Историко-материалистическая школа права
Марксистская теория. Вопросам происхождения государства и права в их единстве посвящено одно из основных произведений марксизма – труд Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Делит социум на:
базис (экономика) надстройку
Возникая из потребностей общества, государство изначально стремится обеспечить общественные интересы (например, на Востоке – орошение больших площадей земли) и защиту от внешних врагов.
По мере появления и накопления частной собственности, имущественного расслоения общества на классы и развития классовых противоречий государство стало приспосабливаться для обеспечения интересов экономически господствующего меньшинства по отношению к зависимому и эксплуатируемому большинству.
Марксистское учение о государстве и праве содержит следующие основные положения:
1) Государство и право – всегда классовые по своей сущности явления, а потому имеются только в классовом обществе.
2) Они возникают с делением общества на классыкак объективно необходимый результат их борьбы и общественного разделения труда. Развитие государства и права обусловливается, в конечном счете, производственными отношениями.
Государство и право – орудия классового господства, орудие подавления.
Они осуществляют, поддерживают, охраняют всю систему этого господства. Представляя волю и интересы господствующих классов
С исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают (конечная цель коммунизма – общество, где единственным социальным регулятором является мораль советского человека).
Следует заметить, что только последнее обстоятельство не нашло своего исторического подтверждения, возможно, в силу того, что до настоящего времени после своего возникновения классы не исчезали ни в одном обществе ни одной страны в мире.
Немарксистская теория. Со второй половины 80-х и в 90-е гг. в историко-материалистической концепции стали формироваться два подхода.
Один – марксистский.
Второй подход – немарксистский, исходящий из того, что к возникновению государства и права приводят потребности совершенствования управления первобытным обществом, необходимость решать "общие дела". При внимательном сопоставлении обоих материалистических подходов можно заметить, что второй подход принципиально отличается от марксистского. Главным образом, критикой последнего в излишнем преувеличении роли классов и классовой борьбыи в утверждении, –
государство не отомрет с исчезновением классов, а будет существовать, пока вообще существует человеческая цивилизация, то есть "вечно".
Критически оценивая ряд положений работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", А.Б. Венгеровспециально подчеркивает, "что это никак не умаляет ее конкретно-исторического значения, роли, которую сыграла эта книга в понимании происхождения государства, вообще в истории духовной жизни XX века". И относит к достоверным "материалистический и диалектический подход к развитию первобытного общества, а также утверждение о взаимосвязи становления классового общества и государства. Поэтому эта теория может быть названа и классовой теорией происхождения государства.
Считая ошибочным "преувеличение роли классов в создании государства, особенно господствующего класса", А.Б. Венгеров подчеркивает, что именно марксистская "теория выделила в происхождении государства те черты, которые либо не были замечены в иных теоретических представлениях, либо были сознательно закамуфлированы опять же в угоду определенным идеологическим представлениям и интересам".
Психологическая школа права
Создатель: | русский ученый-юрист Лев Петражицкий (1867-1931гг.) (Созданная теория носит его имя) |
В рассматриваемой теории право определяется и исследуется как явление индивидуальной психики человека.
Социальный момент в праве не игнорируется, но воспринимается под углом зрения психологических переживаний, поскольку в них он отражается. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке.