Правотворческий процесс складывается из ряда стадий.
1. Планирование. Основа – государственная программа и планы подготовки НПА. Занимается национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь.
2. Стадия законодательной инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворческий орган или предложении об издании нормативного акта или подготовленного проекта акта. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с законопроектом, предполагает Юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение.
2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработки его проекта, включения в план законопроектных работ и т.п.
3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Эти процедуры различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы учёных и специалистов:
4. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять.
5. Принятие нормативного акта. Включение в НРПА РБ.
6. Доведение содержания принятого акта до его адресата. Названные выше принципы в той или иной степени пронизывают каждую из стадий правотворческого процесса.
Понятие и виды законов
Закон – нормативно-правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
Признаки закона как основного источника
права, как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой:
1) законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;
2) законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
3) законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам;
4) законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;
5) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов
по отношению друг к другу.
Виды законов:
· Конституция;
· Решение референдума;
· Программный закон;
· Кодекс
· Декрет Президента РБ, имеющий силу закона;
· Федеральные законы (в федеративных государствах);
· Обычные законы.
· Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
· Программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.
· Кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.
· Закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
· Декрет - нормативный правовой акт главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
Классификация законов
1. По субъекту законотворчества: а) законы, которые принимаются высшим представительным органом б) законы, принятые путем народного голосования (на референдуме)
2. По объекту законотворчества: а) общие (напр., Закон о гражданстве в Республике Беларусь); б) специальные (напр.,