Предмет и методЫ общей теории права.
Предмет и методЫ общей теории права.
ОТП относится ко всем другим юр. дисциплинам и наукам.
Права- это совокупность общеобязательных издаваемых государством правил поведения, в целях регулирования общественных процессов, с помощью различных способов и методов и в том числе с помощью принуждения.
Предмет науки- это то, что наука изучает, кроме понятия предмет. Есть объект науки - это понятие более широкое, один объект может быть у нескольких наук. Объектом ОТП является государством и правом.
Предметом ОТП являются общие закономерности развития и функционирования государства и права.
Метод науки - способ изучения, познания тех или иных явлений окружающей действительности.
Методы:
- ИСТОРИЧЕСКИЕ (используется большинством наук)
-ОБЩЕНАУЧНЫЕ:
-Системный (рассмотрение явлений как сложных систем)
-Статистический (Использование статистики для изучения государства и права)
-СПЕЦИАЛЬНЫЕ (Методы, которые используются какой-то только одной наукой. Например: ОТП использует метод сравнительного правоведения)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА.
Теологическая теория:
Это теория древнейшая, ее создатели считают, что государство существует вечно и произошло в силу божественной воли, а поэтому каждый должен подчинятся государственной власти во всем, также указывается, что бог творец всего на земле, в том числе и государства, и поэтому постичь природу сущности государства невозможно. Основной недостаток теории опирается не на научные доказательства, а на веру!
Патриархальная теория:
Эта теория получила широкое распространение в древней Греции и в древнем Риме. У истоков этой теории стоял Аристотель, который считал, что государство это естественная форма человеческой жизни, как существа, люди стремятся к образовании патриархальных семей. Увеличение этих семей и их объединение приводит к образованию государства. Таким образом, сторонники данной теории делают вывод о том, что государственная власть есть продолжение власти отцовской. Особое развитие эта теория получила в Англии (монархия).
Теория насилия:
Представители: Михайловский, Гумплович.
Авторы данной теории, причины происхождения государства объясняют тем, что территория земного шара, по их мнению, перенаселена. И у всех народам хочется расширить границы своего проживания, а поскольку свободных земель, то это приводит к войне. В итоге 1 народ завоевывает другой и для управления им требуется какая-то организация, ею становится государство.
Психологическая теория:
Эта теория объясняет возникновение государства свойств психики человека. Представители: Бакунин, Петражицкий говорят о том, что все люди в соответствии со своей психикой делятся на 2 группы:
1.Лидеры, обладающие хорошими организационными способностями и стремящиеся руководить.
2.Люди, которые по своим деловым свойствам являются хорошими исполнителями, не предназначены для руководителя работы. Это объяснение послужило причиной образования государства.
Теория договорного происхождения государства:
Представители: Эпикур, Гроцкий, Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо. Представители данной теории утверждали, что образование государства предшествовало естественное состояние человечества. Люди обладали по факту своего рождения естественными правами. Затем люди ради своего благополучия заключали общественный договор по созданию государства. Для этого они часть своих прав передают государству и берут на себя обязательство подчиняться государству, а государство обязуется охранять права и свободу людей.
Марксиско-Ленинская теория происхождения права:
Данная теория связана с изменением экономических отношений. Она образовалась в период первобытно-общинного общества. Когда совершенствование орудий труда приводит к земледелию, а потом и к разделению труда, т.е. отделение от скотоводства земледелия и образования ремесла. В результате значительно повышается производство труда и излишки продуктов. Со временем наиболее крупные и богатые семьи начинают захватывать производимые продукты, лучшие земли и беднейшую часть населения превращают в рабов. Возникают антагонистические отношения. В такой ситуации организация публичной власти перестаёт справляться со своими обязанностями и появляется государство.
Форма правления.
По форме правления государство подразделяется на:
-Монархия;
-Республика.
Классификация монархий:
1.Конституционная (власть монарха ограничена конституцией)
2.Абсолютная (неограниченная; вся власть в руках монарха и ничем не ограничена)
3.Ограниченная (верховная власть распределена между несколькими высшими органами государства)
Для республики характерно:
•Выборность главы государства и других высших органов на определенный срок.
•Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа.
•Преимущественная защита интересов граждан
•Взаимная ответственность государства и личности.
Республики подразделяются:
Парламентская республика:
-В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте.
-Еще характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента. Перед которым правительство несёт политическую ответственность за свою деятельность.
Президентская республика:
-В руках президента сосредоточены полномочия главы государства и правительства;
-Президент имеет права роспуска парламента;
-Он представляет страну на международной арене, подписывает международные соглашения.
-Президент по своему усмотрению назначает на должности правительства.
Супер президентская республика:
-Президент обладает большими полномочиями; Например: назначает должностных лиц без соглашения парламента.(Многие государства Латинской Америки)
Политико-правовой режим.
Политико-правовой режим– это совокупность приёмов и методов осуществление государственной власти.
2 политических режима:
1.Демократический (по мнению западных политологов в настоящее время насчитывается 20 «старых демократий» и около 40 «новых демократий»)
2.Недемократический:
-авторитарные
-тоталитарные
-фашистские
-военные
Факторы разграничения политических режимов на демократические и недемократические:
1.Характер и мера осуществления власти. 2.Механизм формирования власти. 3.Характерные взаимоотношения общества и государства. 4.Роль и значение негосударственных организаций и структур. 5.Характеристика существующих в обществе запретов. 6.Роль и диалоги в жизни общества. 7.Характерные политические лидерства. 8.Соотношение прав, свобод, обязанностей граждан. 9.Положение средств массовой информации. 10.Роль политических партий. 11.Характеристика взаимоотношения между законодательством и исполнительной ветвями власти. 12.Роль и значение органов подавления. 13.Преобладающие меры руководства. 14.Наличие эффективного механизма, защиты прав и свобод личности независимым судом.
Государственный аппарат.
Государственный аппарат– система специальных органов учреждений, с помощью которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
Признаки государственного аппарата:
1.то целостная иерархическая система гос. органов и учреждений правомочных совершать действие составляющих монополию гос.
2.Гос. аппарат состоит из особого разряда людей специально занимающихся только управлением.
3.Функции всех звеньев гос. аппарата обеспечивают организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительном воздействии.
4.Гос. аппарат призван надежно гарантировать права и свободы граждан
5.При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции гос.
Структура механизма государственного аппарата:
1.Подсистема, государственные органы, государственные учреждения.
Имеется 3 подсистемы:
-Высшие органы государства
-Местные органы власти
-Органы суда, прокуратуры, армии.
Основной структурный элемент государственного аппарата – это государственный орган.
Государственный орган – это первичный и важнейший структурный элемент механизма государства, который участвует в осуществлении функций государства и наделён для этого властными полномочиями.
Правовое государство.
Правовое гос.–это гос. в котором созданы условия для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, а также для последовательного ограничения с помощью права гос. власти в целях предотвращения злоупотреблений с её стороны.
Важнейшей соц.–эконом. предпосылкой правового гос. является формирование гражданского общества. полит.предпосылкой является политический плюрализм.
Нравственной предпосылкой является общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.
В основе концепции правового гос. лежат следующие признаки:
1.Господство прав и его приоритет перед гос. означает: первичность права по отношению к гос., отказ от преимущественного администрирования в гос. деятельности, господство права во всех сферах обществ. жизни, гос. рассматривается как инструмент реализации права.
2.Верховенство закона означает:
-Закон обладает высшей юр.силой
-Все иные НПА должны закону соответствовать и не противоречить
-Не должно быть законов несоответствующих воле народа
-Закон должен быть правовым
-Сам закон должен приниматься на основе действующего законодательства
-Закон обязателен для всех , никто не должен себя ставить над законом
-Не должно быть место телефонному праву
3.Незыблемость закрепленных в конституции прав и свобод чел., их всесторонняя защищенность и гарантированность, означает, что права и свободы человека рассматривать как естественное состояние чел. и результат соц. прогресса.
4.Взаимная ответственность гос. и личности.
5.Принцип разделения властей, при условии, что все ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга.
6.Реальная независимость суда.
7.Эффективная форма надзора и контроля за осуществлением законов.
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРАВА.
