Справедливость – один из важнейших признаков права.
Справедливость (justitia) грамматически производна от права (jus).
Понятие справедливости разрабатывалось с древнейших времен. Развернутую теорию справедливости как основы права создал Аристотель. Он различал два вида справедливости:
- Уравнивающая.Это та справедливость, которой люди руководствуются при обмене ценностями или возмещении ущерба.
- Распределяющая.Признает справедливым как равное, так и не равное распределение между различными лицами в зависимости от их вклада в общественное благо.
В средние века связи права и справедливости разрабатывались с переходом к широкому изучению римского права, в частности школой глоссаторов. Этим вопросам серьезное внимание уделялось передовыми мыслителями XVII-XVIII вв. (Гроций, Гоббс, Монтескье, Вольтер, Дидро, Гольбах), в немецкой классической философии (Кант, Гегель), в теории марксизма.
Среди работ современных отечественных правоведов, посвященных данной проблематике, можно указать на монографии Г. В. Мальцева (1797 г.) и А. И. Экимова (1980г.).
Право по своей природе есть регулятор, действующий на основе применения равных мер к различным субъектам.
Противоречиямежду правом и справедливостью могут выражаться не только в несправедливом применении правовых норм, но и в издании государством изначально несправедливых норм права. Поэтому справедливый подход должен быть обеспечен, прежде всего, в процессе издания государством нормативно-правовых актов.
Право и свобода
Свобода это право делать все, что не запрещено законом. (Монтескье).
Любой индивид наделен определенной степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов – таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида до определенной степени. В данном случае встает вопрос: как соблюсти баланс интересов всех индивидов общества при оптимальном ограничении степени свободы? Регулятором в данной сфере выступают социальные нормы, значительную долю которых составляют нормы права.
Таким образом, мы видим, что право и свобода категории соотносимые и взаимосвязанные. В этом контексте мы их рассмотрим.
Свобода – способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения.
Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть ограничивается определенными рамками.
С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках.
Как было сказано выше, правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы. Право – официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединений, общества в целом.
Право – это всегда ограничение свободы личности.
Таким образом, мы имеем правовой парадокс: право ограничивает свободу человека, чтобы эту свободу гарантировать.
Индивидуальная мера свободы человека, его интересы, потребности, права и свободы должны ограничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенных обязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограничивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство.
Итак, государство с помощью права в интересах, как отдельного лица, так и общества в целом ограничивает свободу каждого. До каких пределов это возможно? Очевидно, что такие ограничения должны быть обоснованными и допустимыми.
Право, ценности и интересы
Ценности можно разделить на:
· абсолютные;
· относительные;
· рекомендуемые;
· нейтральные;
· нежелательные;
· отрицательные;
· антиценности.
Ценности и интересы бывают:
- индивидуальные;
- групповые;
- классовые.
Интересы можно разделить на законныеи «бытовые».
На право, ценности и интересы влияет структура общества, его индивидуальная история и развитие.
Государство должно поддерживать и защищать законные интересы и ценности, которые приемлемы для всего общества, которые сложились исторически, и должно противостоять аморальным ценностям и интересам, неприемлемым для общества (проведение гей-парадов, заключение однополых браков).
Смысл в том, что право поддерживает баланс ценностей и баланс среди интересов.
Право и экономика