В самом праве различал три основных аспекта права.

· Право, как правопорядок(т.е. право не только нормативное предписание , но и как совокупность уже сложившихся реальностей ).

· Нормативная сторона права(т.е. право составляют нормативные предписание).

· Процессуальная сторона права(т. е. право как судебный и административный процесс, отправление правосудия).

в) Теория солидаризма Леона Дюги

В первой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги(1859 -1928 ) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.

Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности.

Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальные связиоснованы на разделении труда.Сотрудничество классов в процессе разделения трудаприведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций.

Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: "не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения".Социальная норма солидарностисоставляет основу всего объективного права.

Юридическая норма- это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией.

Норма социальной солидарностисоздает для индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав.

Существует лишь объективное право- юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.

29.Сущность права. Его ценность и социальное назначение.

Сущность представляет собой категорию, означающую самое главное и существенное в чем-либо, совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления. Таким образом, сущность права – это внутренние необходимые ключевые стороны этого явления. Как отмечено выше, праву присущ волевой характер. В связи с этом вопрос о сущности права сводится к вопросу о том, чью волю оно выражает, чьи интересы воплощает.

Кроме того на право, его сущность большое влияние оказывает состояние экономики, национальный состав населения, исторические традиции и другие факторы.

В юридической науке в основном сложилось два подхода к сущности права: классовый и общесоциальный.

В рамках классового (марксистского) подхода право определяется как воля господствующего класса. К.Маркс и Ф.Энгельс в «Манифесте коммунистической партии», обращаясь к буржуазии как к экономически господствующему классу, отмечают на этот счет: «…право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». С этой точки зрения сущность права раскрывается через его понимание как мощной социально-политической силы, как инструмента классового и политического господства. Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации. Тем самым сущность права предопределяет такие его свойства, как общеобязательность, гарантированность в случае нарушения силой государственного принуждения, защита прежде всего интересов господствующего класса.

Сторонники общесоциальногоподходарассматривают право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества, средство поиска согласия, взаимных уступок. По их мнению, именно на это должны быть направлены основные усилия, принуждение должно использоваться во вторую очередь.

Наряду с рассмотренными основными можно выделить и иные подходы к сущности права. Речь идет о религиозном, расовом, национальном и иных подходах, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут преобладать в праве. Ряд ученых полагает также, что сущность права проявляется в его органической связи с принципом справедливости.

Слово «назначение» в русском языке означает область, сферу применения чего-нибудь. К вопросу о социальном назначении права неизменно обращались философы, социологи, юристы и политические деятели самых различных эпох.

Аристотель видел назначение права в том, чтобы установить справедливость в обществе: для него право и справедливость выступают равнозначными понятиями. Демосфен считал, что социальное назначение права в установлении порядка, которому должны следовать все люди. Древнеримский юрист и оратор Цицерон усматривал социальное назначение права в том, что оно предписывает необходимые действия и запрещает нежелательные. Гуго Гроций определял социальное назначение права как выражение им моральных правил, предписание справедливых действий. Немецкие философы Георг Гегель и Иммануил Кант видели социальное назначение права в том, чтобы обеспечить интересы личности, интересы человека и гражданина.

Однако более пристальное внимание вопросам социального назначения права стало уделяться в начале XX в. Отдельные ученые (Л.Дюги, Н.М.коркунов, Л.И.Петражицкий и др.) обратили внимание на разнообразные социальные аспекты действия права. Появилась теория социальных функций права, суть которой заключалась в попытках объяснить общественную природу права, его социальную ценность, многосторонность действия, важность права для решения социальных задач.

Каждый из перечисленных исследователей по-своему объяснял социальное назначение права, зачастую они исходили из совершенно различных позиций, но общим в них является то, что они указывали на осуществление правом социальных (общественных) функций, видя в них проявление как социальной природы, так и социального назначения права.

В современной юридической литературе признается значение права как необходимого инструмента регулирования экономических отношений, отношений по использованию природных ресурсов, по охране окружающей среды, по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, в утверждении народовластия, институтов демократии. В целом социальное назначение права проявляется в закреплении необходимых отношений, искоренении негативных явлений из жизни общества, создании условий для благоприятного развития новых, более прогрессивных отношений.

