Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, цели и виды.
Для лучшего нахождения правовых норм и ориентации в нормативном материале НПА определённым образом группируются и даже перерабатываются. Юридическая наука выработала средство, которое облегчает задачу поиска и использования НПА, даёт возможность оперативно находить соответствующие нормы и квалифицированно решать юридические дела. Таким средством является систематизация НПА.
Систематизация НПА – это деятельность государственных органов, негосударственных организаций и отдельных лиц по упорядочению и совершенствованию НПА, приведение их в упорядоченную, согласованную систему.
При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность, раздробленность нормативных актов. Они упорядочиваются и располагаются по определённым признакам. Осуществляя систематизацию, компетентные органы отменяют устаревшие нормы, устраняют обнаружившиеся пробелы в праве, проводят обновление законодательства. Значение систематизации велико как для правотворческой деятельности, так и для правоприменительной.
В науке и юридической практике различают следующие виды систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.
Инкорпорация –такое объединение действующих НПА по определённым признакам, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники, собрания законодательства без изменения их нормативного содержания. При этом в первоначальные тексты нормативных актов вносятся официальные изменения, опускаются статьи, пункты, имевшие временное значение, потерявшие силу, о чём делаются соответствующие отметки.
Обработанный таким образом материал группируется по определённым признакам: по хронологическому, отраслевому, по юридической силе. Иногда используется алфавитный признак. Допускается и сочетание этих признаков. Инкорпорацией может охватываться всё законодательство или его часть.
Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.
Официальная проводится уполномоченными государственными органами. К официальным можно отнести, например, Ведомости Национального Собрания РБ. Такие сборники являются официальными источниками нормативно-правовых установлений и на них можно ссылаться.
Неофициальная инкорпорация может осуществляться научными и иными учреждениями, организациями, специалистами по собственной инициативе. На такие сборники нельзя официально ссылаться. Они имеют справочно-информационное значение, способствуют доступности нормативного материала.
Кодификация –такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативного материала, но и изменение его содержания. При кодификации отменяются устаревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве, противоречия между актами.
Наиболее распространёнными формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила. Кодекс – это систематизированный, внутренне согласованный законодательный акт, объединяющий в определённом порядке обновлённые нормы права, регулирующие однородную группу общественных отношений.
Кодификация может осуществляться только официальными органами, т. е. носит только официальный характер.
Консолидация – объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Сводный акт принимается компетентным правотворческим органом, поэтому она носит только официальный характер. В этом проявляется её сходство с кодификацией.
19. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.
Важно точно определить, с какого момента положения соответствующего акта приобретают юридическую силу, и до какого момента эта сила сохраняется. Время действия акта начинается с момента вступления его в юридическую силу и сохраняется до момента утраты им юридической силы.
Определение времени начала действия НПА связано с его опубликованием, т. е. помещение текста акта в официальном издании.
В РБ такой порядок определён Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов РБ, утверждённым Декретом Президента от 10 декабря 1998 г. и Законом «О нормативно-правовых актах РБ» от 10 января 2000 г. в редакции от 4 января 2002 г.
Сроки вступления акта в юридическую силу зависят от вида акта. На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанном в самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других – с момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться в действие и по истечении определённого срока после их опубликования. Согласно ст. 104 Конституции РБ законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в нём не установлен иной срок.
Большое значение имеет определение времени утраты НПА юридической силы, т. е. времени прекращения его действия.
В соответствии с Законом РБ «О нормативно-правовых актах» НПА прекращают своё действие в случаях: истечения срока, на который был рассчитан акт; признания акта неконституционным; признания акта утратившим силу; отмены акта в случаях, предусмотренных Конституцией.
Практике известны случаи, когда НПА теряет юридическую силу в связи с фактической заменой его новым актом, регулирующим те же отношения по- иному, хотя старый акт не отменён.
С действием НПА во времени связаны такие понятия, как переживание закона и его обратная сила. Эти понятия выходят за рамки общих правил действия НПА во времени и относятся к числу исключений.
Переживание закона означает тот случай, когда отменённый акт продолжает какое-то время регулировать определённые отношения, возникшие до утраты им юридической силы. О положениях отменённого законодательства, которое продолжает действовать после принятия нового и о периоде такого действия делается специальная оговорка в новом акте.
Обратная сила закона – это распространения его действия на те отношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. То есть положения нового акта действуют на прошедшее время, обращены в прошлое.
В соответствии с общими принципами закон обратной силы не имеет и распространяется только на те отношения, которые возникли с момента введения его в действие. Но это правило имеет исключения. Обратная сила в обязательном порядке придаётся законам, смягчающим или отменяющим ответственность граждан или иным образом улучшающим положение лиц, на которых распространяется их действие. Кроме того, новым нормативным актам может быть придана обратная сила и по специальному указанию самого законодателя. Об этом в новом акте делается специальная оговорка.
20. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
Действие нормативно-правовых актов в пространствеозначает определение территории, на которой их нормы подлежат обязательному выполнению. Пространственное действие актов в первую очередь связано с понятием территории государства.
В международном праве под территорией государства понимается часть земного шара, которая принадлежит определённому государству и в пределах которой оно осуществляет своё территориальное верховенство. В состав территории государства входит вся суша в пределах его границ, включая недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство в пределах границ государства, военные суда под флагом государства, невоенные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве, космические корабли со знаком государства. Что касается территорий посольств, миссий, консульств, находящихся за рубежом, то здесь скорее речь идёт не о территориальных, а экстерриториальных отношениях, т. е. об их иммунитете от юрисдикции страны пребывания.
В соответствии с положением о территориальном верховенстве как составной части государственного суверенитета НПА центральных органов государства распространяют своё действие на всю государственную территорию. Однако некоторые акты центральных органов могут распространять своё действие не на всю территорию, а лишь на её часть. Например, отдельные акты в РБ действуют только на территориях, находящихся под радиационным контролем в связи с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС.
Акты, издаваемые местными органами, действуют в пределах той территории, на которую распространяются их управленческие функции.
Обычно на определённой территории действуют одновременно различные по юридической силе акты. В случае противоречий между ними действуют акты высшей юридической силы.
Существует возможность применения законов государства к деянием его граждан, находящихся за границей. Согласно ст. 6 УК РБ граждане, совершившие преступления вне пределов республики, подлежат ответственности по белорусскому законодательству, если совершённые ими деяние признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве. При осуждении указанных лиц наказание назначается в пределах санкции статьи УК РБ, но не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено преступление. В соответствии с Конституцией гражданину РБ гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за её пределами.
Применение НПА одной страны на территории другой может осуществляться в соответствии с международными соглашениями постольку, поскольку определённые государства сами допускают эту возможность. Необходимо иметь в виду, что между странами, входящими в СНГ, 22 января 1993 года заключена специальная Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в которой определён порядок взаимоотношений этих стран в случаях возникновения юридических дел, связанных с территориальными пределами действия актов государств – членов Содружества.