Общественные отношения (PR) в Европе.
Родиной европейскихPR считается Великобритания. Здесь появились первые структуры по управлению общественными отношениями. В 1854 году Министерство Почт Великобритании заявило о необходимости объяснения своей работы общественности. Особенно активно формируется PRво Великобритании в годы первой мировой войны и последующие десятилетия. Правительство стало использовать PR-технологии для разъяснения своей политики в вопросах пенсионного обеспечения, программ здравоохранения и жилищного строительства. В 1918 году был установлен пост пресс-секретаря при короле, министерствах стали появляться представители по связам с прессой, а к началу второй мировой войны представители по управлению общественными отношениями появились и в органах местного самоуправления.
С началом второй мировой войны. Создается министерство военной информации. В послевоенный период наибольшее развитие PR получает в сфере государственного управления. Формируется как научная и учебная дисциплина. 1948 год вошел в историю Британского PR как год создания Института PR. Этот институт стал центром академической подготовки и профессионального совершенствования. В 1969 году создается Ассоциация PR-консультантов Великобритании(PRСA).
Всемирную известность имеет автор ряда учебников много лет возглавлявший международную ассоциацию PR – Сэм Блек. На русский язык переведен его учебник «PR – что это такое». Эта книга издана в 1990 году тиражом 65 тыс. экземпляров. Сыграло значительную роль: многим россиянам прежде не знавшим практически ничего о PR, книга Сэма Блека открыла дорогу в новую профессию.
По мере развития общественных отношений в странах Европы все более ярко заявляет о себе PR во Франции. Здесь появляются крупные имена, которые закладывают основы европейскогоPR в теории и практике. Отцом теории европейских PR считается Люсьен Матра. Первый этап развития PR во Франции – это десятилетие после второй мировой войны. В это время была создана французская Ассоциация PR, а крупные компании создали отделы «Внешних отношений». Второй этап развития PR во Франции – середина 50х – начало 70х гг. в это время большое значение придается созданию положительного образа компании, налаживание обратной связи с общественностью. В 60гг профессор Шарль-Пьер Гильбо создал в рамках Сорбонны новое учебное заведение – высшую школу информационных и коммуникационных наук – СЕЛСА. Это было первое высшее учебное заведение, объединившее усилие практиков и теоретиков по преподаванию коммуникационных дисциплин… Выборы президента 1965 года благодаря ШарлюД’Голлю проходит с активным использованием телевидения, опросов общественного мнения, афиш и консультационных услуг экспертов. Третий этап: 70е - начало 90х гг. В это время появляется много теоретических трудов о PR. Происходит легитимизациялоббизма(?). В 1974 г во Франции впервые проводятся теледебаты между кандидатами в президенты. Четвертый этап: 90е г – до наших дней. Эта эпоха бурного развития коммуникационных технологий, интернета, интернационализация бизнеса…
В 50е годы в Европе происходит активная институционализация PR. Создаются национальные и международные профессиональные сообщества. В эти годы появились национальные ассоциации PR в Бельгии, Ирландии, Швейцарии, Германии, а в 1955 г была создана международная ассоциация PR(IPRA). Произошло это в Лондоне. В 1959 году – утверждена европейская конфедерация PR(СEPR). Данные профессиональные организации внесли большой вклад в развитие цивилизованныхPR
История российских PR.
В Советском Союзе PR технологии не использовались, если даже использовались, то под другим названием, например: партийная пропаганда, партийная агитация и т.п., все это делалось под эгидой КПСС. Это – в политике, а в экономике в условиях отсутствия рыночных отношений – не было ни рекламы, ни маркетинга, ни PR-технологий.
С переходом к рыночной экономике и демократическому устройству общества, которой произошел в конце 80х годов 20 века, появилась необходимость и в рекламе (предприятия стали самостоятельными, сами должны были продавать свою продукцию, а тут без рекламы не обойтись) и маркетинг () и иPR в условиях демократического общества партия и отдельные индивиды борются за власть, а эта борьба может быть успешной только при использовании PR-технологий, хотя в прочем по настоящему, эпоха PR начинается только в 90е годы, с переходом к реальном рыночной экономике и реальной демократии.
Можно выделить следующие этапы развития общественных отношений, как сферу деятельности:
1. 1991-1994 гг. – период начального формирования PR-рынка. Важнейшей вехой этого периода является создание Российской Ассоциации по Связям с общественностью (РАСО) 3 июля 1991 г. Учредителями РАСО выступили Союз журналистов России, МГИМО, Национальная Рекламная Ассоциация. Президентом РАСО был избран профессор МГИМО А. Ю. Борисов. С 1996 года РАСО ежегодно проводит международные научно-практические конференции – «Дни РАСО в Москве».
Первый период развития PR в России характерен тем, что начинает формироваться рынок PR-услуг. Появляется десятки отечественных PR-фирм, кроме того, начал формироваться система PR-образования (курсы, семинары и т.п.).
2. 1992 – 2002 гг. – формирование развитыхPR-отраслей. Это было связано с тем, что появляется правовая основа PR-деятельности: были приняты законы о рекламе, о СМИ, об информации, информатизации и защите информации. Эти законы регулируют PR-деятельность лишь косвенно (прямого закона о PR нет), но и этого достаточно.
Рынок PR услуг в этот период стремительно развивается, появляются все новые и новые PR-фирмы (1997 их было уже более 1 тыс.).в 1997 году была утверждена национальная премия в области связи с общественностью «Серебряный лучник», а также региональные премии в области PR.
За 90-е годы сформировалась система профессиональной подготовки: в ряде вузов открылись специальности под названием «Связи с общественностью». К концу 90х годов более 60-ти вузов страны получили лицензию на подготовку PR-специалистов (сейчас их более 200). В 2006 году такую специальность открыли и в ЧГПУ. Издаются ежемесячные PR-журналы: «Советник», «СО Общение», «PR в России» и журнал «PR-диалог». Стали выпускаться учебники по этой специальности, их авторами являются: А.Чубиков, М.Шишкина, А.Зверинцев и И.Алешина.
РАСО ведет большую работу по установлению принципов профессионального поведения области PR в России. В 1994 году была принята «Декларация профессиональных и этических принципов PR», в сентябре 2001 года был принят Кодекс профессиональных и этических принципов в области связи с общественностью.
3. 2003г. - до наших дней. В этот период были изданы новые учебники и учебные пособия для студентов специальности «Связи с общественностью»; проведено ряд научно-практических конференций. PR-специалисты активно участвовали на парламентских выборах 2007 и 2011 годов и на президентских выборах 2008 и 2012 годов. Отметим, что именно накануне выборов, возрастает спрос на PR-специалистов и PR-технологий.
Таким образом, хотя PR в России имеет краткую историю (всего 20-25 лет), PR-технологии в России успешно развиваются.