Справедливость – один из важнейших признаков права.

Справедливость (justitia) грамматически производна от права (jus).

Понятие справедливости разрабатывалось с древнейших времен. Развернутую теорию справедливости как основы права создал Аристотель. Он различал два вида справедливости:

- Уравнивающая.Это та справедливость, которой люди руководствуются при обмене ценностями или возмещении ущерба.

- Распределяющая.Признает справедливым как равное, так и не равное распределение между различными лицами в зависимости от их вклада в общественное благо.

В средние века связи права и справедливости разрабатывались с переходом к широкому изучению римского права, в частности школой глоссаторов. Этим вопросам серьезное внимание уделялось передовыми мыслителями XVII-XVIII вв. (Гроций, Гоббс, Монтескье, Вольтер, Дидро, Гольбах), в немецкой классической философии (Кант, Гегель), в теории марксизма.

Среди работ современных отечественных правоведов, посвященных данной проблематике, можно указать на монографии Г. В. Мальцева (1797 г.) и А. И. Экимова (1980г.).

Право по своей природе есть регулятор, действующий на основе применения равных мер к различным субъектам.

Противоречиямежду правом и справедливостью могут выражаться не только в несправедливом применении правовых норм, но и в издании государством изначально несправедливых норм права. Поэтому справедливый подход должен быть обеспечен, прежде всего, в процессе издания государством нормативно-правовых актов.

Право и свобода

Свобода это право делать все, что не запрещено законом. (Монтескье).

Справедливость – один из важнейших признаков права. - student2.ru

Любой индивид наделен определенной степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов – таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида до определенной степени. В данном случае встает вопрос: как соблюсти баланс интересов всех индивидов общества при оптимальном ограничении степени свободы? Регулятором в данной сфере выступают социальные нормы, значительную долю которых составляют нормы права.

Таким образом, мы видим, что право и свобода категории соотносимые и взаимосвязанные. В этом контексте мы их рассмотрим.

Свобода – способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения.

Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть ограничивается определенными рамками.

С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках.

Как было сказано выше, правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы. Право – официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединений, общества в целом.

Право – это всегда ограничение свободы личности.

Таким образом, мы имеем правовой парадокс: право ограничивает свободу человека, чтобы эту свободу гарантировать.

Индивидуальная мера свободы человека, его интересы, потребности, права и свободы должны ограничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенных обязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограничивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство.

Итак, государство с помощью права в интересах, как отдельного лица, так и общества в целом ограничивает свободу каждого. До каких пределов это возможно? Очевидно, что такие ограничения должны быть обоснованными и допустимыми.

Право, ценности и интересы

Ценности можно разделить на:

· абсолютные;

· относительные;

· рекомендуемые;

· нейтральные;

· нежелательные;

· отрицательные;

· антиценности.

Ценности и интересы бывают:

- индивидуальные;

- групповые;

- классовые.

Интересы можно разделить на законныеи «бытовые».

На право, ценности и интересы влияет структура общества, его индивидуальная история и развитие.

Государство должно поддерживать и защищать законные интересы и ценности, которые приемлемы для всего общества, которые сложились исторически, и должно противостоять аморальным ценностям и интересам, неприемлемым для общества (проведение гей-парадов, заключение однополых браков).

Смысл в том, что право поддерживает баланс ценностей и баланс среди интересов.

Право и экономика

Наши рекомендации