Наличие национальной валюты и т. д.
Сущность государства
Сущность государства –смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование.
Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.
Существуют следующие подходы к сущности государства:
Классовый (государство является орудием подавления одного класса другим);
Солидаристский (государство является инструментом, при помощи которого обеспечивается внешняя солидарность индивидов);
Либеральный (государство не единственный институт социума, предназначенный для социального управления, но имеющий социальные функции и призванный охранять интересы индивидов);
Конфликтный (государство возникает с целью недопущения явных столкновений между людьми);
Интегративный (государство возникает для организации больших масс людей для достижения их общего блага.
Сущность государства определяется взаимоотношением между тремя элементами:
1) личность;
2) общество (отдельные классы и сословия;
Государство.
Существуют 2 модели взаимодействия указанных элементов:
1) механическая (правовое государство является вторичным образованием по отношению к индивиду);
2) органическая (указывает на естественность связей элементов в социуме: с одной стороны государство существует вне зависимости от воли индивидлв: с другой – целенаправленная деятельность последних может менять государство).
Связью между элементами в социуме является властькак особое отношение между индивидами, позволяющее упорядочивать отношения внутри социума и достигать определенного результата.
Основные теории происхождения государства: основная характеристика
Название | Мнение |
Теологическая 13 в. Фома Аквинский | Государство – результат божественного промысла, оно вечно, как и сам Бог, государь наделяется церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать Божью волю. |
Патриархальная 17 в. Роберт Фильмер | Процесс создания государства шел по патриархальному пути, то есть пути разрастания семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха. Таким образом обосновывался неограниченный характер власти правителя. |
Договорная 17 в. Томас Гоббс, Джон Локк | Государству предшествует состояние борьбы между людьми. Для прекращения конфликтов люди заключают общественный договор – всеобщее соглашение о соблюдении общей пользы. В силу этого они отказываются от части своих естественных прав в пользу суверена – государства. Государство имеет право использовать меры принуждения ради достижения общего блага, предусмотренного условиями общественного договора. |
Органическая 19 в. Герберт Спенсер | Общество рассматривается не как сумма индивидов, а как нечто единое целое – организм. При этом социум подчиняется тем же законам, что и биологические организмы: увеличения объема, усиления дифференциации, возрастания интеграции. |
Насилия 19 в. Людвиг Гумплович | Борьба за существование представляет главный фактор общественной жизни, основной стимул исторического развития. Государство возникло в результате завоевания одного народа другим. Оно обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после – для поддержания безопасности. Господствующий в государстве слой является потомком народа-завоевателя. |
Классовая 19 в. Карл Маркс | В основе общества лежат производственные отношения, которые определяют надстройку общества – его политические и культурные институты (включая государство и право). Любое общество, в котором существует частная собственность, делится на два класса: эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство представляет интересы эксплуататорского класса, который владеет основными средствами производства. Поэтому оно является прежде всего аппаратом насилия, подавления эксплуатируемых масс. |
Типология государства
Античные концепцииАнтичные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) делили различные формы государства и права на две группы: правильные и неправильные.
Правильные | Неправильные |
власть осуществляется на основе законов и в общих интересах царская власть (законная монархия) аристократия (законная власть немногих демократия (власть народа на основе законов) | власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей тирания (незаконная власть одного) олигархия (незаконная власть немногих) демократия (власть демоса не на основе законов) |
Историко-формальный подход Гегеля
Гегелевская типология государства строится на основе его учения о развитии и смысле во всемирной истории различных общественно-духовных формаций (царств), представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы, которым соответствуют определенные типы государств: теократия, демократия, аристократия, конституционная монархия.
С позиций всемирно исторического процесса развития права и государства Гегель выделял 4 формы существования миропорядка:
1) восточное (теократия)
2) греческое (демократия или аристократия)
3) римское (демократия или аристократия)
4) германское (монархия Нового времени с представительной системой)
Эти царства представляют собой объективные исторические формации, формообразования мира. Со сменой этих царств происходит смена существующих типов государства и права. Восточному царству соответствует теократия (свобода одного, верховного правителя), греческому и римскому царствам – демократия или аристократия (свобода некоторых, т.е. части населения), германскому царству – монархия Нового времени с представительной системой.
Восток, по мнению Гегеля, знал и знает только то, что один свободен; греческий и римский мир знает, что некоторые свободны; германский мир знает, что все свободны.
Историко-формационный подход Марксизма
Критерием типологии права и государства, позволяющим выявить и закономерные связи этих явлений как во времени, так и среди существующих государств и их правовых систем, согласно Марксу и Энгельсу является понятие «общественно-экономической формации». Под последней подразумевается исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Экономические отношения, будучи основой и источником развития общества, позволяют увидеть единообразие, сходство разных стран в отдельные исторические периоды. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется по объективным причинам путем ниспровержения устаревших и установления новых, соответствующих достигнутому уровню развития производительных сил. Последовательная смена четырех классовых общественно-экономических формаций объективно определяет логику развития государства и права и основные этапы этого развития
Цивилизационный подход типологииЦивилизационный подход возник на основе культурологических исследований Шпенглера, Тойнби и Н.Я. Данилевского. Они отрицали единство общечеловеческой культуры (цивилизации). Каждая цивилизация отличается своей спецификой, имеет свои социальные и политические ценности, воззрения и устремления, свои государственно-правовые формы. Учитывая сходство и аналогии в развитии этих автономных цивилизаций, говорится о некоторых эмпирических законах повторяемости в процессе развития этих цивилизаций. Данные учения специально не исследуют проблемы государства и права, на основе чего можно строить теоретически значимую типологию.