А как дела с этим обстоят в Европе?
В ФРГ лоббирование осуществляется через «группы интересов», создаваемые на региональном уровне, и различные совещательные комитеты и комиссии при федеральных ведомствах. Наиболее сильными в ФРГ является аграрное, химическое, автомобильное лобби. Активно использует совещательные органы при министерствах правительство Японии. Что касается России, то у нас формы выражения интересов людей является создание и функционирование так называемых Общественных палат (при президенте России, при министерстве обороны, при главах республики и областей). Однако, Закона «.о лоббистской деятельности» у нас (в отличие от США) нет.
Итак, лоббизм включает в себя:
1. персональный контакт с представителями власти
2. участие в заседаниях парламентских комитетов и министерств
3. работу в экспертных группах по подготовки законопроекта;
4. Воздействие на законодателей и правительство через общественное мнение и СМИ;
5. Доклады, письма со стороны бизнеса и общественных организаций властным структурам;
6. Приведение в различные общественные компании для оказания воздействия на законодательные органы и т.д.
Проблемы имиджа страны.
Как мы знаем, PR-деятельность направлена, прежде всего, на создание положительного имиджа организации (фирмы, партии). Это очень важно для достижения успехов в ее деятельности. А если это так, то PR-деятельность может быть направлена также на создание положительного имиджа страны – перед другими странами. Чем лучше о нас будут думать за рубежом, чем скорее будут сломаны былые стереотипы образа врага в лице России, тем для нас же лучше. Это позволит налаживать взаимовыгодное отношение страны с другими странами – экономические, политические, культурные.
Между тем, на сегодня ситуация далека от желаемого: между многими странами существует недоверие, возникает противоречие, а то и ненависть. Такое положение вещей часто приводит к прямым столкновениям, а то и войне. Поэтому сегодня перед многими странами стоит задача: улучшить свой имидж перед другими странами, с тем, чтобы преодолеть взаимное недоверие и неприязнь. Для этого необходимо:
1. Самим стать чуть лучше, чем это было вчера: не угрожать другим, в собственной стране сохранять нормы демократии и свободы рыночной экономики. Это – объективная сторона дела.
2. Государственным органом и его PR-службам необходимо развернуть активную деятельность на внешнеполитической арене по «облагораживанию» образа России.
Какие же факторы являются решающими для имиджа страны? Многие выделяют критерии конкурентоспособности. М.Портер, например, определяет конкурентоспособность государства как производительность, которая понимается, как эффективное использование рабочей силы и капитала и результируется в величине национального дохода на душу населения (по этому критерию мы занимаем место в мире из более чем 140 стран где-то середину: 65-68 место). Например, НД на душу населения составляет в США около 40 тыс. $, в Германии – 33 тыс. $, в России – 13-14 тыс. $, т.е. мы работаем менее чем в 3 раза эффективно, чем в США и Европе. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получивший название конкурентный ромб по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся:
1. Факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал и инфраструктура
2. Условия внутреннего спроса: качество спроса и развитие объема спроса
3. Смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): в сфере поступления сырья и полуфабрикатов, в сфере оборудования, в сфере использования сырья, оборудования, технологий. (имеется в виду, чтобы сырье и полуфабрикаты доставлялись возможно коротким путем, обрабатывались в возможно короткое время, а произведенная из них продукция в кратчайшие сроки доставлялась до потребителей)
4. Стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм
Ясно, что по этим критериям, Россия не может похвастаться и уступает многим передовым странам (где все отлажено и отработано, хотя по первому критерию – факторным условиям – мы ничуть не хуже других стран, а где то и лучше: например, по объему располагаемых природных ресурсов). Кроме того, есть более частные показатели делового имиджа страны, одним из которых является инвестиционная привлекательность страны. Такими привлекательными факторами для бизнеса являются:
1. Политическая стабильность в стране
2. Низкие налоги
3. Отсутствие бизнес-криминала
4. Возможность получения недорогих кредитов
5. Наличие развитой социальной инфраструктуры (комфортабельных домов и гостиниц, хороших дорог, телефонно-телеграфной связи с внешним миром
По этим показателям Россия далеко не на первом месте. Для улучшения имиджа нашей страны в глазах иностранцев надо менять и улучшать все факторы нашего развития: экономические, политические, культурно-духовные и чисто бытовые.
PR и органы власти.
Развитие PR в государственной структуре является атрибутом демократическогообщества. Участие граждан в управлении (через выборы), зависимость гос структур от настроения и желания людей вызвало необходимость выработке определенных форм и методов работы государства со своим населением.
Индира Ганди: «PR – это смазка для демократии»
В наше время, фундаментальным является следующее положение: в 20 веке, государство утратило положение единственного (и особого) носителя властных полномочий. Оно оказалось в окружении сложной системы институтов и отношений, которые соединили его с обществом. Как отмечает Т. Парсонс, произошло рассредоточение ресурсов власти и сформировался еще один полюс власти в лице структур и организаций гражданского общества (общественной палаты). Возникла проблема взаимоотношения между двумя полюсами носителей власти. В наше время успешность, эффективность деятельности властных структур в первую очередь зависит от того, насколько адекватно реагируют они на изменение в обществе, насколько умеют эти структуры приспособиться (адаптироваться) к ним и обеспечить понимание своих действий со стороны общественности, поэтому власть стремиться распространять информацию о своей деятельности, разъяснять свои цели, задачи, позиции, как по внутренним, так и внешне-политическим вопросам. Власть стремится быть открытой и понятной населению, важнейшую роль в этом процессе играют PR-технологии.
Фундаментальной базой PR в государственной сфере являются 2 принципа:
1. Органы государственного управления должны отчитываться перед гражданами о своей работе;
2. Эффективной может быть только власть, которую поддерживает общественность, народ;
Определенную специфику имеют PR-отношения на уровне органов местного самоуправления (на уровне города, района, села). Здесь в наибольшей степени проявляются возможности PR как симметричной коммуникации. Органы местной власти наиболее приближены к населению, максимально подотчетны ему. В их деятельности должна быть четко отлаженная обратная связь, обеспечивающая постоянный контакт с избирателями и налогоплательщиками. Поэтому самая близкая к населению власть должна быть максимально открытой и понятной. Технологии PR помогают довести до людей проводимой местной властью политику, детально и подробно информировать о принимаемых решениях, о расходовании бюджетных средств. Задача PR – наладить постоянный диалог органов местного самоуправления и населения.
Россия – страна молодая в плане демократических и рыночных преобразований (20 лет – с начала 90х). Поэтому короткую историю имеют и PR-технологии, следовательноPR службам есть чему поучиться, что перенять из опыта западных стран и использовать их в своей работе. В основе системы гос управления России лежат 2 принципа:
1. Разделение властей на ветви (законодательная, исполнительная и судебная ветви).
2. Принцип комплементарности, т.е. разделение на уровни управления (федеральный, региональный, муниципальный).
И во всех ветвях и на всех уровнях власти сегодня действует подразделение, отвечающее за связи с общественностью или пресс-службы. Названия у них могут быть различными (PR-отдел, пресс-служба, PR-департамент), но суть одна – проведение государственной информационной политики и приближение власти к народу.