Ценность права. Слово «ценность» означает важность, значение, способность того или иного предмета, явления быть полезным для достижения определенной цели. Рассмотрим ценность права относительно общества, государства и личности.

Ценность прав для общества проявляется в том, что оно:

1) является средством организации управления общественными процессами, отношениями между людьми, организациями;

2) представляет собой действенный инструмент защиты существующего общественного строя;

3) признается средством обновления общества, развивает те общественные отношения, в которых оно заинтересовано;

4) реализует нравственные принципы, например, принцип справедливости, принцип свободы;

5) устанавливает правовые основы функционирования важнейших институтов гражданского общества (рыночная экономика, СМИ, система образования и др.);

6) выступает средством разрешения социальных конфликтов;

7) содержит нормативные предпосылки законности и правопорядка, препятствует проявлению произвола, противоправных явлений, способствует их искоренению.

Ценность права для государства проявляется в нескольких следующих направлениях:

1) правовые предписания используются для организации, упорядочения структуры государственного механизма. С помощью права определяются компетенция, властные полномочия государственных органов, порядок их формирования (выборность или назначаемость и др.); отношения субординации 2) правовые нормы необходимы для осуществления функций государства (правотворческая, исполнительно-распорядительная, контрольно-надзорная), способствуют осуществлению основных направлений государственной деятельности на основании закона и в его рамках.

Ценность права для личности. Посредством права личность наделяется правосубъектностью, правовым статусом, статусом гражданина, системой прав и обязанностей, определяющей ее правовые возможности в обществе. Право также берет под защиту такие свойства личности, как жизнь, здоровье, честь, достоинство. Право побуждает государственные структуры действовать с учетом того, что человек, его права и свободы конституционно признаны высшей социальной ценностью.

В заключение отметим, что аксиологический (ценностный) подход к праву позволяет более глубоко и объемно рассмотреть его сущность, специфические особенности, регулятивные свойства.

30.Функции и принципы права.

Право имеет определенные направления влияния и строится на конкретных правовых и демократических началах (принципах).

Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения Назначение функций состоит в том, чтобы определить активную и многогранную роль права в гражданском обществе с позиции его оп плыву на общественные отношения между людьми.

Функции права разделяют на общих социальных и специальные юридические Рассмотрим функции права, относящиеся к общесоциальных.

Гуманистическая функция характеризуется тем, что право охраняет и защищает права и свободы человечества, народа, человека.

Организаторско-управленческая - право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем.

Информационная (коммуникативная) - право информирует людей о свободе законодателя.

Оценочно-ориентировочная - поведение людей оценивается учитывая законы государства, указывает на бесконфликтные, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного поведения

Идеологически-воспитательная - право формирует у человека определенное мировоззрение, воспитывает у нее образцы правомерного поведения. Например, человек следует нормам уголовного права, не нарушает запретов и действует в пределах определен них обязанностей и тем самым реализует нормы права в рамках правомерного поведения. Достаточно того, что человек знает пределы своих возможностей, не нарушает требований права.

Гносеологическая (познавательная) - право же выступает как источник знаний Например, изучая нормы права, субъект права имеет возможность получить знания об объеме льгот, допустимые нормы вредных выбросов в атмосферу, о своих правах и обязанностях тощо.

К специальным юридическим функциям права относятся регулятивную (статическую и динамическую) и охранной

Регулятивная функция направлена на урегулирование общественных относил способом закрепления желаемого поведения в тех или иных отраслях или институтах права Регулятивно-статическая функция - оказывает влияние права на общественные отношения, закрепляет и регулирует общественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя; регулятивно-динамическая - осуществляет такое воздействие права на общественные отношения, обеспечивает динамичное развитие гражданского общества.

Охранительная функция направлена на охрану соответствующей системы общественных отношений, на обеспечение их неприкосновенности со стороны правонарушителей, на недопущение правонарушений, уменьшения или устранения их и с повседневной жизнью.

