Естественное право – собирательная категория, которая характеризует учение, противопоставляющее закон и некий надправовой регулятор.

В качестве содержания естественного выделяли:

 волю Бога (Фома Аквинский = Томас Аквинат = лат. Thomas Aquinas);  справедливость (Аристотель);  законы природы (Цицерон);  естественный закон (Томас Гоббс);  естественные права (право на жизнь, свободу, неприкосновенность, частную собственность).

Первым идеологом естественного права является Аристотель. Он выделил справедливость уравнивающую и распределяющую.

Восточный подход к естественному праву.Имеет заранее определенное, жесткое содержание (например, религиозное).

Западный подход к естественному праву. Западная традиция не указывает на жесткое содержание, оно зависит от политической расстановки сил. С 5 в. н. э. естественное право вытесняется христианством. Фома Аквинский соединяет христианство с языческой доктриной Аристотеля, выделяя:

 вечный закон (общий порядок мироздания сверхразумом);

 естественный закон (законы в природе);

 божественный закон (дан людям в божественном откровении для направления их поведения);

 человеческий закон.

Эволюция концепции естественного права:

Естественное право создаётся Богом по его замыслу

Естественное право создаётся Богом, но существует самостоятельно

Естественное право создаётся Богом и ограничивает власть Бога

Бог подчиняется естественному как некому закону

Естественное право исключает Бога из своей доктрины –материализм

Представителями естественного права данного периода являются: Гроций Декарт  Локк  Дидро  Спиноза  Гоббс  Вольтер  Монтескье  Руссо.

Возрождение естественного права.В XX веке начались процессы возрождения и модернизации идей естественного права, что вылилось в возникновение школы возрожденного естественного права.

В целом для возрожденного естественного права характерен заметный поворот к реальным и конкретным аспектам правовой практики.

Согласно теории возрожденного естественного права то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы.

Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются несколько направлений.

Неотомизм – новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным.

Светская доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения.

Историческая школа права

Возникла конец 18 века в Германии
Прекратила существование середина 19 века
Представители Гуго, Савиньи, Пухта, Тибо

Историческая школа права критикует естественное право за его неисторичность, недоказуемость научными способами.

Историческая школа права базируется на изучении и рецепции римского права и пытается перенести ее закономерности на развитие права вообще. Право развивается постепенно, эволюционно, подобно языку, отражает уникальный народный дух. Основным источником права является обычай,который имеет длительное время реализации.

Исторический народный дух выражается:

 народом

 юристами

 государством

Развитие национального духа, сознания стихийно эволюционирует и право. Динамика права всегда есть органический процесс в том смысле, что она сродни развитию организма из своего зародыша. Вся история права – медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, изначально покоится в почве народного духа.

На первом этапесвоего развития право выступает в форме обычаев;

на второмделается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя при этом связи со своим корнем – общим убеждением народа.

По мнению представителей исторической школы права, бесцельно и бессмысленно искусственно конструировать и в любое время предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа она не может привиться обществу. Правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается и в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни. Одной фразой это можно выразить следующим словом: право имеет историю.

Юристы исторической школы права видели назначение действующих в государстве юридических институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка, каким бы консервативным он не был.

Юристы исторической школы права:

 выступали в защиту крепостничества;

 выступали в защиту монархической государственности;

 выступали в защиту феодального права;

 отвергали теорию договорного происхождения государства;

 не признавали права народа на революцию;

 отклоняли идею разделения властей.

Сопряженная с отрицанием прогрессивных идей буржуазного общества историческая школа права не нашла широкого круга почитателей. Вместе с тем, в философско-юридических суждениях данной школы положительное значение имела критика представлений естественно-правового толка о вечности, неизменности и неподвижности права. Заслуживает внимание и попытка трактовать правовые институты в качестве особых социальных явлений, исторически закономерно рождающихся, функционирующих и развивающихся в целостном единстве жизни каждого народа.


Наши рекомендации