Систематизация НПА. Виды систематизации.
Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) - это целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, объединению НПА в единую согласованную систему. Она тесно соприкасается с правотворчеством, но не совпадает с ним. При её осуществлении не вносятся изменения, дополнения в регламентацию общественных отношений, не происходит создание новых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.
В систематизации нормативно-правовых актов нуждаются законодатели, правоприменители и все граждане.
В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация. Ещё одним видом систематизации выделяют учёт.
1. Учёт законодательства и иных нормативных актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учёт. Учёт осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.
Основной задачей учёта является сбор и поддержание нормативных актов в.состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Совокупность нормативных актов, взятых на учёт,
составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в
определённом порядке.
2. Инкорпорация представляет собой объединение в сборнике или собрании действующих нормативно-правовых актов в определённом порядке без изменения содержания. В отличие от учёта, осуществляемого государственными органами и юридическими лицами для собственных потребностей, инкорпорация проводится с целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами законов и иных нормативно-правовых актов.
Инкорпорация основывается только на внешней систематизации или простой классификации нормативных актов по определённым тематическим признакам: предметному и (или) хронологическому. Она может охватывать всё законодательство по данному предмету регулирования. Это называется генеральной инкорпорацией. Если она относится лишь к части законодательства, то является частной инкорпорацией.
Сохранение неизменным нормативного содержания акта - основное отличие инкорпорации от консолидации и кодификации как более совершенных видов систематизации.
Результатом инкорпорации является издание сборников законов, собраний законодательства или сводов законов.
Официальная инкорпорация - это упорядочение правотворческим органом норм путём издания сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер.
Официознымипризнаются собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения. Отсутствие такого одобрения означает, что ответственность за полноту собрания и соответствие текстов акта несёт составитель собрания, а, не правотворческий орган.
Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов.
3. Консолидацияэто такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Цель - устранение множественности НПА, их унификация.
Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом - и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией.
Недостаток, консолидации - её неспособность менять содержания правового регулирования - в правотворчестве успешно преодолевается с помощью кодификации
4. Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Она может осуществляться только правотворческими органами государства и является разновидностью правотворчества.
Результатом кодификации является издание нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному вопросу нормативные акты и называется кодификационным актом.
Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками:
• кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий;
• в результате кодификации создаётся новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших;
• кодификационный акт является сводным актом, так как в нём сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область в общественных отношениях;
• кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определённой сфере общественной жизни;
• нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений.
Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на следующие виды:
1) кодекс (закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений).
2) Регламент- нормативный правовой акт, принятый (изданный) главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.
3) Правила - кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.
4) Устав (Положение) - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственных ор ганов, предприятий, объединений, организации, учреждений, а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.
Пределы действия НПА.
Действие во времени.
НПА действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное. Временный срок может быть установлен для всего акта или его частей. В этом случае в НПА должен быть указан срок действия или событие, при наступлении которого НПА утрачивает силу. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов.
В зависимости от видов нормативных актов в Республике Беларусь установлен различный порядок и сроки вступления их в силу.
Законы и Декреты Президента Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования». Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты (за исключением декретов Президента, законов Республики Беларусь, постановлений обеих палат Национального собрания Республики Беларусь) вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Постановления палат парламента - Национального собрания Республики Беларусь вступают в силу с момента их принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.
Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь .
Нормативные правовые акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств.
Так, в Республике Беларусь «нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:
♦ истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть);
♦ признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;
♦ признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;
отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь
Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях:
- если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила;
- если НПА смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния.
Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
а) по истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен;
б) в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее действующий акт;
в) на основании прямого указания конкретного органа, об отмене данного нормативного акта.
Действие в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море ив иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море и в иностранных территориальных водах, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.
Территориальные пределы действия нормативных актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальноедействие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).
Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, НПА республиканских органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, НПА органов местного управления и самоуправления – на соответствующей территории.
Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.
Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем.
Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории. Так, нормы избирательного закона обязательны на всей территории Республики Беларусь в части активного избирательного права и не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных, признанных судом недееспособными и осужденными к лишению свободы.
19. Правосознание: понятие, структура, виды.
Правосознание - это такая сфера или область сознания, которая отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.
Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных элемента:
1. Правовая идеология,
2. Правовая психология.
Правовая идеология - есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных социальных групп и слоев населения, отдельных индивидов. Она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования.
Правовая психология - это совокупность правовых чувств, настроений, ценностных отношений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы. Включает следующие элементы:
· общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;
· психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;
· представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;
· чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;
· способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) - влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.