Наличие национальной валюты и т. д.


Сущность государства

Сущность государства –смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

Существуют следующие подходы к сущности государства:

 Классовый (государство является орудием подавления одного класса другим);

 Солидаристский (государство является инструментом, при помощи которого обеспечивается внешняя солидарность индивидов);

 Либеральный (государство не единственный институт социума, предназначенный для социального управления, но имеющий социальные функции и призванный охранять интересы индивидов);

 Конфликтный (государство возникает с целью недопущения явных столкновений между людьми);

 Интегративный (государство возникает для организации больших масс людей для достижения их общего блага.

Сущность государства определяется взаимоотношением между тремя элементами:

1) личность;

2) общество (отдельные классы и сословия;

Государство.

Существуют 2 модели взаимодействия указанных элементов:

1) механическая (правовое государство является вторичным образованием по отношению к индивиду);

2) органическая (указывает на естественность связей элементов в социуме: с одной стороны государство существует вне зависимости от воли индивидлв: с другой – целенаправленная деятельность последних может менять государство).

Связью между элементами в социуме является властькак особое отношение между индивидами, позволяющее упорядочивать отношения внутри социума и достигать определенного результата.

Основные теории происхождения государства: основная характеристика

Название Мнение
Теологическая 13 в. Фома Аквинский Государство – результат божественного промысла, оно вечно, как и сам Бог, государь наделяется церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать Божью волю.
Патриархальная 17 в. Роберт Фильмер Процесс создания государства шел по патриархальному пути, то есть пути разрастания семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха. Таким образом обосновывался неограниченный характер власти правителя.
Договорная 17 в. Томас Гоббс, Джон Локк Государству предшествует состояние борьбы между людьми. Для прекращения конфликтов люди заключают общественный договор – всеобщее соглашение о соблюдении общей пользы. В силу этого они отказываются от части своих естественных прав в пользу суверена – государства. Государство имеет право использовать меры принуждения ради достижения общего блага, предусмотренного условиями общественного договора.
Органическая 19 в. Герберт Спенсер Общество рассматривается не как сумма индивидов, а как нечто единое целое – организм. При этом социум подчиняется тем же законам, что и биологические организмы: увеличения объема, усиления дифференциации, возрастания интеграции.
Насилия 19 в. Людвиг Гумплович Борьба за существование представляет главный фактор общественной жизни, основной стимул исторического развития. Государство возникло в результате завоевания одного народа другим. Оно обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после – для поддержания безопасности. Господствующий в государстве слой является потомком народа-завоевателя.
Классовая 19 в. Карл Маркс В основе общества лежат производственные отношения, которые определяют надстройку общества – его политические и культурные институты (включая государство и право). Любое общество, в котором существует частная собственность, делится на два класса: эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство представляет интересы эксплуататорского класса, который владеет основными средствами производства. Поэтому оно является прежде всего аппаратом насилия, подавления эксплуатируемых масс.



Типология государства

Античные концепцииАнтичные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) делили различные формы государства и права на две группы: правильные и неправильные.



Правильные Неправильные
власть осуществляется на основе законов и в общих интересах  царская власть (законная монархия)  аристократия (законная власть немногих  демократия (власть народа на основе законов)   власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей  тирания (незаконная власть одного)  олигархия (незаконная власть немногих)  демократия (власть демоса не на основе законов)  

Историко-формальный подход Гегеля

Гегелевская типология государства строится на основе его учения о развитии и смысле во всемирной истории различных общественно-духовных формаций (царств), представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы, которым соответствуют определенные типы государств: теократия, демократия, аристократия, конституционная монархия.

С позиций всемирно исторического процесса развития права и государства Гегель выделял 4 формы существования миропорядка:

1) восточное (теократия)

2) греческое (демократия или аристократия)

3) римское (демократия или аристократия)

4) германское (монархия Нового времени с представительной системой)

Эти царства представляют собой объективные исторические формации, формообразования мира. Со сменой этих царств происходит смена существующих типов государства и права. Восточному царству соответствует теократия (свобода одного, верховного правителя), греческому и римскому царствам – демократия или аристократия (свобода некоторых, т.е. части населения), германскому царству – монархия Нового времени с представительной системой.

Восток, по мнению Гегеля, знал и знает только то, что один свободен; греческий и римский мир знает, что некоторые свободны; германский мир знает, что все свободны.

Историко-формационный подход Марксизма

Критерием типологии права и государства, позволяющим выявить и закономерные связи этих явлений как во времени, так и среди существующих государств и их правовых систем, согласно Марксу и Энгельсу является понятие «общественно-экономической формации». Под последней подразумевается исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Экономические отношения, будучи основой и источником развития общества, позволяют увидеть единообразие, сходство разных стран в отдельные исторические периоды. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется по объективным причинам путем ниспровержения устаревших и установления новых, соответствующих достигнутому уровню развития производительных сил. Последовательная смена четырех классовых общественно-экономических формаций объективно определяет логику развития государства и права и основные этапы этого развития

Цивилизационный подход типологииЦивилизационный подход возник на основе культурологических исследований Шпенглера, Тойнби и Н.Я. Данилевского. Они отрицали единство общечеловеческой культуры (цивилизации). Каждая цивилизация отличается своей спецификой, имеет свои социальные и политические ценности, воззрения и устремления, свои государственно-правовые формы. Учитывая сходство и аналогии в развитии этих автономных цивилизаций, говорится о некоторых эмпирических законах повторяемости в процессе развития этих цивилизаций. Данные учения специально не исследуют проблемы государства и права, на основе чего можно строить теоретически значимую типологию.

Наши рекомендации