Принципы права - это закрепленные в праве исходные нормативно-руководящие положения, характеризующие его содержание, основы, указанные в нем закономерности общественной жизни

В современной юридической литературе признают принципы демократии, законности, гуманизма, равенства всех перед законом, взаимной ответственности государства и личности и т.п. Различают также общеправовые межотраслевые, отраслевые принципы и принципы институтов права.

Принципы права как руководящие юридические требования отражают особенности и специфику юридического права, имеющие нормативный, регулятивный характер, определяют и направляют правомерное поведение людей В теории права существуют различные классификации принципов. Например, их делят на общечеловеческие, типологические, конкретно-исторические, отраслевые, межотраслевые и принципы институтов права.

Общечеловеческие принципы права характеризуют как юридические основы, идеалы или основы, обусловленные определенным уровнем всемирного развития цивилизации, воплощают в себе лучшие, прогрессивные достижения правовой й истории человечества, признаны международными нормами прав.

Такими принципами являются:

а) закрепление в праве меры свободы человека и обеспечения его основных прав;

б) юридическое равенство одноименных субъектов во всех правоотношениях;

в) верховенство закона как акта нормативного волеизъявления высшего представительного органа государства;

г) взаимосвязь юридических прав и обязанностей;

г) регулирования поведения людей и их объединений по обще-разрешенным типом правового регулирования: \"разрешено все, что прямо не запрещено законом\";

д) деятельность органов и должностных лиц по принципу: \"разрешено только то, что прямо предусмотрено законом\";

е) четкое закрепление правовыми нормами процедурно-процессуальных механизмов обеспечения (гарантирования) прав человека и осуществления им своих обязанностей;

е) осуществление правосудия только судами как эффективная гарантия прав человека;

ж) юридическая ответственность человека за свое противоправное поведение;

с) обязательное действие принципа презумпции невиновности лица в обществе

Типологические принципы определяются как руководящие принципы, идеи, присущие всем правовым системам определенного исторического типа, отражают его социальную сущность, к примеру, рабовладельческому типу права были присущи следующие принципы: тесное переплетение норм права с родоплеменными обычаями, влияние религии на формирование права; непризнание рабов субъектами права; ярко выраженный классовый характер действующего права, охрана частной собственности и тяжкие наказания за покушение на рабовладельческую собственность, отсутствие четкой формулировки состава преступления.

Феодальный тип права базировался на следующих принципах: право привилегий, мало сословный характер; открытое право применения силы (кулачное право); партикуляризм, т.е. раздробленность права, наличие каноничного (церковного) права, мало юридическую силу; жестокость и широкая возможность судебной расправ.

Особенности современных переходных типов правовых систем заключаются в постепенном воплощении общечеловеческих ценностей, отраженных в общечеловеческих принципах права

Конкретно-исторические принципы права определяют как основные принципы, отражающие специфику права определенного государства в реальных социальных условиях К ним относят, например, такие: принцип демократизма, прринцип законности, принцип гуманизма, принцип равенства всех перед законом, принцип взаимной ответственности государства и лиц.

Отраслевые и межотраслевые принципы характеризуются тем, что охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства. К ним, в частности относят принцип гласности судопроизводства и принцип полной материальной ответственности, принцип индивидуального наказания или взыскания.

31.Типология права.

Познание государственно-правовых явлений требует поиска общих принципов подхода в их исследовании, отражающих переход государств и правовых систем из одного состояния в другое. Типология, или классификация по типам представляет собой объективно необ­ходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития, исторически неизбежной смены одних типов госу­дарства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и пра­ва.

Первые попытки типизации с позиции социально-политической характеристики были предприняты еще Аристотелем. Право как и государство, Аристотель рассматривает как явление политическое, он считает невозможным существование неполитическо­го права. Типология исторически известных видов права — это их классификация по единому критерию, их деление на однородные (однотипные) группы. В литературе имеются разные варианты такой классификации. По аналогии с типами государства. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

На основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических признаков: 1) национальные правовые системы; 2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников). С учетом основных правовых систем (правовых семей): 1) Романо-германская правовая семья стран континентальной Европы, к этой же семье относится и соврем. Российское право, право стран латинской Америки. 2) правовая система Англосаксонская. Англосаксонский тип права - общий тип. Эта система зародилась и получила распространение в Англии, но была воспринята США, Канада и т.д. 3) религиозная правовая система - религиозный тип права: мусульманское право, индусское право и иудейское право. 4) - традиционная правовая система - традиционный тип права. Эта правовая система распространена в странах экваториальной Африки и на Мадагаскаре.