Сущность права– это его главное внутреннее и относительно устойчивая, качественная основа, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.
Функции права –это основные направления правового воздействия на общественные отношения и поведения людей. Именно в функция проявляется сущность и соц. ценность права.
Функции права делятся на 2 группы:
1.Общесоциальные (внешние):
-политическая; -экономическая; -социальная; -экономическая; -воспитательная.
2.Специально-юридические (внутренние):
-регулятивная – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить упорядоченность общественных отношений. Она подразделяется на:
ü Регулятивно-статическая(постоянная)
ü Регулятивно-динамическая
ü Охранительная
ПРАВО И ЭКОНОМИКА.
2 вида:
· Базисные
· Надстрочные
Экономические отношения относятся к базисным, все другие – это надстрочные – менее важные.
Экономические отношения – это отношения связанные с необходимым для людей продуктом.
Экономические отношения существуют в обществе в основном с определенным содержанием права, но имеется обратная связь. Получив от государства особое юридическое закрепление, нормы права в значительной
))ет ава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается зависимой от избирательно степени действуют самостоятельно. Их действие может затрагивать экономические отношения, более того, любая экономика не может существовать без регулирования экономических отношений с помощью права.
Связь имеется прямая и обратная!
Взаимодействие права и экономики:
- Экономические отношения могут нормально функционировать исключительно в правовой форме.
- Единой юридической основой отношений экономического цикла является право собственности.
- Обмен трудовой деятельностью и результат труда осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками.
- Вмешательство государства в экономические отношения могут быть позитивными, если защищены наруш. права одной из сторон и негативными, если при этом нарушена свобода собственников.
- Право есть способ саморегулирования экономики.
- Для успешной деятельности на рынке все собственники должны быть свободны т.е. самостоятельно решать что производить, в каком количестве и по какой цене продавать.
- Право не просто воздействует на экономику, оно ее неразрывная часть.
ИСТОЧНИКИ ПРАВА.
В юридической науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают систему элементов, из которых структурно состоит право, а под внешней формой – комплекс источников, закрепляющих правовые явления (нормы).
Общая теория права выделяет следующие основные источники права: нормативный правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, религиозные писания. В различных странах применяется несколько источников права. В зависимости от исторических этапов и особенностей развития определенные из них приобретают доминирующее значение.
нормативный правовой акт –это официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы.
Правовой обычайпредставляет собой правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий. Обычай был основным источником права на ранних этапах развития государства.
Юридический прецедент– судебное или административное решение по конкретному делу, которое становится образцом для рассмотрения подобных дел в будущем.
Нормативный договор – такой источник права, при котором субъекты права путем письменного соглашения устанавливают для себя взаимные права и обязанности. Внутри страны нормативные договоры могут заключаться между различными регионами, между правительством и отдельными регионами (например, по поводу создания свободных экономических зон), между администрацией предприятия и трудовым коллективом и т. д.
религиозные писанияиграли существенную роль в средние века. Тогда к ведению церковных судов относились семейно-брачные дела, некоторые имущественные споры и даже уголовные дела (например, по обвинению в колдовстве). В странах, где за основу принято мусульманское право, религиозные нормы остаются основным источником права.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЕГО ВИДЫ.
Под правотворчеством понимаютдеятельность управомоченных органов государства по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов. Понятие правотворчества охватывает все виды и способы (формы) деятельности по возведению воли государства и общества в закон. В юриспруденции выработан целый ряд принципов правотворчества: 1. Демократизм, суть которого заключается в обеспечении свободного демократического порядка разработки, обсуждения и принятия нормативных актов. 2. Законность. В соответствии с этим принципом нормативные акты должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных правотворческому органу. 3. Научная обоснованность, предполагающая глубокий научный анализ соответствия принимаемого акта потребностям общества. 4. Профессионализм.В процессе принятия и разработке новых норм права должны принимать участие лица, имеющие профессиональную подготовку и опыт работы. 5. Гуманизм, предполагает всесторонний учет, обеспечение прав и свобод личности. В юридической литературе выделяются следующие виды правотворчества:
-принятие нормативно-правовых актов органами государства;
-непосредственно народом путем референдума;
-заключение различного рода договоров (соглашений), содержащих нормы права;
-санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями.
