Понятие системы права. Основания деления права на отрасли.
Юридические нормы, составляющие право, связаны между собой. Их взаимосвязь придаёт праву определённую целостность, единство и внутреннюю согласованность. Составляющие право группы норм многообразно взаимозависимы и взаимосвязаны, т. е. обладают всеми признаками системности.
Система права, таким образом, не создаётся по усмотрению людей, а обусловлена системой общественных отношений и складывается постепенно, в процессе естественно-исторического развития.
Исследование системы права предполагает выяснение того, из каких элементов (частей) она состоит, как они между собой связаны, как взаимодействуют.
Теория права в качестве первичного звена, исходного элемента системы права выделяет правовую норму. В соответствии с многообразием группировки, обособления самих общественных отношений путём различных сочетаний правовых норм формируются более крупные системы, которые в науке получили название институтов права, подотраслей и отраслей права. Основными элементами системы права, таким образом, являются отрасли (подотрасли) права, институты права и отрасли права.
Следовательно, система права – это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм, их делении на отрасли (подотрасли), и институты.
Отрасль права – основное структурное подразделение системы права, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения, обладающие устойчивостью и обособленностью.
В отличие от иных элементов системы отрасль права способна к самостоятельному функционированию и взаимодействию с другими отраслями в рамках единой системы.
Отрасль права характеризуется наличием особого метода правового регулирования, т. е. своеобразного набора юридических средств, способных обеспечить эффективное регулятивное воздействие. В отрасли права, как правило, выделяется общая и особенная части. В общей части группируются нормы и институты, обслуживающие особенную часть, в которой они конкретизируются.
В свою очередь отрасли права состоят из менее крупных групп норм, имеющих общие черты, но характеризующиеся внутри отрасли некоторой обособленностью. Это институты права. Отрасли формируется из правовых норм через институты. Правовой институт – это входящая в отрасль (подотрасль) права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определённую разновидность или сторону однородных общественных отношений.
Основными юридическими критериями обособления норм в правовой институт можно назвать, во-первых, их целостность, специфичность; во-вторых, качественную обособленность в рамках отрасли; в-третьих, полноту регулирования соответствующей разновидности общественных отношений. От этого зависят масштаб и значение института.
Существуют также смежные или комплексные институты права. Они объединяют в своём составе нормы, относящиеся к различным отраслям права, но регулирующие однородные отношения.
Наряду с институтами в составе некоторых наиболее сложных отраслей выделяют группы юридических норм, составляющие подотрасли права. Так, подотрасль обязательственного права в гражданском праве объединяет институты купли-продажи, мены, дарения и др.
Следует иметь в виду, что подотрасль права не является обязательным элементом всех отраслей права.
Основания построения системы права.
Основаниями построения системы права являются предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования – те общественные отношения, которые регулируются нормами права. Для определения предмета отрасли права необходимо установить тот круг общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли и требуют правового регулирования. Следует учитывать, что не все общественные отношения могут быть предметом правового регулирования (например, отношения дружбы, любви и т. д.).
Метод правового регулирования – обусловленные характером общественных отношений способы воздействия права на общественные отношения. Метод правового регулирования указывает на то, при помощи каких юридических средств оно осуществляется.
Существуют следующие методы – дозволение, обязывание, запрет. Юридическая наука выделяет два основных метода – автономный и авторитарный. Метод автономии предполагает равноправие участников правоотношений. Авторитарный метод (императивный) – метод власти и подчинения. В таких случаях одной из сторон выступает субъект, обладающий властными полномочиями по отношению к другому, обязанному субъекту.
Среди дополнительных методов можно выделить ещё поощрительный и рекомендательный.
16. Правотворчество: понятие, виды, стадии. Стадии законотворчества.
Нормативно-правовые акты создаются в результате специальной деятельности, которая называется правотворчеством.
Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путём принятия нормативно-правовых актов.
Правотворчество следует отличать от процесса правообразования. Правотворчеством не ограничивается весь сложный процесс образования права. Процесс правообразования идёт в недрах социального организма, и государство, по существу, должно лишь надлежащим образом оформлять те правовые потребности, которые уже сложились в обществе. Поэтому правотворчество можно рассматривать как завершающую стадию процесса правообразования.
Виды правотворчества.