Типология права, выдвинутая профессором Лейстом О.Э.: сословное социальное формальное. Типология права, выдвинутая С. И. Архипов, на основу пяти критериев классификации: 1) общность генезиса (возникновения и последующего развития); 2) общность источников, форм закрепления и выражения норм права; 3) структурное единство, сходство отрасли, суботрасли, другие подразделения; 4) общность принципов регулирования общественных отношений; 5) единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.

В типологии права следует исходить из того, что ее определяющим, наиболее общим критерием является законодательное закрепление исторически обусловленной справедливости - решающего фактора, обеспечивающего прогрессивное развитие общества путем создания надлежащих условий для жизни и эффективной деятельности человека в качестве субъекта права.

Исторический тип права - это выраженная в законодательстве исторически обусловленная справедливость, определяемая в конечном счете соответствующим способом производства, наиболее характерно отражающаяся в правовом положении человека в обществе. Человек - основная производительная сила, а производство - главная сфера человечества, непосредственно обусловливающая его прогрессивное развитие. Именно человек является мерой всех вещей, как об этом еще справедливо утверждал древнегреческий мыслитель Протагор. Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. В теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный. При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, т. е. интересам какого класса оно служит. Согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно-экономических формаций - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической - соответствует определенный исторический тип права.

Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации. Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Рабовладельческое право - это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя. Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную.

Первая модель была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. - 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.), вторая - в Древней Греции и в Древнем Риме. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства.

Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. Феодальное право характеризовалось следующими чертами: 1) основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье; 2) феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии. Для каждого сословия создавался свой суд, только крестьяне подлежали суду господина, поскольку находились вне феодальной иерархии; 3) феодальное право - это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права; 4) феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны. Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи; 5) как и право древнего мира, феодальное право сохраняло тесную связь с религией; 6) феодальное право не знало деления на отрасли права.

Составными его частями были городское право, торговое право, каноническое право и королевское право. По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в новое время - эпоху становления буржуазных отношений. Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день. Для буржуазного права характерны: 1) светский характер - это право, которое не связано с религией; 2) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права; 3) разделение права на частное и публичное; 4) признание закона основным источником права. Основной задачей буржазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.

Социалистическое право. Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой на первом этапе - этапе становления и развития социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе -этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа. Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним. В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.

В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике. Понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего, класса устарело. Современная юридическая наука видит в праве закрепленные государством представления общества о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном. Право выступает не орудием классового господства, а средством достижения социального компромисса.

В то же время цивилизационный подход к типологии права ориентирует исследователей на изучение специфики права каждой цивилизации. Однако подобная методология не позволяет выявить общие черты и закономерности развития правового развития человечества и смоделировать единую классификацию. Поэтому современная юридическая наука, изучая историю права, предпочитает понятию “тип права” такие научные категории, как правовая система и правовая семья.

32.Правовое регулирование общественных отношений: понятие, стадии, механизм.

Назначение права, его принципов, как неоднократно уже отмечалось, состоит в регулировании общественных отношений.

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные отношения.

Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование – важнейший вид социального регулирования. Его особенности связаны со спецификой права как особого социального явления: это нормативное регулирование, в основе которого лежат идеи свободы и справедливости.

Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию, называются предметом правового регулирования. Есть объективные и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования.

Иными словами, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регулируются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства. Не регулируются правом отношения с участием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспособными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управляются» нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время прихода домой, место за кухонным столом и т.д.). Все иные общественные отношения могут быть предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве.

Предмет правового регулирования весьма подвижен.

Он может сужаться, и тогда из законодательства «уходят» отдельные нормы или целые их блоки (например, акты, регулировавшие государственно-плановую экономику), а может расширяться. Это происходит в случае появления новых общественных отношений, требующих правового воздействия, что влечет издание новых юридических норм.