В Республике Беларусь, как и в других европейских странах, наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов органами государства. В рамках этой правотворческой процедуры наиболее разработана законодательная процедура (процедура подготовки и принятия законов). Основные положения этой процедуры закрепляются в Конституции и специальных законодательных актах. Порядок подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования нормативно-правовых актов Республики Беларусь установлен Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года.
Предмет и методЫ общей теории права.
ОТП относится ко всем другим юр. дисциплинам и наукам.
Права- это совокупность общеобязательных издаваемых государством правил поведения, в целях регулирования общественных процессов, с помощью различных способов и методов и в том числе с помощью принуждения.
Предмет науки- это то, что наука изучает, кроме понятия предмет. Есть объект науки - это понятие более широкое, один объект может быть у нескольких наук. Объектом ОТП является государством и правом.
Предметом ОТП являются общие закономерности развития и функционирования государства и права.
Метод науки - способ изучения, познания тех или иных явлений окружающей действительности.
Методы:
- ИСТОРИЧЕСКИЕ (используется большинством наук)
-ОБЩЕНАУЧНЫЕ:
-Системный (рассмотрение явлений как сложных систем)
-Статистический (Использование статистики для изучения государства и права)
-СПЕЦИАЛЬНЫЕ (Методы, которые используются какой-то только одной наукой. Например: ОТП использует метод сравнительного правоведения)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА.
Теологическая теория:
Это теория древнейшая, ее создатели считают, что государство существует вечно и произошло в силу божественной воли, а поэтому каждый должен подчинятся государственной власти во всем, также указывается, что бог творец всего на земле, в том числе и государства, и поэтому постичь природу сущности государства невозможно. Основной недостаток теории опирается не на научные доказательства, а на веру!
Патриархальная теория:
Эта теория получила широкое распространение в древней Греции и в древнем Риме. У истоков этой теории стоял Аристотель, который считал, что государство это естественная форма человеческой жизни, как существа, люди стремятся к образовании патриархальных семей. Увеличение этих семей и их объединение приводит к образованию государства. Таким образом, сторонники данной теории делают вывод о том, что государственная власть есть продолжение власти отцовской. Особое развитие эта теория получила в Англии (монархия).
Теория насилия:
Представители: Михайловский, Гумплович.
Авторы данной теории, причины происхождения государства объясняют тем, что территория земного шара, по их мнению, перенаселена. И у всех народам хочется расширить границы своего проживания, а поскольку свободных земель, то это приводит к войне. В итоге 1 народ завоевывает другой и для управления им требуется какая-то организация, ею становится государство.
Психологическая теория:
Эта теория объясняет возникновение государства свойств психики человека. Представители: Бакунин, Петражицкий говорят о том, что все люди в соответствии со своей психикой делятся на 2 группы:
1.Лидеры, обладающие хорошими организационными способностями и стремящиеся руководить.
2.Люди, которые по своим деловым свойствам являются хорошими исполнителями, не предназначены для руководителя работы. Это объяснение послужило причиной образования государства.
Теория договорного происхождения государства:
Представители: Эпикур, Гроцкий, Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо. Представители данной теории утверждали, что образование государства предшествовало естественное состояние человечества. Люди обладали по факту своего рождения естественными правами. Затем люди ради своего благополучия заключали общественный договор по созданию государства. Для этого они часть своих прав передают государству и берут на себя обязательство подчиняться государству, а государство обязуется охранять права и свободу людей.
Марксиско-Ленинская теория происхождения права:
Данная теория связана с изменением экономических отношений. Она образовалась в период первобытно-общинного общества. Когда совершенствование орудий труда приводит к земледелию, а потом и к разделению труда, т.е. отделение от скотоводства земледелия и образования ремесла. В результате значительно повышается производство труда и излишки продуктов. Со временем наиболее крупные и богатые семьи начинают захватывать производимые продукты, лучшие земли и беднейшую часть населения превращают в рабов. Возникают антагонистические отношения. В такой ситуации организация публичной власти перестаёт справляться со своими обязанностями и появляется государство.