Основная классификация проводится в зависимости от субъектов правотворчества. В зависимости от этого критерия обычно различают следующие виды правотворчества.
1. Правотворчество компетентных государственных органов. Это наиболее распространённый и последовательный вид правотворчества. По своему определению правотворчество – деятельность именно государственных органов. В пределах своей компетенции нормативные акты издают практически все государственные органы.
2. Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума. Но и в случае принятия решения на референдуме государственные органы не устраняются от участия в правотворческой деятельности: им поручаются все организационные подготовительные процедуры, а также подсчёт голосов.
3. Правотворческая деятельность общественных организаций. Здесь обычно говорят о санкционированном и делегированном правотворчестве. Санкционированное правотворчество – это утверждение государственными органами норм, принятых негосударственными организациями. Делегированное правотворчество – осуществление правотворческой деятельности общественными организациями по поручению компетентных государственных органов.
По содержанию правотворчества можно выделить такие его виды, как принятие новых нормативных актов, изменение и дополнение действующих нормативных актов, отмена нормативных актов.
Наиболее распространённым видом правотворчества в Республике Беларусь является принятие актов нормативного содержания непосредственно органами государства.
Принципы правотворчества.Процесс создания нормативно-правовых актов строится на определённых принципах.
1. Законность. В соответствии с этим принципом НПА должны приниматься строго в рамках полномочий, предоставленных правотворческому органу.
2. Демократизм. Обеспечение свободного демократического порядка разработки, обсуждения и принятия НПА.
3. Гласность. Процедуры принятия НПА должны быть гласными, а тексты доступными для восприятия и понимания населением и широко доводится до всеобщего сведения.
4. Научность. Принцип предполагает глубокую научную проработку соответствия принимаемого акта потребностям развития общества. Планирование правотворческих работ для устранения дублирования, непродуманности, несогласованности НПА.
5. Справедливость. Принцип предполагает гуманизм и равенство граждан перед законом.
6. Всесторонний учёт и обеспечение прав и свобод личности.
7. Учёт интересов всех социальных групп и слоёв общества.
8. Сочетание общегосударственных и региональных интересов.
Правотворческая деятельность представляет собой сложный и многогранный процесс, состоящий из нескольких стадий. В обобщённом виде можно выделить следующие основные стадии правотворчества:
10. принятие решения о подготовке проекта акта;
11. подготовка (разработка) проекта;
12. обсуждение и принятие нормативного акта;
13. опубликование акта или доведение его содержания до сведения адресатов и введение его в действие.
Содержание каждой из стадий в значительной степени определяется особенностями нормативного акта, его видом, объёмом, сложностью, характером регулируемых отношений.
В отличие от правотворчества законотворчество – это процесс разработки и принятия только законов. В силу большой общественной значимости законов установлена особая процедура их принятия. В теоретико-правовой литературе выделяют следующие стадии законодательного процесса:
14. законодательная инициатива;
15.обсуждение законопроекта;
16.принятие закона;
17.опубликование закона и введение его в действие.
1. Законодательная инициатива. Определённым субъектам предоставлено право официально вносить в законодательный орган проекты законов. Субъекты законодательной инициативы определяются в Конституции государства. В РБ в соответствии со ст. 99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.
2.Обсуждение (рассмотрение) проекта. Подготовленный проект закона официально вносится на обсуждение законодательного органа от имени субъекта законодательной инициативы. Он представляется законодателям с объяснительной запиской, в которой содержится обоснование необходимости его принятия и ожидаемый эффект. Рассмотрение проекта может осуществляться в нескольких чтениях. В результате обсуждения проекта законодательный орган может одобрить его или отклонить и возвратить на доработку с указанием замечаний и предложений. После обсуждения проекта ставится вопрос о принятии закона.
3.Официальное принятие закона. Закон принимается путём голосования. В РБ законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты. Затем закон в десятидневный срок предоставляется на подпись Президенту.
4.Опубликование закона и введение его в действие. Опубликование – это доведение закона до всеобщего сведения путём помещения его текста в определённых печатных изданиях, на которые можно официально ссылаться ( Национальный реестр правовых актов РБ, газеты «Звязда», «Народная газета», «Советская Белоруссия»). Законы подлежат немедленному опубликованию и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в законе не указан иной срок.