Регулируются общественные отношения определенным способом (или их совокупностью), который называется методом правового регулирования. Он, как и предмет правового регулирования, динамичен. По мере укрепления экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития демократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким.

Правовое регулирование может быть эффективным, малоэффективным и неэффективным. Все зависит от степени достижения цели, которая ставилась при издании юридических норм. Эффективность правового регулирования зависит от многих обстоятельств, основными из которых являются соответствие права, всей правовой системы идеям справедливости и свободы, уровню и потребностям экономического развития страны, наличие совершенного законодательства, высокий уровень правовой культуры населения.

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью целой совокупности юридических средств, называемых механизмом правового регулирования. В этот механизм входит подавляющее число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами механизма правового регулирования являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура. Последние два элемента являются «сквозными», ибо они пронизывают весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.

Регламентация общественных отношений – урегулирование с помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений.

Правовая (законодательная) регламентация как стадия правового регулирования состоит в издании юридических норм, охватывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода «подведение под право» общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.

В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, свобод и юридических обязанностей, установления ответственности за нарушение юридических предписаний.

Действие юридических норм – претворение права в жизнь, в реальное поведение людей. Юридические нормы для того и издаются, чтобы действовать.

В действии – реальная жизнь нормы. Действие юридических норм и реализация юридических норм означают, по сути дела, одно и то же. Формы реализации юридических норм – соблюдение, исполнение, использование и применение – это и формы их действия.

Что же касается путей действия права, то они таковы:

а) законодательное наделение лиц и организаций, иными словами, субъектов права, правоспособностью и дееспособностью; обладая такими свойствами, субъекты могут полностью включаться в процесс правового регулирования, а для права создаются условия (предпосылки) его действия;

б) наделение субъектов права субъективными правами и юридическими обязанностями;

в) получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотренных нормами;

г) угроза применения государственного принуждения за неисполнение нормы права, а также реальное применение государственного принуждения.

33.Формы (источники) права.

Рассмотрение формы права предполагает уяснение вопроса о том, какими способами и где формулируются правовые нормы. В самом деле, правовая норма – это всего лишь правило поведения, т. е. абстракция, не существующая сама по себе. Для того чтобы правило поведения, установленное государственным органом, выполняло свои функции, оно должно быть выражено в доступной для восприятия форме. Однако и этого мало. Форма выражения правовых норм должна с достоверностью свидетельствовать о том, что правило поведения установлено государством или подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.

Очень часто понятия «форма права» и «источник права» отождествляются. Строго говоря, это все же разные понятия.

Источники права– это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле «источник» – это как бы корень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Источником права являются объективная реальность, т. е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют три основные формы права.

I. Правовой обычай.Это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось в значительной мере в результате приспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущих классов. Так, первые законы античного и феодального обществ, по существу, были сводами обычного права отдельных племен (Русская Правда, Салическая Правда, Саксонская Правда и др.). Вообще обычай – правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Так, еще в древности зародился обычай передавать имущество умершего его родственникам.

Однако не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права. Как государство признает обычай источником права? Оно может, например, для этого принять нормативно-правовой акт, указывающий на необходимость применения соответствующих обычаев, а может просто осуществлять их защиту в судах. Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ребенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет. Но так как этот обычай применяется судами, то можно признать его правовым.

Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. К некоторым обычаям оно относится безразлично (например, к древнерусскому обычаю «помочи»), а с некоторыми борется (например, с обычаем кровной мести, распространенным среди народов Кавказа).

В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако и в настоящее время эта форма права, хотя и не часто, все же употребляется.

Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств. Вот почему он на протяжении многих веков использовался людьми, а во многих современных африканских государствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинствобычая можно назвать следующие:

1) возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

2) выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и, как следствие, – большая его объективность;

3) устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

4) большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.

Однако обычаям присущи и существенные недостатки.

1) косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;

2) неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;

3) небольшая сфера распространения, местный характер.

II. Юридический прецедент (юри<

Наши рекомендации