Юридический позитивизм (легизм). Нормативизм

Позитивизм. Основы юридического позитивизма были разработаны английским юристом Остиномв его труде «Чтение по юриспруденции» (1832г.).

В основе позитивистского правопонимания лежит понятие права как приказа, как принудительных установлений государства. С легистских позиций право с самого начала сводится к закону и отождествляется с ним.

Юридический позитивизм порывает с принципами и положениями теории естественного права. Если последняя признавала права и свободы человека первичными и требовала их непременного признания государством, то позитивисты единственным источником права признавали государство. От него граждане и получали права и свободы.

Обосновывая предложенное понимание права и задач правовой науки, позитивисты подвергли критике естественные права человека. Признавая государство единственным источником действующего права, позитивисты разработали правовые средства, конструкции, способные обеспечить неукоснительное действие права, применение принудительных мер к правонарушителям. Значительная часть понятий, принципов современной теории права была разработана в недрах юридического позитивизма. Среди них можно выделить:  принцип верховенства закона и наличие иерархической связи между законами и иными нормативными правовыми актами;  принцип недопустимости отказа в правосудии по мотивам наличия в действующем законодательстве пробелов;  принцип подчинения судьи только закону.

Сторонники юридического позитивизма внесли весомый вклад в разработку категорий теории права. Они обосновали понимание нормы права как единства трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, дали развернутую характеристику содержанию правоотношений, модифицировали и развили методы толкования права и др.

Специфика правопонимания позитивистов сводится к принудительному характеру права. Причем эта принудительность права трактуется не как следствие каких-либо объективных свойств и требований права, а как исходный фактор, как силовой первоисточник права. Сила государственной власти рождает насильственное, приказное право.

Легизм.Логическое завершение юридический позитивизм получил в нормативистской теории Кельзена, называемой «чистым учением о праве». Смысл «чистоты» этого учения состоит в том, что оно занимается одним только правом и «очищает» изучаемый предмет от всего, что не есть право.

Право при этом трактуется как любая норма, исполнение которой навязывается принудительно любой властью.

Теория права Кельзена стремится описать право таким, как оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой. Юриста не должны интересовать внешние связи права с такими явлениями, как психология, социология, политика. Познание социальных факторов, влияющие на процессы создания законов, осуществления правосудия, действия права, выходит за рамки правоведения. Все это является метаюридическими вопросами и не способствует пониманию права, а лишь запутывает его. Правоведение, полагал Кельзен, является нормативной наукой и потому не занимается изучением причинно-следственных связей, составляющих предмет естественных наук.

Кельзен впервые вносит понятие конституционности нормы.

Систему права Кельзенпредставляет в виде пирамиды, вершину которой занимают конституционные нормы. Далее следует закон и иные нормативные правовые акты, конкретизирующие общие конституционные нормы. Последнюю ступень пирамиды составляют индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами, а также гражданами при заключении договоров и соглашений. Венчает пирамиду основная норма – гипотетическое понятие, связанное с действующей в стране конституцией.

Легитимным признается правительство, которое сообразно основной норме действует в строгом соответствии с Конституцией и создает действенные нормы права.

Социологическая школа права

Данное течение сформировалось в самостоятельную дисциплину в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля.

Представители: Конт, Дюркгейм, Дюги, Эрлих, Паун, Ориу

Для социологической юриспруденции характерно акцентирование внимания не на том, что есть право, а на том, как право действует.

В этой связи оказалось уместным древнее различение слова живого и слова мертвого, которое, будучи привнесенным в правовую жизнь и правовое общение, позволило произвести отличие законов, которые «гласят», от законов, которые не «гласят», или, другими словами, отличать право в жизниот права в книгах.



Наши рекомендации