленная законом организация территории государства, принципы деления ее на отдельные части, взаимоотношения этих частей между собой и центральными органами власти.  

Как и для формы правления, разложим определение на составные элементы:

Элементы формы государственного устройства
1. Система административно-территориальных единиц составляющих территорию государства (области, районы, провинции, в конце концов, земли или штаты)
2. Принципы построения такой системы административно-территориальных единиц (например, национальный или административный и др.)
3. Компетенция территориальных единиц (то есть права, принадлежащие им и обязанности возложенные на них)
4. Система органов власти в территориальных единицах, порядок их формирования и деятельности
5. Порядок и формы взаимодействия территориальных единиц между собой и с центральной властью.

Посмотрим, какие бывают формы. А вот какие:

Форма государственного устройства


Унитарное государство Федеративное государство Конфедерация
Лат. «unus» - «единый», простое государство, в составе которого только административно-территориальные единицы, статус которых определяется центральной властью. Таких государств большинство в современном мире. Как правило, форма походит для государств с относительно небольшой территорией и мононациональным составом населения. Лат. «federatio» - «союз», сложное государство, территория которого состоит из территорий субъектов федерации. Субъекты федерации – особые территориальные единицы, имеющие свои органы власти, и обладающие значительной самостоятельностью в пределах своей компетенции. В этом смысле субъекты – своеобразные мини-государства в рамках, конечно, всего государства в целом. Вообще-то конфедерация – не государство, а международно-правовой союз – объединяет независимые государства на основе договора. Тем не менее, эта форма традиционно выделяется (уже давно – фактически традиция) в качестве одной из форм территориального устройства, а потому придется ее рассмотреть. В составе к. государства полностью сохраняют свою самостоятельность.


Для унитарных государств характерны 2 главные черты:

  • Правовой статус административно-территориальных образований составляющих унитарное государство определяется центральной властью;
  • Центральная власть осуществляет прямой или косвенный контроль за деятельностью органов центральной власти на местах.

Признаки унитарного государства:

ü Единая конституция, нормы которой обязательны на всей территории страны, без каких-либо ограничений. Административно-территориальные единицы конституций не имеют;

ü Единая система органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент, суды). Компетенция таких органов не ограничена полномочиями региональных органов (как в федерациях – там во многих случаях, полномочия федеральных органов кончаются там, где начинается сфера деятельности соответствующих органов субъектов федерации);

ü Единая система законодательства;

ü Единое гражданство (одноуровневое, только гражданство страны, гражданства административно-территориальных единиц нет);

ü Политической самостоятельности административно-территориальных единиц нет.

Признаки федерации:

  1. Территория федерации не представляет единого целого в политико-правовом отношении – она состоит из территорий субъектов федерации. В состав могут входить и территориальные образования, не являющиеся субъектами.
  2. Субъекты федерации, как правило, не обладают правом выхода из ее состава - сецессии (одни из немногих конституций которые предоставляли такое право – конституции СССР. Однако вряд ли какой либо советской республике удалось бы выйти из его состава…).
  3. Субъекты федерации наделены учредительной властью – могут принимать собственные конституции. В федеративном государстве, таким образом, может существовать много конституций – одна федеральная, и конституции субъектов федерации. Конституции субъектов должны соответствовать федеральной.
  4. Субъекты федерации имеют собственные системы законодательства, органы исполнительной, законодательной и судебной власти.
  5. Как и в случае конституции, помимо федеральных законов, существуют законы субъектов федерации. Они должны соответствовать федеральным, и действуют только на территориях соответствующих субъектов федерации.
  6. Наряду с федеральным, существует гражданство субъекта федерации (двухуровневое гражданство). Собственное гражданство – признак политической самостоятельности субъектов. Однако гражданство в федерациях не двойное (в привычном понимании) а именно двухуровневое. Федеральное гражданство предполагает наличие и гражданства соответствующего субъекта федерации, в котором проживает гражданин.

В международных отношениях, лицо выступает с одним гражданством – федеральным.



  1. Двухпалатный парламент (бикамерализм) – нижняя палата – общегосударственная, верхняя – представительство субъектов федерации.

Наши рекомендации